СПЕЦИФИКАЦИЯ
Комплексной работы
Для проведения регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся 8 классов 2018 году
(для оценки метапредметных результатов)
Назначение КИМ
Комплексная работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении.
Комплексная работа направлена на выявление у обучающихся 8-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные текст; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой комплексной работы разработаны на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Проект приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции» (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017).
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию // протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ
На основании вышеперечисленных документов разработан кодификатор, определяющий, в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, представленные в разделах: «Метапредметные результаты освоения ООП», «Программа развития универсальных учебных действий» для проведения процедур оценки индивидуальных достижений обучающихся 8 класса в образовательной организации.
|
С целью сохранения преемственности начального и основного общего образования для итоговой оценки выделяются следующие три блока учебных действий (умений):
— 1 блок «Поиск информации и понимание прочитанного»: выявлять фактологическую информацию на основе выразительных средств, используемых в тексте; понимать значение слова с помощью анализа высказываний учёных, писателей и др.; сравнивать между собой абстрактные объекты, описанные в тексте, выделяя 3-4 существенных признака; определять тему текста, микро тему отдельных фрагментов текста; определять 2 и более проблем текста, заданных в неявном виде; делать вывод на основе связи 2 и более фактов текста; находить главную мысль в каждой микро теме текста; понимать информацию, представленную разными способами (рис., таблица, схема, график).
— 2 блок «Преобразование и интерпретация информации»: составлять аннотацию по тексту; формулировать коммуникативное намерение автора текста, представленное в неявном виде; преобразовывать текст в таблицу, схему, график. Переходить от одного представления данных к другому.
— 3 блок «Оценка информации. Использование информации для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач»: обнаруживать явную недостоверность фактов или пробелов в тексте задания в сравнении с исходным текстом и находить пути восполнения этих пробелов с помощью исходного текста; решать практические задачи, на основе имеющихся математических лингвистических (в том числе знаний иностранного языка) знаний, языковой догадки и жизненного опыта; решать практические задачи, на основе имеющихся знаний по гуманитарным, естественно-научным дисциплинам и жизненного опыта.
|
Очевидно, что все планируемые результаты, входящие в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку выносятся только умения, которые можно проверить в рамках одной письменной работы и которые позволяют определить возможности школьника для обучения в 8 классе.
При выполнении заданий комплексной работы соответствующие каждому блоку учебных действий (умений) учащиеся используют следующие познавательные универсальные учебные действия:
Логические действия: анализ и синтез; подведение под понятие; сравнение; выведение следствий из причины; построение логической цепочки рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; установление причинно-следственных связей (причины по заданному следствию).
Общеучебное действие: использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач.
Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных познавательных универсальных учебных способов действий в ходе решения различных задач на межпредметной основе, что позволит получить интегрированную оценку уровня сформированности учебной компетентности.
|
Кроме этого, в работе оценивается сформированность трех групп умений.
1 группа умений включает в себя общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: выявлять фактологическую информацию на основе выразительных средств, используемых в тексте, понимать значение слова с помощью анализа высказываний учёных, писателей и др., определять тему текста, микро тему отдельных фрагментов текста, делать вывод на основе связи 2 фактов текста, находить главную мысль в каждой микро теме текста, понимать информацию, представленную разными способами (рис., таблица, схема, кластер), составлять аннотацию по тексту, формулировать коммуникативное намерение автора текста, представленное в неявном.
2 группа умений включает в себя глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие: сравнивать между собой абстрактные объекты, описанные в тексте, выделяя 3-4 существенных признака, определять 2 и более проблем текста, заданных в неявном виде, преобразовывать текст в таблицу, схему, обнаруживать явную недостоверность фактов или пробелов в тексте задания в сравнении с исходным текстом и находить пути восполнения этих пробелов с помощью исходного текста.
3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: решать практические задачи, на основе имеющихся математических, лингвистических (в том числе знаний иностранного языка), естественно-научных знаний и жизненного опыта.
Примерное распределение заданий по трем группам умений составляет: группа 1 – 8 заданий (45%); группа 2 – 4 задания (22%); группа 3 – 6 задания (33%).