Глава 4
ПАТОЛОГИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воля - способность к сознательной, организованной, целеустремленной деятельности, присущая только человеку.
Непосредственным проявлением воли является произвольная деятельность - двигательная активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, наличие представлений о ее будущих результатах.
Наряду с волей, на деятельность человека оказывают влияние влечения - внутренние побуждения к деятельности, основанные на инстинктах. Инстинкты - врожденные механизмы и программы, направляющие и контролирующие поведение. Инстинкты и влечения обусловливают инстинктивную деятельность - неосознаваемую, направленную на удовлетворение витальных потребностей.
Поведение животных, в отличие от поведения человека, целиком регулируется инстинктами. Животные не способны в полной мере представлять результаты производимых ими инстинктивных действий. Их действия обладают лишь преднамеренностью, которая, в свою очередь, определяется актуальной потребностью и простейшими, по большей части, рефлекторными, представлениями о результатах (например, постройка гнезда птицей). Цель инстинктивной деятельности - приспособление к биологическим условиям окружающей среды.
У человека сохраняется инстинктивная деятельность, однако она, во-первых, подчиняется волевой - осознанной и более высоко организованной. Во-вторых, сама инстинктивная деятельность у человека осознается (мотивируется) и тем самым также становится основой для волевых актов.
Наряду с произвольной активностью, существует автоматизированная деятельность. Она формируется путем сознательного научения, то есть, постоянных повторений одних и тех же действий. Автоматизированные акты, так же как и произвольные, направлены на сознательно поставленную цель, но автоматизированная деятельность не требует активного сосредоточения внимания.
|
Волевая и инстинктивная деятельность в своей основе связаны с удовлетворением той или иной потребности.
Потребность - нужда в чем-либо, необходимом для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. Существует целый ряд классификаций потребностей человека. Как правило, различают низшие, или биологические потребности и высшие. (Известна также иерархическая модель мотиваций («пирамида» потребностей) [Маслоу А., 1954]. В основе пирамиды лежат физиологические потребности, выше - потребность в безопасности, затем потребность в хорошем отношении окружающих, далее - в самоуважении, самоутверждении и, наконец, потребность в самореализации, максимальному раскрытию своих способностей и задатков. Следует отметить, что в своих поздних работах А. Маслоу отказался от «пирамиды» потребностей и подразделил последние на низшие, «дефицитарные», возникающие в связи с недостатком чего-либо, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост.) На удовлетворение первых направлены инстинкты, влечения и инстинктивная деятельность. Вторые присущи лишь человеку и развиваются в условиях общественной жизни индивида - социальные, эстетические, моральные, этические потребности и др.
Потребность, как феномен психики, обладает свойством интенциональности. Она приводит к возникновению и осуществлению совершенно определенных форм деятельности. Не может быть «просто потребность», это всегда «потребность в чем-то конкретно». Следует, однако, отметить, что при некоторых психических расстройствах может нарушаться осознание предмета потребности (например, вытеснение тех или иных фрустрированных (неудовлетворенных) потребностей при невротических состояниях).
|
Выделяют ряд этапов волевого акта. Первый этап - актуализация потребности, проявляется смутным ощущением нехватки чего-то необходимого. Затем следует формирование мотива, то есть, осознание содержания потребности (мотив - сформулированная причина действия). Третий этап -борьба нескольких мотивов, завершающаяся выбором одного из них, удовлетворяющего актуальную потребность. В простом волевом акте этап борьбы мотивов отсутствует, а в сложном он является наиболее важным. Выбор одного из возможных мотивов определяет направление и содержание дальнейшей деятельности. Четвертый этап - формирование плана действия и осуществление волевого усилия. Принимается решение действовать. Следующим этапом является внешнее действие, реализация намеченного плана. В завершении следует оценка результата действия и его принятие с получением удовлетворения на эмоциональном уровне либо не принятие с неудовлетворением потребности и возвращением субъекта на этап борьбы мотивов.
Согласно гештальтпсихологии и гештальттерапии, контакт индивида с окружающей средой происходит через образование и разрушение гештальтов. Геш-тальт - фигура, которую индивид выделяет из общего фона для контакта с ней (от нем. дез1а11 - форма, структура). Гештальт является предметом актуальной потребности индивида. Контакт с гештальтом необходим для удовлетворения потребности, сформировавшей данный гештальт. Удовлетворение потребности приводит к «завершению ситуации» контакта с гештальтом и переходу к новому гештальту в связи с новой потребностью.
|
Последовательность формирования и разрушения гештальта называется циклом контакта (субъекта с окружающей средой). Цикл контакта начинается с отделения гештальта от фона (предконтакт). Затем происходит контактирование с объектами фона, выбор среди них объекта, с помощью которого можно удовлетворить потребность, связанную с гештальтом, и тем самым завершить контакт с гештальтом. Далее следует финальный контакт с выбранным объектом - удовлетворение потребности. На последней стадии происходит интеграция полученного опыта в структуру «Я». К примеру, потребность в пище формирует гештальт «голод», заставляющий индивида активно взаимодействовать с окружающим миром (искать пищу). Контакт с выбранным объектом (пищей) завершает гештальт «голод», позволяет перейти к другим гештальтам и дает «Я» новый аспект опыта.
В формировании и реализации волевого акта участвует предшествующий опыт индивида, окружающая обстановка, социально обусловленные правила и нормы поведения. Кроме того, в осуществлении волевых функций принимают участие и другие психические структуры, прежде всего, сознание, мышление и интеллект.
Таким образом, деятельность человека проявляется в трех формах: произвольной (волевой), автоматизированной и инстинктивной (основанной на влечениях).
Поведение детей раннего возраста определяется инфантильно-гедонистической мотивацией. Ребенок стремится к немедленному удовлетворению своей потребности и получению удовольствия, не предвидя последствия действий. В возрасте от 7 до 15 лет преобладает эгоцентрически-утилитарная мотивация деятельности - появляется способность отказывать себе в удовлетворении мелких, сиюминутных желаний ради удовлетворения эгоцентрических потребностей в будущем. В возрасте 12-15 лет и старше начинает преобладать альтруистическая мотивация - человек получает удовлетворение от своего высоконравственного поведения и не может поступать иначе. Однако чаще встречается псевдоальтруистическая мотивация - альтруистическая деятельность сопровождается достижением эгоцентрических целей. Окончательное формирование волевой сферы происходит примерно к двадцати годам.
Среди нарушений двигательно-волевой сферы выделяют количественные и качественные расстройства - понижение, повышение и извращение активности.
Гипобулия (от греч. hypo - внизу, снизу, bule - воля) - снижение волевой активности. Гипобулия сопровождается бедностью побуждений, бездеятельностью, снижением двигательной активности, замедлением мышления, обеднением речи, снижением откликаемости. Гипобулия наиболее часто наблюдается при шизофрении, представляя собой начальную степень снижения волевой деятельности, усиливающейся впоследствии до степени абулии.
Абулия (от греч. а - отрицательная частица, bule- воля) - отсутствие пробуждений, утрата желаний, полная безучастность и бездеятельность.
Абулия является одним из четырех облигатных симптомов шизофрении. (Облигатные или кардинальные симптомы шизофрении, иногда образно называемые «симптомами четырех «А»: аутизм, апатия, абулия, атаксия.) Больные ничем не заняты, почти не совершают действий по своей инициативе (аспонтаниость), заторможены вплоть до развития выраженной адинамии. В процессе течения заболевания формируется апатоабу-лический синдром (simplex-синдром) - наиболее типичный вариант шизофренического дефекта, с отсутствием волевой активности и эмоциональных реакций. Нередко отсутствие спонтанных реакций замещается различными стереотипиями и дополняется кататоническими симптомами.
Больных с апатоабулическим синдромом можно изо дня в день наблюдать бесцельно бродящими взад и вперед по коридору с одним и тем же равнодушным выражением лица, либо постоянно находить их сидящими где-нибудь в одном и том же месте в стереотипной позе и т.п. Они безразличны ко всему, их не интересует ни происходящее на отделении, ни вести от родственников, ни события за стенами больницы. Попытки общения отсутствуют (могут продуцировать стереотипную или разорванную речевую продукцию, которая не имеет коммуникативной направленности). Никакие стимулы, кроме витальных, не вызывают спонтанной двигательной активности, а иногда даже в столовую больной идет лишь после повторных приглашений.
При всем этом больной продолжает воспринимать окружающую обстановку, остается ориентированным в ней, замечает и запоминает происходящие события и не утрачивает прошлых знаний. Все это он может внезапно, по внешне необъяснимым мотивам продемонстрировать в виде неожиданно «правильных» высказываний или поступков.
Например, один больной, ничем не интересовавшийся и не общавшийся ни с кем длительное время, вдруг подсел к другому пациенту на партию в шахматы и обыграл его, после чего вернулся к прежнему рисунку поведения. Больная Э. Крепелина, постоянно лежавшая в постели и внешне не обращавшая ни на что внимание, при возникновении у другой пациентки беспокойства вдруг вполне своевременно и верно заметила: «Ну, теперь мы ей впрыснем скополамин».
Гипербулия (от греч. hyper- над, выше, bule - воля) -- повышение волевой активности - усиление побуждений, повышенная деятельность, инициативность.
И.Ф. Случевский [1957] подчеркивает условный характер понятия гипербулии. (Не исключено, что термин «гипербулия» возник как противопоставление более часто встречающимся состояниям гипобулии или абулии.) Он отмечает, что в большинстве случаев, например, при маниакальных состояниях, повышение двигательной активности представляет собой не гипербулию (повышение волевой деятельности), а более простой феномен -двигательное возбуждение. Он допускает использование термина «гипербулия» относительно усиления произвольной деятельности при паранойяльном бреде, но и в этом случае с оговоркой, так как гипербулия здесь наблюдается лишь в деятельности, относящейся к бредовой системе больного.
Гипокинезия (от греч. hypo - внизу, снизу и kinesis - движение) - двигательное нарушение, выражающееся в обеднении и замедлении движений. Встречается при ряде органических поражений головного мозга, в частности, паркинсоническом синдроме, а также состояниях субступора.
Акинезия (от греч. а - отрицательная частица и kinesis - движение) - обездвиженность. Проявляется невозможностью совершения произвольных или автоматизированных движений.
Наблюдается при органических поражениях головного мозга (лобных долей, основания мозга), кататонии, тяжелых депрессиях (в рамках депрессивного ступора). При акинетической (атонической) эпилепсии отмечается внезапная потеря мышечного тонуса с потерей сознания и падением. Акинезия также может развиваться при параличах, анкилозах суставов.
Сгупорозные состояния (отлат. stupor -оцепенение)-обездвиженность, оцепенение. Сопровождаются частичным или полным отсутствием речи -лутизлюм, а также снижением реакций на внешние раздражители, в том числе на болевые.
Основные формы ступорозных состояний проявляются в кататоническом, депрессивном, психогенном, апатическом ступоре:
• Кататонический ступор развивается при кататоническом синдроме (см. ниже).
• Депрессивный ступор отмечается при глубоких депрессивных состояниях. Проявляется полной обездвиженностью на высоте депрессии.
• Психогенный ступор - наблюдается при психогенных (реактивных)
психозах на высоте переживания страха, ужаса, катастрофы, смерти близ
кого человека.
Клиническим вариантом психогенного ступора является истерический ступор. Он наблюдается чаще всего в судебно-психиатрической практике. (Э. Крепелин считал ступор арестованных одной из наиболее частых форм истерических расстройств.) Развивается остро (например, в момент вынесения приговора) либо постепенно, в процессе последовательного развития симптоматики от бредоподобных фантазий или истерической депрессии к псевдодеменции, пуэрилизму, синдрому одичания и истерическому ступору. (Клинические проявления истерического ступора склонны видоизменяться и приобретать полиморфизм, прежде всего, за счет сохранения или присоединения указанных истерических симптомов.) Больные неподвижны, мутичны, отказываются от еды, неопрятны в постели. Тонус мышц повышен, наблюдается эмбриональная поза, негативизм, каталепсия.
В отличие от кататонического, при истерическом ступоре на первом плане выступает эмоциональная напряженность с выразительными мимикой, позой, отдельными жестами на фоне общей обездвиженности и мутизма (угрюмое или злобное выражение лица, либо застывшее выражение страдания, отчаяния). Сохраняются косвенные реакции на окружающее, прежде всего, вегетативные. Например, при обращении к больным у них учащается пульс, появляются красные пятна на лице и шее, вздрагивания век и крыльев носа. При попытке обследования больных или изменения их позы они оказывают резкое сопротивление. Сознание сужено, напоминание о случившемся вызывает выраженную реакцию со слезами, дрожь, покраснение кожи.
Помимо истерического ступора, Н.И. Фелинская [1958] и Г.В. Морозов [1968] на материале судебно-психиатрической практики выделяют галлюцинаторно-параноидный, онейроидный и ряд других вариантов психогенного ступора.
• Апатический ступор (адинамический, аспонтанный) - состояние полного безразличия и упадка сил, сопровождающееся бессонницей. Наблюдается при органических поражениях лобных областей головного мозга, прогрессивном параличе, черепно-мозговых травмах, симптоматических
психоза, кахексии.
Значительно реже встречаются другие клинические варианты ступора:
• Апаллический (апаллический синдром Кречмера [1940], бодрствующая кома, акинетический мутизм, тяжелая посттравматическая энцефалопатия, децеребрационная ригидность) -развивается в связи с глубоким нарушением функций коры головного мозга (медиобазальные отделы лобных и височных областей) при тяжелых черепно-мозговых травмах, обширных нарушениях мозгового кровообращения, панэнцефалитах, терминальной стадии атрофических заболеваний головного мозга. Больные находятся в бодрствующем состоянии сознания, но недоступны контакту. Сохраняются реакции на болевые раздражения. Характерны блуждающий взгляд, амимия, оральные автоматизмы. Тонус мышц повышен.
• Галлюцинаторный - на фоне наплыва галлюцинаций, чаще всего слуховых.
• Бредовой - обездвиженность и мутизм в связи с бредовыми переживаниями.
• Экстатический - ступор на фоне выраженного экстатического состояния (переживание восторга, счастья).
• Экзогенный - развивается в связи с токсическими или инфекционными поражениями стриопаллидарной области головного мозга (например,
энцефалиты, отравление нейролептиками).
• Маниакальный - обездвиженность на фоне маниакального настроения. Проявление смешанного состояния.
Гиперкинезия (психомоторное возбуждение) (от греч. hyper- над, выше, kinesis - движение) - усиление двигательной активности, сопровождающееся во многих случаях ускорением мышления и речи, усилением эмоциональных и экспрессивных актов.
Основные формы психоморного возбуждения проявляются: кататоническим, депрессивным, тревожным, маниакальным, эпилептиформным возбуждением:
• Кататоническое возбуждение - стереотипное и немотивированное возбуждение, с бессмысленными и вычурными движениями, парамимией, им
пульсивными действиями, негативизмом, двойственностью побуждений, эхолалией и эхопраксией, нарушением мышления и речи (вербигерацией).
• Депрессивное возбуждение (меланхолический раптус) - сочетается спереживанием мучительной, невыносимой тоски, безысходностью. В состоянии отчаяния больной стонет, рыдает, наносит себе повреждения, пытается выброситься из окна и т.п.
• Тревожное возбуждение (тревожная ажитация, от лат. agitatio- приведение в движение) - общее двигательное беспокойство в сочетании с тревогой. В легкой форме ажитация проявляется в виде стереотипного потирания рук, хождения из угла в угол, в тяжелой - с экспрессивно-патетическими формами поведения (заламывание рук, рыдание и т.п.).
• Маниакальное возбуждение - обусловлено витальным подъемом настроения, ускорением мышления и сверхизменчивостью внимания. Входит в состав маниакальной триады симптомов.
• Эпилептиформное возбуждение - возникает при дисфории или сумеречном помрачении сознания. Сопровождается агрессивно-разрушительны
ми действиями (вплоть до нанесения увечий, убийства), с отрывочным бредом и устрашающими галлюцинациями или восторженно-экстатическим состоянием. По выходе нередко наблюдается амнезия периода возбуждения.
Значительно реже встречаются другие клинические варианты возбуждения:
• Галлюцинаторное - развивается под влиянием галлюцинаций, чаще устрашающего, императивного содержания, часто с внезапными агрессивными актами.
• Бредовое - обусловлено бредовыми переживаниями, протекает с выраженным аффектом страха, тревоги, импульсивными действиями.
• Импульсивное - внезапные немотивированные вспышки бессмысленного возбуждения, часто с агрессивно-разрушительными действиями.
Встречается при кататонических состояниях.
• Эретическое - проявляется в бессмысленных, часто разрушительных действиях, в редких случаях - нанесением себе повреждений. Встречается при выраженной олигофрении.
• Гебефреническое - с дурашливостью, нелепостью двигательных актов.
• На фоне помраченного сознания - делириозного, аментивного. Характер возбуждения определяется клинической структурой синдрома по
мраченного сознания.
• Панической (психогенное) - бессмысленное двигательной возбуждение (в форме «двигательной бури») при внезапных очень сильных душевных потрясениях, катастрофах и других ситуациях, угрожающих жизни.
Парабулия (от греч. para - рядом, вблизи, отклонение от чего-либо, bule - воля) - извращение волевой активности, сопровождающееся негативизмом, импульсивностью, вычурностью движений и др.
Амбитендентность (от лат. ambi - вокруг, с обеих сторон) - двойственность движений, действий, поступков, невозможность выбрать одно из них, одновременное проявление противоположных тенденций в движениях. Характерна для больных шизофренией.
Например, во время осмотра больной высовывает кончик языка и убирает его, протягивает и тут же отнимает руку. Возникает впечатление, что он не в состоянии принять решение и осуществить определенный поступок.
К амбитендентности В.П. Осипов [1923] относит симптом последнего слова - больной не отвечает на вопросы или шевелит губами, делая усилие для ответа. Как только врач, прекращая расспрос, отходит от него, он произносит одно или два слова, делая два-три шага за врачом.
Импульсивные явления. Различают импульсивные действия и импульсивные влечения. В отличие от навязчивостей, импульсивные действия и влечения возникают без внутренней борьбы и сопротивления, неотвратимо и, как правило, претворяются в действие.
Импульсивные действия - элементарные кратковременные действия нелепого, разрушительного или агрессивного характера. Импульсивные действия наиболее характерны для кататонических состояний при шизофрении.
Пациент вдруг спрыгивает с постели, бьет попавшихся навстречу больных, персонал, сбрасывает все со стола, начинает внезапно танцевать, кружиться на месте, бросается к окну, разбивает его.
Другой больной, беседуя с врачом, бьет его в грудь. Позднее он приносит свои извинения и говорит, что импульс охватил его внезапно, с непреодолимой силой, одновременно с мыслью, что врач - это враг [Ясперс К., 1997].
Непосредственное, без борьбы мотивов, осуществление импульсивности отличает эти действия от навязчивых поступков:
«Мы были на пикнике. По пути домой меня, как гром среди ясного неба, поразила мысль: ты должен переплыть реку в одежде.... Не задумываясь ни на мгновение, я бросился в воду. Только почувствовав, что нахожусь в воде, я осознал всю необычность своего поведения и выкарабкался на берег... Впервые со мной произошло нечто необъяснимое, нечто редкостное и совершенно чуждое» [Ясперс К., 1997].
Акты агрессии и жестокости представляют собой, по-видимому, элементарную потребность в аффективной разрядке при дисфории и тревоге. Импульсивные влечения проявляются клептоманией, пироманией, дро-моманией, дипсоманией, копролалией, нимфоманией и др. (см. главу нарушений влечений).