В лагере особенно проявляются возрастные и индивидуальные различия и особенности детей и подростков, на которые педагогам следует обращать особое внимание при планировании и организации временного детского сообщества.
Дети 7-9-летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики:
· высокий уровень активности;
· процессы возбуждения преобладают над процессами торможения (размыт «порог» опасности!);
· эмоциональная непосредственность;
· повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, вследствие чего необходим отдых в течении дня;
· Высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях;
· Образность мышления
· Предпочтение к шумным коллективным играм;
· Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;
· Сознание различий пола;
· Становление независимости;
· Развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы;
· Нередки случаи возникновения различных страхов (боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих);
· Желание проигрывать позитивные социальные роли;
· Желание быть полезным;
· Становление чувства ответственности;
· Стремление научиться общаться с людьми вне семьи;
Рекомендации:
· Проводите больше активных шумных игр на протяжении всего периода пребывания в лагере, желательно на свежем воздухе;
· Развивайте умение лазать, пользоваться качелями.
· Во избежание травматизма, уделяйте максимум внимания и не оставляйте ни в коем случае без присмотра;
· Чередуйте активные и релаксационные виды коллективной и индивидуальной деятельности;
· При коллективном чтении используйте фантастическую, приключенческую литературу, книги о путешествиях, юмористические рассказы;
|
· Сочиняйте небылицы, сказки,новые продолжения известных сказок и т.п., больше фантазируйте, развивайте воображение, память, другие психические процессы.
· Даже в шутку никогда не пугайте детей;
· Не бойтесь поручать детям ответственные дела;
· Никогда не критикуйте личность ребенка, а только его поступок;
· Чаще замечайте в ребятах хорошее, доброе и т.д.
·
Дети 10-12-летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:
· Повышенный интерес к людям, их социальным ролям, текущим событиям, природе;
· Высокий уровень активности;
· Ориентирование больше на действие, чем на размышление;
· Настроение подвержено колебаниям;
· Высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности;
· Энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм;
· Нередки непродолжительные взрывы гнева, агрессии;
· Потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;
· Осознание себя в группе, объединение в группы по интересам;
· Развитое самосознание, боязнь поражения;
· Девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;
· Разделение полов;
· Стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками;
· Мнение группы более важно чем у взрослых;
· Развитое воображение и эмоциональность;
· Уверенная независимость от взрослых, в тоже время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым;
· Повышенный интерес к деятельности вне помещений;
· Стремление к общению со взрослыми;
|
· Беспокойство о внешности;
Рекомендации:
· Проводи больше командных игр на воздухе (веселые старты, эстафеты, спортивные командные соревнования и сюжетно – ролевые игры и др.);
· Развивай у детей чувство ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат;
· Старайся не проводить игры соревновательного характера между мальчиками и девочками, наоборот, добивайся сплочения посредством включения обоих полов в одинаково значимую деятельность;
· Старайся разнообразить виды взаимодействий с детьми, расширяй круг их познавательных интересов;
· Всегда поддерживай свой авторитет;
· Люби всех одинаково; не допускай появления “любимчиков”;
· Не позволяй манипулировать собой, это может стать причиной потери авторитета;
(игры и рекомендуемые занятия смотри в приложении)
Дети 13 – 15 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:
· Достижение половой зрелости;
· Развитие девочек опережает развитие мальчиков на 2 года, но девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
· Высокая социальная активность, особенно в группе;
· Проявление лидерских качеств;
· Увеличение сознания роли полов и обучение в этой области;
· Основная проблема – достижения независимости от семьи;
· Высокая ранимость;
· Сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом;
· Подвергает сомнению авторитет взрослого;
· Потребность в общении “на равных”;
· Поиск себя и самосознания;
· Потребность в принятии ребенка среди сверстников;
· Время выбора профессии;
· Опыт первой любви.
|
Рекомендации:
· Руководи поведением без излишнего вмешательства и угроз;
· Предоставляй свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения;
· Акцентируй внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы;
· Постарайся стать для них старшим другом, но не переходи на “панибратские отношения”, держи необходимую дистанцию;
· Проводи игры и занятия на взаимодействия полов;
· Стремись создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
· Привлекай детей к социально значимой деятельности;
· Обучай навыкам психологической защиты;
· Чаще беседуй с ребенком наедине о его проблемах;
· Проводи игры, занятия, целью которых является содействие профориентации подростка (бизнес, психология, экономика, менеджмент, интеллектуальные и деловые игры и т.п.);
· Учитывай разнообразие интересов и противоречивость подростков, которые используют “свободу” от школы и семьи для самоутверждения среди сверстников и взрослых, приспособление в изменившихся условиях их жизни.