Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
Им. Н.Г. Чернышевского
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики, психологии и начального образования
Кафедра психологии образования
Специальность050706
Педагогика и психология
ОБРАЗ ОТЦА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Курсовая работа
Студентки 4 курса
ФЛЕГОНТОВОЙ АННЫНИКОЛАЕВНЫ
Научный руководитель
____________________Н.М. Голубева
Заведующий кафедрой
докт. психол. наук, профессор _______________Р.М. Шамионов
Саратов 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Образ отца в неполной семье.....……………………………………………6
1.1.Определение «неполной семьи»…………..………………………........6
1.2.Типы неполных семей и источники их формирования………………11
1.3.Роль отца в воспитании ребёнка…………………………………....….17
1.3.1.Структура феномена отцовства…………………………………….….20
1.3.2.Модели и типы отцовского поведения……………………...……..….23
1.3.3.Психологическая готовность к отцовству………...………...……......26
2.Эмпирическое исследования детско-родительских отношений в неполной семье………………………………………………............................................37
2.1.Организация и методы исследования…………………...………..….37
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1Диагностика образа отца в представлениях детей……….………….....39
2.2.2.. Диагностика стиля родительского отношения в полных и неполных семьях………………………………………………………………………..…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……52
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..….….56
ПРИЛОЖЕНИЕ………….………………………………………………...…..59
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы. В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. [Нартова-Бочавер К.С. М.,1995.]
Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка?
Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца»- это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.
Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери.
|
Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет. [Пикхарт К. Е. М.,1998.]
Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом.
Опрос старшеклассниц, молодых женщин и зрелых матерей позволил сформулировать своеобразный «нравственный кодекс» настоящего отца: ответственность, чувства долга, физическая и нравственная сила, смелость и мужественность, верность, надежность, великодушие. Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина- существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а, не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы. [Гурко Т.А. 1997.-№11- С.72-79]
|
Таким образом, проблема воспитания детей в условиях неполной отцовской семьи требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.
Объект исследования являются дети из неполных и полных семей и их родители.
Предмет данной работы являются детско-родительские отношения в неполной семье.
Гипотеза по данной работе заключается в том, что детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются как в эмоциональном, так и интерактивных планах, что обуславливает различные результаты воспитания детей в таких семьях.
Целью данной работы является изучение теоретических предпосылок воспитания детей в неполных семьях, образ отца в предоставление детей из не полных семей.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить особенности характера детей из неполных семей;
- теоретический анализ литературы по проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях;
- определение понятия “неполная семья” и источников ее формирования в современной психологии;
- эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений и образ отца в представлении детей в неполной отцовской семье;
В процессе исследования нами были использованы следующие методы: Тест «Рисунок семьи»: данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Это «высокоинформативное средство
познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье», методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Образ отца в неполной семье