Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувство меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда детям придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дёргайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займёмся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвёртое: не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождётесь! Не торопите ребёнка, не проявляйте своё нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребёнком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазёры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьёзное и нельзя превращать её в уступку ребёнку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
|
Творческая игра так захватывает ребёнка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребёнок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетётся еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребёночка толчком, но ещё опаснее неосторожным движением будить ребёнка, погрузившегося в игру как в сон. Когда маленький играет на полу, а вы проходите мимо, то вся забота – не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд – вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.
Заканчивайте иргу ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребёнка.
Игрушка в жизни ребенка
Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры.
Возраст | Действие (помогают) | Игрушки, игры |
От 0 | Познание окружающего мира ограничено (мама, улыбка ее), хватание, действие с предметом (стучать, кидать). | Кольца из резины, погремушки, подвески Яркие, в поле зрения, звучащие |
6-9 мес. | Развиваться интеллектуально. | Игрушки-вкладыши, животные, пупсы из резины |
9-12 мес. | Развиваться интеллектуально. | Заводные игрушки |
10-12 мес. | Рот (режутся зубы), познание. | Пирамидки, кубики |
1-3 года. | С 2-3 лет – расширение жизненного опыта за счет введения воображением ситуации («Как будто!») Самостоятельные действия. Функциональные назначения предметов (стремиться жить взрослой жизнью) | Мягкие игрушки, посуда, мебель Игрушки большие пирамидки, конструкторы |
4-5 лет | Деление по половому признаку Атрибуты профессиональной деятельности | Настольно-печатные игры Наборы семей, солдатиков, зверюшек (варианты игр) |
6 лет | Моделирование Конструирование (игры, которые позволяют смастерить своими руками) | Мозаики, лото |
|
А это миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Вы думаете, что ориентируете ребёнка на профессию полицейского? Вы скажите, а как же мы играли игрушечными мечами и саблями?
Для старших дошкольников необходимы развивающие игры, которых сейчас довольно много в продаже. Хороши игры: шашки, домино, лото, пазлы, игры – лабиринты, различные мозаики и конструкторы. Важны и сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры со строительным материалом: шишками, снегом, водой – позволяют сохранить и развить любознательность, знакомят детей с окружающим миром, учат их делать открытия, развивают мелкую моторику рук, снимают психическое напряжение.
Игрушки бывают: фабричные (заложено функциональное назначение),
предметы-заменители (мусор - материал для фантазии и творчества).
Правило: Игрушки надо, выбирать, а не собирать!
Игрушка должна быть:
- безопасной (материал),
- эстетической (на вид),
- соответствующая возрасту,
- многофункциональной.
Заключение: Никакая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой.
|
Заключение
Изъятие игры из жизни детей ведет к внутриличностным конфликтам. Без игры в детях формируется чувство страха, низкий уровень притязания, вялость, пассивность. Замечено – чем хуже ребенку в семье, тем больше он играет. Каждый ребенок является отражением, зеркалом происходящего в семье. То, что мы видим в играх наших детей, это отражение мира, который отражает ребенка. Это мы так разговариваем, друг с другом, так укладываем их спать, покупаем для них такие игрушки и книги, это мы смотрим такие телепередачи и видеофильмы. И если это отражение там не нравится, то, как известно, «неча на зеркало пенять». Дети все списывают с нас и повторяют нашу судьбу. И как сказал один мудрый человек: «Дети даны нам на время, на хранение, как драгоценность. Затем мы должны их вернуть». Вернуть в общество, в котором мы живем.
Я пришел из детства, как из страны, - писал Антуан де Сент Экзюпери. – Нам взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну дошкольного детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще дома, на природе. Помните – игра прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребенка. И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведёт до добра, если её пустить на самотёк. Давайте помнить, что игрушка для детей не просто забава, время провождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Игра «Сложи квадрат»
(«Развивающие игры» Б.П.Никитина)