Постревизионистское направление




Возникло в конце XX века. Постревизионисты предлагают отказаться от радикальных взглядов ревизионистов и признать важность анализа предпосылок в долговременном плане. Э. Хьюджес, например, уверена в том, что казнь короля была не просто чудовищной ошибкой или результатом кратковременного кризиса, но выходом из положения, который объясняется долгосрочными аспектами английской политической традиции и истории.[4]

Такова оценка общего исторического фона, помогающая понять отношение историков к личности Карла, его правлению и к казни короля. Однако, несмотря на принципиально различные подходы к причинам английской революции, многие историки все же сходятся в оценках личности Карла I. Большинство полагают, что он был абсолютно непригоден к власти, к тому же наделен весьма противоречивым характером, и поэтому не освобождают его от ответственности за происшедшие события. К. Рассел даже утверждает, что «неудачливый король на троне» - это именно то, что «дает ответы на главные вопросы относительно причин гражданской войны…». [5] Так или иначе, личность и манера правления Карла I во многом могут объяснить печальные для короля события 1649 года.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАРЛА I

Детство

Карл Стюарт родился в Англии в замке Думфернлайн 19 ноября 1600 года. Еще в детстве сформировались те черты характера будущего правителя, которые впоследствии дадут повод многим историкам назвать Карла «прискорбным образом негодным к монархической власти». Дело в том, что Карла не готовили к управлению королевством, ведь он был младшим сыном Якова I и Анны Датской. Свои ранние годы он провел в тени очаровательного и очень популярного среди англичан старшего брата Генри, страдая от нехватки родительского внимания и проблем со здоровьем. И только в 1612 году после внезапной смерти брата, который и должен был унаследовать трон, Карла наконец-то заметили. Однако ни его собственный отец, ни остальное окружение не были воодушевлены открывающейся перспективой. Карл сильно заикался, страдал рахитом, постоянно пытался преодолеть отчужденность, а, наталкиваясь на равнодушие, впадал в гневные припадки. Его застенчивость стала переходить в высокомерие и яростную ревность, особенно по отношению к фаворитам его отца.[6] Несмотря на то, что в дальнейшем Карл усилием воли преодолеет свою замкнутость, вступит на трон полным достоинства правителем, и, несмотря на заикание, будет пытаться публично обращаться к людям, несчастливое детство все же оставило глубокий след в его сознании. Его характер представлял собой искусственное соединение противоположных элементов. У него появилась мания авторитарно вмешиваться в любые детали проводимой политики, и в то же время он был некомпетентен в ней в широком контексте.[7]

Недостатки

Став королем в 25 лет, Карл делает попытку хотя бы внешне соответствовать тому идеалу монарха, каким он себе его представлял. Однако ему на самом деле не доставало многих качеств и умений, необходимых правителю. Здесь сказалось и образование, так как Карла очень поздно начали готовить к вступлению на трон, и отсутствие должного воспитания. Его любимым занятием было покровительство искусству и коллекционирование, этому он посвящал практически все свое время. В дальнейшем у него возникнут очень теплые отношения с женой Генриеттой-Марией, и королевская чета станет образцовой супружеской парой.[8] Именно семья отнимала большую часть эмоциональной энергии Карла. Коренным образом поменялся двор с воцарением Карла. Он завел при дворе строгие порядки, выказывая благочестие. Свидетельница таких перемен при дворе Карла I леди Хатчинсон так описывала их в книге о своем муже: "Шуты и развратники, насмешники и мужчины-любовники были оттуда удалены... Ученые и отличившиеся в видах искусств получили признание и поощрение короля".[9]

Тем не менее, будучи не совсем уверенным в себе человеком, ему было довольно сложно управлять людьми, хотя сам он мог легко попадать под чужое влияние. У него нашелся свой злой гений – Джордж Вильерс, герцог Бекингем, который в течение нескольких лет манипулировал королем, как марионеткой.

Более того, в первом же своем обращении к парламенту, он обнаруживает самый главный свой недостаток. Карл не умел идти на компромисс, не умел вести переговоры, не терпел критики, если речь шла об ограничении его королевской власти. Он был согласен на то, чтобы парламент корректировал его действия – но только по его повелению. Эта идея повеления была у него почти маниакальной. Он не хотел допускать и мысли о том, что ему можно не подчиниться, что он может быть не прав. В дальнейшем этот факт создал значительные трудности, например в Шотландии в 1637-38, когда его нежелание идти на уступки по поводу использования английского молитвенника, превратили ограниченный протест в полномасштабное восстание. С таким настроем Карл был обречен на провал.

Политические убеждения

Последующие столкновения между короной и ее противниками были не только следствием его личных качеств, но и в значительной степени его политических убеждений. Историк Ч. Карлтон подчеркивает, что оппозиция всегда воспринималась им как заговор злых и эгоистичных людей. Король считал, что только сам может судить о том, что в деятельности парламента было добром и что злом.[10] Так как Карл очень редко оставлял документальные свидетельства, которые могли бы подтвердить его истинные мысли, некоторые ученые сформировали весьма интересную концепцию относительно источника, из которого можно почерпнуть некоторые идеи и убеждения короля. В 1630-е гг. при дворе весьма популярны были так называемые игры в маски. Король и королева практически всегда участвовали в пьесах, исполняя главные роли. Основной политической целью данных игр историк Р. Каст называет утверждение и провозглашение сильной королевской власти. Карл являлся олицетворением мудрости и справедливости, в то время как царица была представлена как воплощение чистой любви и красоты. Они символизировалиBetween them they would create order and harmony by subduing the disruptive forces of the anti-masque, such as puritanism and popular rebellion. восстановление порядка и гармонии путем подавления таких разрушительных сил, как пуританство или народные восстания. Из этого Р. Каст делает вывод о том, что помимо идеи о божественном предназначении короля, Карл I был одержим идеей того, что гармония и порядок могут быть достигнуты при помощи короля, который, играя роль, закладывает определенные модели поведения, которые надлежит копировать и соблюдать всем остальным.[11] Так или иначе, убеждения короля явно расходились и с парламентом, и с английским народом, и со временем в целом. This points to one of the most interesting contrasts with his father.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: