Обеспечение комфортной образовательной среды для развития саморегуляции поведения дошкольников




 

В настоящее время мы с вами, как педагоги, испытываем дефицит в современных технологиях развития личности ребенка. Явное предпочтение отдается познавательному развитию ребенка в ущерб социально- личностному.

Но именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Важно создать ситуации и разные формы активности, в которых ребенок будет самостоятельно выбирать цели и средства своей деятельности, соотносить свое поведение с требованиями ситуации и ожиданиями других людей, следовать нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Как вы думаете, сколько времени занимает свободное общение детей в группе? (от 10% до 20% времени их пребывания в детском саду). Как правило, это происходит в специально отведенных режимных моментах (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, достичь целевых ориентиров дошкольного образования

В группе педагогу необходимо создать условия для создания социальной ситуации развития детей, когда каждому из детей представится возможность проявить свою индивидуальность и инициативу, но в тоже время будет развиваться способность к волевым усилиям.

Встает вопрос, как создать такую комфортную образовательную среду, в которых эти качества развивались бы более успешно?

Одним из способов реализации этих задач служит педагогическая технология «Клубный час», разработанная Н.П. Гришаевой. Ее преимущества в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Технология позволяет повысить показатели развития и комфортности пребывания детей в образовательном пространстве ДОУ. Дети сами свободно двигаются, сами находят себе деятельность по интересам, находят новых друзей по общению разного возраста.

Основными целями клубного часа являются: воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки, приобретение собственного жизненного опыта переживания необходимого для самоопределения и саморегуляции. Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа с педагогами. Со своими коллегами обсудили и определили тематику Клубных часов и перспективное планирование на полугодие, соответствующие тематическому планированию детского сада. Определили длительность и периодичность клубных часов. Ввели правила поведения. Решили какие группы будут учувствовать (в нашем ДОУ это старшие и подготовительные группы) Определили какие есть типы клубных часов и какие мы будем использовать в своей работе.

Существует три типа клубного часа:
===========================
СВОБОДНЫЙ, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам

ТЕМАТИЧЕСКИЙ, который включен в ситуацию месяца.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ – ребенок сам выбирает деятельность по интересам

Подготовительная работа среди родителей: заранее, на родительском собрании предупреждаем родителей, что в детском саду будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Информируем о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении клубного часа (например, в нашем дошкольном учреждении вместе с родителями делают открытки к праздникам, поделки из различного материала, учатся готовить), а так же предлагать новую тематику клубных часов.

С детьми старшей и подготовительной групп проводим предварительную работу:

– организуем дискуссию «Что такое Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время клубного часа;

– обсуждаем какие группы есть в ДОУ, на каком этаже они находятся;

– определяем какие помещения есть в ДОУ, как они называются. Кто там работает;

– устанавливаем штрафные санкции за несоблюдение правил. (у каждого ребенка есть 3 жетона, за несоблюдение правил жетоны у ребенка забирают).

Непосредственно перед проведением «Клубного часа» выдается план-карта, каждый ребенок планирует, куда он хочет пойти. Дается инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

В нашем ДОУ проходили такие клубные часы как:

– свободные (дети свободно перемещаются по территории или помещению ДОУ, находят себе новых друзей по общению).

– тематические:

День Победы – дети узнали много нового о событиях Великой Отечественной войны, слушали и пели песни Победы, делали открытки ветеранам, ели кашу полевой кухни)

День Защитника Отечества – дети делали открытки папам и дедушкам, узнали много о профессиях военных, военной техники, побывали в роли разведчиков. Выполняли различные задания).

День космонавтики – дети вместе с инопланетянами выполняли различные задания на станциях, узнали много нового о космонавтах, планетах, прошли космическую подготовку, научились делать космические корабли из различных материалов)

Деятельностные («Клубы по интересам»). Чаще всего в таких клубах участвуют наши родители: играют в шахматы, учатся готовить, делают поделки и открытки. Также у нас существуют такие клубы, как «Футболисты», «Степ-аэробика», «Фитболы», «Юные конструкторы» и многие другие.

После завершения клубного часа, все дети, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в рефлексивный круг, где обсуждают такие вопросы как:

– Где ребенок был?

– что ему запомнилось?

– Хотел бы еще раз ребенок туда пойти и почему?

Удавалась ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми, педагогами и родителями, находя пути их решения в совместной деятельности.
Трудности и успехи при проведении клубного часа? Первые самостоятельные передвижения воспитанников групп были не особо удачными — многие бегали, ходили по саду хаотично, путаясь в помещениях. К 3 Клубному часу ситуация улучшилась, нарушителей стало меньше, движение стало более осознанным, дети стараются соблюдать правила поведения. На наш взгляд самым сложным при проведения является клубный час на территории ДОУ, так как территория большая, труднее следить за соблюдение правил. Дети привыкли к необычным мероприятиям, с нетерпением ждут следующего клубного часа, интересуются, что им будет предложено в следующий раз. Даже если, ребенок был на больничном, всегда спросит, пропустил ли он клубный час. Стали более самостоятельными, развиваются навыки свободного общения с окружающими. Дети постепенно становятся готовыми к совместной деятельности. Родители стали больше проявлять интерес к жизни своих детей в детском саду, следить за новостями о мероприятиях. Принимают активное участие в работе. Появилось понимание, что все делается во благо детей.

Перспектива на следующий учебный год:
================================
Продолжать работу по внедрению педагогической технологии клубный час
Создание творческой группы для составления календарно-тематического планирования клубного часа
Внедрение новых клубов по интересам, учитывая желание не только педагогов, но родителей и детей
Использование современных технологий, вт.ч. «Клубного часа», повышающих качество образования и воспитания детей, способствует созданию положительного имиджа дошкольного учреждения среди родителей. Родители уважают и ценят активных, современных, творческих педагогов, стремящихся сделать жизнь ребенка в детском саду насыщенной, интересной, комфортной и безопасной.

Список использованной литературы

=============================
Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольнойобразовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна//Редактор Сухова Е. А.: Издательство Вентана-Граф, 2015.
Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // https://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217

Подготовила воспитататель Тропина Ирина Валерьевна
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №30»
Город Сокол

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: