План
1. Вклад международной организации по стандартизации (ИСО) в развитие управления качеством
2. Контроль качества, классификация видов контроля
3. Задача
Использованная литература
Вклад международной организации по стандартизации (ИСО) в развитие управления качеством
Проблема обеспечения качества возникла не сегодня. Она так же стара, как сам человек. Во все времена, начиная с древнейших, осознание необходимости обеспечения качества было высоким в тех случаях, когда надо было гарантировать надежность и безопасность сооружений, транспортных средств и т. п. Мощным импульсом для работ по обеспечению качества в современных условиях стали требования военной промышленности, а затем требования, предъявляемые к космической технике и атомным электростанциям, и наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды.
Как свидетельствует мировой опыт, обеспечение качества всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг. Одним из наиболее эффективных путей решения этой задачи является применение международных стандартов ИСО серии 9000.
С момента введения этих стандартов прошло уже 10 лет. Применение стандартов ИСО промышленными компаниями становится обычным делом и уже не расценивается в мировой практике выдающимся явлением, как это было в конце 80-х годов. Сегодня все больше приобретает популярность утверждение, что не используют стандарты только те компании, которые не осознали их значимость, или которым это не под силу. Становится очевидным, что в стратегическом выигрыше оказались те компании, которые сразу же после выхода стандартов ИСО, не теряя времени, приступили к их внедрению, и наоборот – проиграли те, которые не торопились с внедрением или вообще проигнорировали новый подход к обеспечению качества, в результате чего упустили возможность повысить конкурентоспособность своей продукции.
|
Как показывает практика, внедрение стандартов ИСО является достаточно сложным, трудоемким и длительным во времени процессом. Успех этой работы во многом зависит от того, насколько правильно понимаются и воплощаются на практике методические и организационные подходы стандартов.
Проблема обеспечения качества имеет международный характер. Объединение творческих возможностей специалистов разных государств, их постоянное сотрудничество позволяет превратить достижения отдельных стран в области обеспечения качества в общее достояние. В настоящее время с различными аспектами проблемы обеспечения качества связана деятельность нескольких международных организаций, всемирных и региональных. Наиболее представительными из них являются ИСО, МЭК, ЕОК, СЕН.
Международная организация по стандартизации (ИСО) основана в 1947 г. Целью этой крупнейшей неправительственной организации (как зафиксировано в ее Уставе) является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ИСО является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации, насчитывающей около 120 членов, по одному от каждой страны. Членство в ИСО распределяется между членами-комитетами, членами-корреспондентами и членами-абонентами.
|
Членом-комитетом ИСО является один, наиболее представительный в области стандартизации национальный комитет. Такие комитеты вправе участвовать в работе любого технического комитета ИСО и голосовать по проектам стандартов, быть избранными в состав рабочих органов ИСО. В январе 1995 г. число членов-комитетов ИСО равнялось 81.
Членом-корреспондентом ИСО является, как правило, организация развивающейся страны, не имеющей еще собственного национального органа по стандартизации. Члены-корреспонденты не принимают активного участия в технической работе ИСО, но имеют право на получение информации об интересующих их разработках.
Членом-абонентом является организация страны с очень слабой экономикой. Члены-абоненты платят сниженные взносы, что, однако, позволяет им поддерживать связь с ИСО.
Рабочие органы ИСО – Генеральная ассамблея, Совет, Техническое руководящее бюро и Центральный секретариат. Генеральная ассамблея представляет собой заседание должностных лиц и делегатов, назначаемых членами-комитетами. Председателем Генеральной ассамблеи является Президент ИСО. Совет ИСО направляет деятельность этой организации. Он состоит из главных должностных лиц и 18 членов-комитетов, назначаемых или избранных в соответствии с Правилами процедуры ИСО. В компетенцию Технического руководящего бюро входят вопросы, касающиеся организации, координации, стратегического планирования и планирования технической работы ИСО. Центральный секретариат ИСО осуществляет регистрацию и рассылку разрабатываемых организацией проектов документов.
|
Весь объем работ по созданию и согласованию документов ИСО выполняют технические комитеты (ТК). Каждый из этих комитетов действует в строго определенной области. Технические комитеты имеют свои номера и названия, отражающие их область деятельности. Например:
– ИСО/ТК 8 – «Судостроение и морские сооружения»;
– ИСО/ТК 20 – «Авиационные и космические аппараты»;
– ИСО/ТК 46 – «Информация и документация»;
– ИСО/ТК 68 – «Банковское дело и финансовые операции».
В настоящее время в ИСО насчитывается 185 технических комитетов.
В зависимости от степени заинтересованности каждый член-комитет ИСО определяет статус своего участия в работе того или иного технического комитета; членство комитета может быть активным (члены «Р») или в качестве наблюдателя (члены «О»). Активное членство обязывает направлять представителей на заседания ТК, принимать участие в разработке и рассмотрении проектов международных стандартов, голосовать по рассматриваемым документам. Члены «О» пользуются правом получения одного экземпляра всех рабочих документов ТК и могут участвовать в заседаниях в качестве наблюдателей.
Работа в рамках каждого технического комитета организуется в его подкомитетах (ПК) и временных рабочих группах (РГ), которых в общей сложности насчитывается свыше 1800. Проекты Международных Стандартов (МС), являющихся основным продуктом ИСО, разрабатываются соответствующими РГ, членами которых являются, как правило, специалисты в данной области из заинтересованных стран. Проекты международных стандартов, принятые либо на заседании ТК или ПК, либо путем переписки, рассылаются активным членам ТК (ПК), и после получения их замечаний созывается международное заседание, на котором рассматривается содержание проекта. Обычно в ходе одного заседания не удастся достичь общего решения, тогда после каждого заседания готовится уточненный проект (первый проект, второй проект и т. п.), который рассматривается на очередном заседании. При этом допускается разработка не более трех проектов, после чего решается вопрос о целесообразности дальнейшей разработки стандарта. Проект стандарта считается одобренным, если за него подано две трети голосов активных членов ТК (ПК) и против – не более четверти общего числа голосов членов-комитетов ИСО, принявших участие в голосовании. В случае одобрения рассматриваемый проект рассылается всем активным членам данного ТК или ПК. После общего одобрения проекта он направляется на голосование членам-комитетам, т. е. национальным организациям по стандартизации.
Разработка каждого стандарта ИСО является достаточно длительным процессом и занимает, как правило, пять лет. В 1994 г. было принято решение сократить срок разработки стандартов ИСО до трех лет. Эта цель должна была быть достигнута к 1996 г.
Ниже в Табл. № 1 показаны стадии разработки и согласования стандартов ИСО.
Таблица № 1. Стадии разработки и согласования стандартов ИСО
Стадии разработки и согласования | Итоговый документ | |
Наименование | Аббревиатура | |
Разработка предложения проекта стандарта Подготовка проекта Рассмотрение проекта Публикация | Предложение по новому рабочему проекту Рабочий проект Проект на стадии комитета Международный стандарт | НП РП ПСК МС |
Прочие документы | ||
Пункт программы работы Технический отчет | ППР ПТО |
В каталог стандартов ИСО сегодня включено свыше 5500 единиц международных стандартов: в среднем в год принимается более 500. ИСО сотрудничает более чем с 500 международными организациями, в том числе со всеми специализированными агентствами ООН. ИСО охватывает широкий спектр человеческой деятельности – от размерных характеристик винтовых резьб до важнейших характеристик систем управления окружающей средой.
В 1993 г. были определены пять приоритетных направлений деятельности ИСО:
– качество;
– информационные технологии;
– кооперация с другими организациями в работе над международными стандартами;
– окружающая среда.
Решением проблем качества в ИСО занимается ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», организованный в 1979 г. и возглавляемый Канадой. В структуру комитета входят три подкомитета: ПК1 по проблемам терминологии в области качества (возглавляет Франция); ПК2 по системам качества (возглавляет Великобритания) и ПКЗ по вспомогательным технологиям (возглавляют Нидерланды). Таким образом, основными «законодателями мод» в области менеджмента качества и обеспечения качества в настоящее время являются четыре страны (Великобритания, Канада, Франция и Нидерланды), продукция которых пользуется заслуженным признанием на мировом рынке. В состав комитета входит также стратегическая консультативная группа при председателе (CSAG). В работе ИСО/ТК 176 активное участие, кроме отмеченных стран, принимают США, Германия, Швеция, Япония, Австралия и др. Многие делегаты членов-комитетов являются сотрудниками известных промышленных фирм (таких, как IBM, ITT, «Кодак», «Филипс» и др.).
ТК 176 является одним из наиболее активных комитетов в рамках ИСО. Его деятельность затрагивает интересы всех отраслей промышленности и услуг. Разрабатываемые комитетом (за которым в соответствии с принятой процедурой закреплены классификационные серии 9000 и 10000) стандарты приобретают важное значение для развития мировой торговли.
Главная цель работы ИСО/ТК 176 состоит в разработке единообразного подхода к решению вопросов менеджмента качества и обеспечения качества. При этом основными задачами являются стандартизация и создание на ее основе общей нормативной базы для практической реализации концепции различных школ в области обеспечения качества с тем, чтобы объективно оценить способности производителя поставлять продукцию и услуги необходимого качества.
Для контроля и разработки стратегии работы комитета сформирована группа советников по стратегическому планированию (SPAG). В 1994 г. ТК 176 с ТК 207 по окружающей среде создана совместная группа для разработки общих принципов управления качеством окружающей среды и аудита соответствующих систем.