Родительское собрание
«Растем играя»
«Игра – ведущая деятельность дошкольника»
Выступление «Игра – что это?»
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают, а какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры. Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра жизненная необходимость и условия для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они салки, жмурки, лапта, все они вместе со считалками, песенками – величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.
- Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства.
- Игра – что это такое?
Игра – это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольник узнает, как себя вести в различных ситуациях, какой есть на самом деле. Игра – дело серьёзное. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и как работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А.С.Макаренко, замечательному педагогу, который подчёркивал огромное значение детской игры.
Ключевыми понятиями игровой деятельности являются: «интерес», «удовольствие», «развитие». Ни в какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько в игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.
- Для чего нужна игра ребёнку?
Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому, детские игры – важное средство самовоспитания. Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре серьёзные трудности, тренируя свою силу и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребёнок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и проблемами.
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребёнка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется…», ребёнок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению … Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшимися игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. С помощью игр эффективно идёт обучение и воспитание ребёнка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребёнка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставании в развитии.
В одном эксперименте (игра «Железная дорога») учёные сделали интересные выводы-наблюдения. В первом варианте игры дети были объединены вместе единой целью – пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь пострадает машинист команды. «Железная дорога» словно объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»).
А во втором варианте игры «Железная дорога» цель осталась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, не зависимо от других детей. Совсем другой результат! Сочувствие как не бывало! Каждый озабочен собственными успехами и ему недосуг подумать о товарище. Дети, хотя и вместе делают общую работу, но не связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие.
И ещё одно наблюдение: чем выше у ребёнка интеллектуальные умения, тем ниже его способность к сорадованию. Это значит, сорадуются добрые, но глупенькие дети, причём доброта убывает по мере «прибавления» ума (!), а мы так хотим, чтобы наши дети были умными и, конечно, не за счёт доброты и сердечности. А вот общая возрастная картина такова; от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость детей к беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К 10 годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходиться! Куда оно исчезает? Скорее всего, это итог изьянов воспитания. Этому и нужно учиться. Как? Через игру!
Каждого родителя старшего дошкольника волнует вопрос подготовки ребенка к школе. Так вот, игра очень хорошо готовит детей к школе. В игре ребенок получает необходимую для обучения в школе подготовку.
1) Физическая готовность
2) Личностная готовность:
- мотивация к учению через игру,
- общение со сверстниками и взрослыми самооценка и самосознание,
- приобретение друзей.
3) Интеллектуальная готовность:
- развивает мышление, воображение,
- помогает детям овладеть родным языком,
- применение имеющихся знаний в новых обстоятельствах.
4) Социальная готовность
- видит как себя вести в социуме.
У детей должно быть детство. Если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «Я» - говорят психологи. Не доигравшие дети в дальнейшем имеют негативные последствия в поведении. Игра – ведущая человеческая потребность. Недаром сейчас по телевидению передают много игровых программ для взрослых, которые не наигрались в детстве. (Вся наша жизнь - игра).
Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. В игре у него формируется:
- способности к творчеству;
- любознательность и способность к экспериментированию;
- наблюдательность и воля (доводить начатое дело до конца, умение проигрывать, умение вести себя в группе сверстников);
- эстетические чувства и предпочтения;
- инициатива и готовность к коллективным действиям;
- взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Этапы становления игры
- В какие игры любят играть Ваши дети?
1) Предметная игра (1-3 года) (манипулируя предметами, игра «рядом»).
2) Ролевая игра (3-4 года) (партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие).
3) Сюжетно-ролевая игра (4-6 лет) (коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация).
а) роль
б) сюжет (развернутый)
в) правила
г) игровые действия
д) игра во взрослого
4) Режиссерская игра (6-7 лет) (усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения).
5) Игра с правилами (7-8 лет) (конец дошкольного возраста, длительные игровые объединения).