Инструкция по выполнению задания
1. Произвести второй этап расчета цилиндрической зубчатой передачи в соответствии с вариантом задания:
6). Определить межосевое расстояние из условия контактной прочности рабочих поверхностей зубьев
7). Определить предварительные размеры колеса.
8). Определить нормальный модуль косозубой передачи из условия обеспечения равной контактной и изгибной прочности зубьев
9). Фактический угол наклона зубьев
10). Определить фактическое передаточное число передачи
11). Определить основные геометрические размеры шестерни и колеса
Используемая литература:
1. Аркуша А.И. Фролов М.И. Техническая механика – М.: Высш. шк., 1983. – 447 с.
2. Файл с фотографией или сканом выполненной работы отправить для проверки на электронную почту baranovang1978.baranova@yandex.ru до 07.11.2020 г.
В теме письма обязательно указать: 06.11.2020 Техническая механика 118-1 ФИО студента
Электронные письма без указания темы рассматриваться не будут!
Практическая работа «Расчет цилиндрической зубчатой передачи»
Расчет косозубой цилиндрической передачи.
Рассчитать косозубую передачу одноступенчатого цилиндрического редуктора привода винтового транспортера (рис.1). и проверить передачу на контактную усталость рабочих поверхностей зубьев, если мощность на ведущем валу редуктора Р1 и угловая скорость вала ω 1. Передаточное число редуктора u. Редуктор нереверсивный, предназначенный для длительной работы при постоянной нагрузке.
Данные своего варианта принять по таблице 1.
Таблица 1
| Данные для расчета | Варианты задания | ||||||||||||
| Р1, кВт | 5,0 | 4,6 | 5,6 | 6,0 | 4,7 | 4,0 | 5,0 | 5,5 | 5,3 | 6,0 | 8,8 | ||
| ω, рад/с | |||||||||||||
| u | 3,15 | 2,0 | 5,0 | 2,5 | 4,0 | 4,0 | 3,15 | 2,5 | 2,0 | 3,15 | 3,15 | ||
| Марка стали шестерни и колеса | 40Х | 45ХЦ | 40Х | 35ХМ | 40ХН | 40ХН | 45ХЦ | 40ХН | 40Х | 45ХЦ | 35ХМ | 35ХМ | 40ХН |
Последовательность решения задачи:
1. Определить вращающие моменты на валу шестерни
и валу колеса
, Принять КПД цилиндрического редуктора η=0,97.
2. Для заданной марки стали принять для шестерни термообработку – улучшение поковки и закалку ТВЧ (см. таблицу материалов в учебнике [1, стр. 341, табл. 3.9]), для колеса – улучшение поковки. Диаметр заготовки шестерни Dпред меньше диаметра заготовки колеса.
3. Определить допускаемые контактные напряжения отдельно для материала шестерни и материала колеса:
; 
где σ но1 =2НВ 1ср +70 и σ но2 =2НВ 2ср +70
Коэффициент долговечности КHL при длительной работе редуктора и числе циклов нагружения зубьев более базового числа циклов принять равным 1. Требуемый коэффициент безопасности
принять равным 1,1 как для нормализованной, так и для улучшенной стали.
В качестве расчетного допускаемого напряжения принять допускаемое контактное напряжение по формуле:
[σ н ]=0,45([σ н ] 1 +[σ н ] 2) Н/мм2
При этом необходимо проверить условие [σ н ] ≤1,23[σ н ]2. Если это условие не выполняется, то за допускаемое напряжение принять [σ н ]=1,23[σ н ]2
4. Допускаемое напряжение изгиба для шестерни при базовом числе циклов напряжений принять [
]1=310 Н/мм2, а допускаемое напряжение для колеса [
]2 определить по формуле
[
]2=
,
где
- предел выносливости зубьев по излому, определяемый при твердости зубьев
НВ<350 по формуле
=1,8НВср;
-требуемый коэффициент безопасности (принять равным 1,75 для зубчатых колес, изготовленных из поковок и штамповок);
- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки;
=1 при одностороннем приложении нагрузки;
=0,7…0,8 при двустороннем приложении нагрузки.
- коэффициент долговечности при длительной работе передачи и числе циклов нагружения зубьев более базового числа циклов, принять
=1;
5. Принять расчетные коэффициенты. Коэффициент ширины венца колеса относительно делительного диаметра шестерни
принять с учетом симметричного расположения колес относительно опор по учебнику [1, стр. 355.] Вычислить коэффициент ширины венца колеса относительно межосевого расстояния

Выбрать значение коэффициента ширины венца колеса относительно межосевого расстояния из стандартного ряда [1, стр. 354.].
Принять значение коэффициента неравномерности распределения нагрузки по длине контакта зубьев
в зависимости от коэффициента ширины венца колеса
по учебнику [1, стр. 356, табл. 3.10]. Для прирабатывающихся цилиндрических зубчатых колес и постоянном режиме нагрузки принимают
=1.
6. Определить межосевое расстояние из условия контактной прочности рабочих поверхностей зубьев по формуле:

где
- в мм;
- в Н∙мм;
- в Н/мм2.
Полученную величину
округлить до стандартного значения по учебнику [1, стр. 344].
7. Определить предварительные размеры колеса:
Делительный диаметр:
;
Ширину венца: 
8. Определить нормальный модуль косозубой передачи из условия обеспечения равной контактной и изгибной прочности зубьев по формуле:

Где m – в мм; Т2- в Н∙мм; d2 и b2 – в мм;
- в Н/мм2.
Полученное значение нормального модуля округлить в большую сторону по СТ СЭВ 310-76 по учебнику [1, стр. 335].
9. Предварительно принять минимальный угол наклона зубьев: βmin=100.
Угол
определить с точностью до минуты. Суммарное число зубьев передачи

принимается как целое число. Фактический угол наклона зубьев
, тогда угол β определить с точностью до одной минуты. Угол β допускается в пределах 8…180; определить число зубьев шестерни
и колеса
.
10. Определить фактическое передаточное число передачи
. Отклонение от заданного u допускается до
2,5%.
11. Определить основные геометрические размеры шестерни и колеса:
Диаметры делительных окружностей
с точностью до 0,01мм;
Фактическое межосевое расстояние:
;
Диаметры вершин зубьев:
и
;
Ширина венца колеса:
и шестерни
мм.
12. Определить силы, действующие в зацеплении косозубых колес: окружную
; радиальную:
; осевую:
.
Силы Ft,Fr и F a – в Н; угол
= 200; Т2 – в Н∙мм; d2- в мм.
13. Определить окружную скорость зубчатых колес
в м/с и назначить степень точности их изготовления по учебнику [1, стр. 339, табл. 3.8].
14. Уточнить коэффициент ширины венца колеса
и принять коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине венца
(см. п.5). Принять коэффициенты динамической нагрузки
и
по учебнику [1, стр. 356].
15. Проверить рабочие поверхности зубьев по контактным напряжениям:

Где Ft – в Н; d2 и b2 – в мм; σн – в Н/мм2. Допускается недогрузка передачи
до 10% или перегрузка
на 5%. Если эти условия не выполняются, то надо изменить ширину венца колеса b2 или даже заменить
, не выходя из стандартного ряда чисел
и
, затем повторить определение расчетного контактного напряжения
.
16. Вычислить эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
и
. По величинам
и
выбрать коэффициенты формы зуба шестерни
и колеса
по учебнику [1, стр. 356].
17. Проверить прочность зубьев шестерни и колеса на изгиб, по формулам:
;
.
Сделать вывод.