Современные тенденции развития образования.




Тема: «Основные идеи и направления развития образования. Система образования».

План

1. Современные тенденции развития образования.

 

Задания для выполнения

Напишите краткий конспект темы согласно пунктам плана.

Современные тенденции развития образования.

Основное изменение в обществе, которое влияет на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. Учреждения образования не могут оставаться в стороне, им также необходимо стремительно меняться. Именно поэтому разработаны государственные образовательные стандарты, главная задача которых – реализация развивающего потенциала образования для обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся и формирование у них умения учиться.

Государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на достижение новых результатов, которые связаны с необходимостью развития личности и определяют это основной целью и смыслом образования.

Выделяют:

· личностные результаты – это мотивы деятельности, система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам, которые сформировались в образовательном процессе;

· метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, которые обучающиеся используют не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях, освоенные ими на базе нескольких или всех учебных предметов;

· предметные результаты выражены в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках конкретного учебного предмета.

Основной задачей образования на современном этапе для достижения поставленной государством цели является смена приоритетов в образовательной деятельности и переход от структурированного, последовательного, ясного изложения теоретического материала для всей аудитории к индивидуальному контакту с обучающимися и формированию, развитию образованной, компетентной, творческой личности, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Для эффективного достижения поставленной задачи необходимо соблюдать основные тенденции:

- гуманизация - развитие всех сторон личности через общекультурные ценности, максимально полное раскрытие потенциала обучающегося, предоставление возможности для удовлетворения образовательных потребностей, с целью самоопределения и самореализации личности;

- открытость системы образования – организация образовательного процесса не только для достижения поставленных государством задач, но и ориентация на личностные запросы и потребности, которые предъявляет общество: родители, обучающиеся;

- деятельностный подход – приоритет продуктивной учебно-познавательной, творческой и другой деятельности обучающегося над учебной деятельностью педагога, с целью эффективного понимания, осмысления и использования в жизнедеятельности полученных знаний;

- обеспечение педагогической поддержки как средства формирования навыков самоорганизации личности через самоутверждение, самореализацию и самоопределение;

- изменение ролей и форм взаимодействия между участниками образовательного процесса. Выстраивание отношений, основанных на сотрудничестве, педагог не транслирует, не навязывает знания, а активизирует обучающегося для выявления мотивов и формирования собственного пути развития, соблюдая последовательность стадий: от максимальной помощи обучающемуся до состояния полноправного партнерства между ними;

- оценка конечных результатов образовательной деятельности по стандартам или определенным требования, не зависимым от форм обучения;

- органичное сочетание, подчинение содержания, нераздельность обучения и воспитания для целостного развития личности.

Современное образование рассматривается как определенная система взаимодействия людей, которая обеспечивает успешную социализацию обучающегося в процессе деятельности, организованной так, чтобы он, активно взаимодействуя с миром, самоопределялся, саморазвивался и самоактуализировался как личность.

Конструктивно реализовать эти тенденции возможно через системно-деятельностный подход, направленный на реализацию компетентностного обучения, концепция которого определяет, что результат может быть достигнут только в случае наличия обратной связи.

Целью подхода, организованного через деятельность, является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, умеющего ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Отличительной чертой данного подхода является акцент на ближайшее развитие ребенка, то есть область потенциальных возможностей и развитие личности через постановку учебных задач, поиском ответов на которые руководит педагог.

Обучающийся, действуя в зоне своего ближайшего развития, использует дополнительные сведения из различных источников, с которыми работает самостоятельно, что способствует актуализации, самоконтролю, саморегуляции и планированию собственной деятельности, в сопровождении контроля и помощи со стороны педагога. Приоритетная задача педагога: создание условий, инициирующих действие обучающихся.

На практике системно-деятельностный подход реализуется через следующую систему принципов.

Принцип деятельности основан на осознанном самостоятельном получении знаний обучающимся при полном понимании содержания и форм учебной деятельности, принятии системы норм и активном их совершенствовании с целью успешного формирования его общекультурных, деятельностных способностей и общеучебных умений.

Принцип непрерывности направлен на сохранение преемственности между этапами образовательной технологии на всех ступенях: содержания, форм и методик, учитывающих возрастные и психологические особенности детей.

Принцип минимакса предполагает содержание образования для каждого обучающегося на максимальном уровне (определяемым максимальными возможностями образовательной программы, используемой педагогом) и гарантирует его усвоение на уровне минимального (установленного государственным стандартом и имеющего правовой статус). Оптимальная саморегулирующаяся система для реализации индивидуального подхода, обеспечивающая каждому обучающемуся конечный уровень в соответствии с его способностями и возможностями в промежутке от минимального до максимального.

Принцип целостности способствует формированию обобщенного представления о мире, служит качественному преобразованию личности.

Принцип вариативности – наличие в арсенале педагога специальных дидактических материалов, для предоставления обучающимся возможности выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными интересами, предпочтениями, особенностями мышления, позволяющих педагогу обеспечить самореализацию каждого ребенка и формировать у них способность к адекватному принятию решений в ситуации выбора.

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало, которое позволяет в наиболее полной форме реализовать потребность личности в поиске, самоутверждении, признании другими членами общества и приобрести свой опыт творческой деятельности, имеет в наши дни общеобразовательное значение. Неотъемлемая часть реального успеха в жизни – это умение создавать совершенно новое, видеть нестандартное решение жизненных проблем.

Принцип психологической комфортности направлен на снятие всех стрессообразующих обстоятельств образовательного процесса и создание позитивной атмосферы, реализующей основные принципы педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения, которые позволяют избежать подавления личности ребенка и максимально раскрыть её, не допуская возникновения у детей комплексов, неуверенности в себе.

Основные различия дополнительного и общего образования заключаются в отсутствии жестких образовательных стандартов, что позволяет педагогам, работающим в системе дополнительного образования трансформировать, передаваемые обучающимся, способы деятельности из образовательной цели в средство развития способностей обучающихся. В данном контексте целью становится создание развивающей образовательной среды, гарантирующей проявление в каждом обучающемся заложенного в нем от природы творческого начала.

Основные различия

Главное отличие дополнительного образования от общего заключается в свободном выборе обучающимся вида занятий и отсутствие обязательных программ.

Внеурочная деятельность реализуется через разнообразные формы: экскурсии, секции, конференции, общественно-полезные практики, поисковые и научные исследования, соревнования, конкурсы, кружки, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, олимпиады.

Внеурочная деятельность направлена на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей обучающегося через включение его в различные виды деятельности, а также формирует умение сотрудничать друг с другом, развивает коммуникативные компетенции.

Для эффективного построения и проведения занятий по внеурочной деятельности и дополнительным образовательным программам в рамках системно-деятельностного подхода необходимо правильно осознавать критерии результативности.

· Цель занятия задается с установкой передачи функции от педагога к обучающемуся.

· Педагог регулярно обучает детей выполнять рефлексию на всех этапах (оценивать свою готовность, обнаруживать затруднения, их причины и т.п.).

· Применяются разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности обучающихся в образовательном процессе.

· Педагог обладает и успешно применяет технологию диалога и помогает обучающимся её освоить.

· Педагог, в соответствии с целью занятия, эффективно сочетает репродуктивные и продуктивные формы, учит детей действовать по правилам и творчески.

· На занятии перед обучающимися ставятся конкретные задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (формирование у обучающихся контрольно-оценочной деятельности).

· Педагог, используя специальные приемы, формирует осмысленное усвоение учебного материала всеми обучающимися.

· Педагог максимально объективно оценивает реальные успехи каждого обучающегося, поощряя и поддерживая самые минимальные достижения.

· Педагог осознано планирует коммуникативные задачи занятия.

· Педагог обучает детей корректным формам выражения иного мнения, собственной позиции, принимая и поощряя их.

· Занятие проходит в атмосфере сотрудничества, психологического комфорта, созданного стилем и отношением педагога.

· Занятие проходит через совместную деятельность, на основе глубокого личностного воздействия «педагог – обучающийся».

Для успешной организации учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретная последовательность действий, регулярный контроль и оценка результатов, а именно:

· Наличие у обучающихся конкретной учебной цели и познавательной мотивации;

· Выполнение обучающимися определенных действий для приобретения недостающих знаний;

· Приобретение и освоение действий, позволяющих осознанно применять приобретенные знания в разных ситуациях;

· Формирование у обучающихся навыков рефлексии на всех этапах деятельности;

· Включение содержания обучения в контекст решения значимых задач;

Структура занятия в рамках деятельностного подхода (на примере занятия введения нового знания) имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на занятии. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление обучающимся своего реального “Я” с образом “Я - идеальный оучающийся”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны:

- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;

- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.).

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему занятия, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит педагог: на первых этапах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4. Реализация построенного проекта.

Технологическая карта позволяет:

- Успешно реализовывать стандарт образования;

- Осознано регулярно применять технологию и формировать у обучающихся универсальные учебные действия;

- Наиболее эффективно использовать воспитательный потенциал;

- Реализовывать свой творческий потенциал;

- Организовывать индивидуализированный и дифференцированный учебный процесс.

Таким образом, основа системно-деятельностного подхода заключается в способности формировать личность ученика и продвигать его в развитии не через восприятие знаний в готовом виде, а посредством его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Приоритетная задача для педагога – развитие самостоятельности обучающихся, благодаря которой они получат самое важное умение, умение учиться. Это главная задача новых образовательных стандартов.

Занятие, реализуемое на принципах системно-деятельностного подхода, формирует у обучающихся навыки, позволяющие пользоваться ими при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Д/З

Вопросы для самоконтроля (устно):

1. Что понимают под содержанием образования?

2. Назовите подходы к определению сущности содержания образования.

3. Каковы критерии отбора содержания образования?

4. Каково назначение Государственного образовательного стандарта?

 

Дайте определение понятиям (письменно): «парадигма образования», «профессиональное образование», «самообучение», «самоорганизация».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: