Диагностика образа отца в представлениях детей




В большинстве случаев дети из неполных семей на своих рисунках не изображали отсутствующего родителя или рисовали его в отдалении от себя и других членов семьи. Также среди детей из неполных семей были рисунки, когда ребенок не включал себя или вместо семьи рисовал только себя. Для рисунков детей из неполных семей характерно отделение членов семьи друг от друга. Это указывает на чувство невключенности, отчужденности. На некоторых рисунках у детей из неполных семей наблюдается тенденция не дорисовывать членов своей семьи. Но так же были и рисунки, на которых наоборот были все члены его семьи, не смотря на отсутствие кого-либо из родителей, и в устном рассказе ребенок акцентировал свое внимание и рассказывал о нем более подробно.
На рисунках у детей из полных семей было чувство общности, так как дети не отдаляли членов семьи друг от друга. По рисункам видно, что между всеми нарисованными членами семьи есть чувство сплоченности и поддержки. Это очень важно для построения хороших отношений между всеми членами семьи. На рисунках семьи изображены в полном составе. Это говорит о том, что семьи этих детей дружные, то есть ребенок выражает положительные эмоциональные связи между всеми членами семьи.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По нашим данным, около 60 % детей 9-12 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью. Искажение реального состава семьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);
в) аутизм;
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.
В практической работе, как правило, приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, чаще всего, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел - он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуют братьев или сестер, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить). Например, девочка 9 лет нарисовала себя, а рядом - маленького зайчишку. Свой рисунок она объяснила следующим образом: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос: «Кого тебе напоминает зайчик?» - девочка ответила, что он похож на сестричку, которой нет еще годика и которая не умеет ходить. Таким образом, в рисунке эта девочка обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию.
Случается, что ребенок вместо реальной семьи рисует семью зверят. Например, мальчик 11 лет, ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично его семье. Таким образом, в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил и сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности (изобразил близкий контакт семейства зайцев).
Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие на рисунке его автора более характерно для детей, чувствующих отвержение. Презентация в рисунке только самого себя может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна еще и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунок самого себя характеризует маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических тенденций.

Остановимся теперь на особенностях изображения отца. Естественно, что дети, живущие без отца, изображают его на рисунке семьи значительно реже, чем дошкольники из полных семей. Вместе с тем дети из неполных семей все же достаточно часто (около 40 % случаев) изображают отца в составе семьи, причем различий между мальчиками и девочками здесь практически нет. В то же время мальчики из неполных семей в два раза чаще, чем девочки, изображают фигуру отца первой (у детей из полных семей никаких половых различий по этому показателю нет). Однако прорисованность этого персонажа у мальчиков крайне низкая. В большинстве случаев (97 %) он изображается одним контуром и весьма схематично; какие-либо детали одежды или фигуры отсутствуют; часто не прорисовано лицо: нет глаз или зрачков глаз, или рта. В отличие от этого девочки из неполных семей, как и их сверстники обоего пола из полных семей, достаточно часто хорошо прорисовывали фигуру отца. Если сопоставить прорисованность фигуры матери и отца у мальчиков, то можно видеть, что у мальчиков из полных семей хорошая прорисованность обоих родителей встречается одинаково часто, в то время как мальчики из неполных семей прорисовывают фигуру матери примерно в черте раза чаще, чем отца.
Интересные различия в рисунках детей из разных выборок получены относительно изображения старших членов семьи - бабушек и дедушек. Следует отметить, что в рисунках детей из полных семей эти персонажи присутствуют достаточно редко (в 12,7 % случаев), тогда как дети из неполных семей изображают их гораздо чаще (32 %), причем девочки рисуют их почти в три раза чаще, чем мальчики (44 и 15,2 % соответственно). Девочки значительно чаще (в семь раз) изображают старших членов семьи первыми и лучше прорисовывают их фигуры. Хорошая прорисованность этих персонажей наиболее часто наблюдается именно у девочек из неполных семей (16,7 %, в то время как у девочек из полных семей только в 4,3 %).

 

Эти факты свидетельствуют о том, что для многих девочек из неполных семей особую значимость имеют фигуры бабушки и дедушки, в отличие от мальчиков, которые изображают их значительно реже и плохо прорисовывают.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о существенных различиях между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым.
Во-первых, зафиксированы существенные различия в отношениях с матерью у мальчиков и девочек из неполных семей. Все использованные показатели (наличие фигуры, порядок ее изображения, степень прорисованности) свидетельствуют о более близких и позитивных отношениях с матерью у девочек, в то время как рисунки мальчиков демонстрируют достаточно напряженные и конфликтные отношения с матерью.
Во-вторых, обнаружены существенные различия в отношениях детей с отцом, хотя мальчики рисуют отца так же часто, как девочки, они чаще изображают его первым. Важно отметить, что изображение отца у подавляющего большинства мальчиков (в отличие от девочек) является контурным и схематичным. Это может говорить об особой значимости фигуры отца для многих мальчиков, о его явном присутствии во внутренней жизни ребенка. Но характер его изображения может свидетельствовать о том, что отец является не объектом эмоциональной привязанности, не источником поддержки и уверенности, а скорее неким абстрактным символическим образом, недосягаемым и в то же время угрожающим. Можно предположить, что, оставаясь значимым персонажем, он не вызывает у них положительных чувств.
В-третьих, девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует.
Эти данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции. Если девочки нередко компенсируют отсутствие отца тесной связью с бабушкой или дедушкой, то их ровесники, по-видимому, испытывают острый дефицит привязанности к взрослым.
Рассмотрим теперь, как эта картина отношений с близкими взрослыми отражается на представлении ребенка о себе, которое на рисунке семьи проявляется в общем сюжете рисунка и в особенностях изображения Я-фигуры.
При анализе сюжетов в рисунках семьи главное внимание уделялось семейному контексту (окружению), в котором ребенок изображает самого себя. По этому признаку были выделены три типа рисунков:
1) "Я в одиночестве " - на рисунке присутствует только Я-фигура при полном отсутствии остальных членов семьи;
2) "Я среди родственников " - ребенок изображает себя среди других членов семьи: мамы, папы, братьев и сестер и других;
3) "отсутствие Я-фигуры " - ребенок не изображает себя на рисунке, отказ рисовать себя характерен для детей, испытывающих чувство неадекватности, непринадлежности к семье.
Рассмотрим относительную частоту встречаемости данных сюжетов в разных выборках детей.
Как можно видеть из табл. 2, на большинстве рисунков дети изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры в обеих выборках наблюдается достаточно редко. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у детей, растущих в неполных семьях, несколько чаще встречаются рисунки, на которых ребенок изображает одного себя. Причем эти расхождения наблюдаются только среди мальчиков: если показатели девочек из полных и неполных семей практически совпадают, то в рисунках мальчиков из неполных семей одинокая Я-фигура встречается почти в два раза чаще, чем в полных (25,5 и 14 %). Известно, что однофигурные композиции в детских рисунках отражают трудности ребенка в общении, в чувстве отвержения и неприятия ребенка со стороны окружающих.

Таблица№2- Особенности изображения Я-фигуры у детей из полных и неполных семей, %

Х а р а к т е р р и с у н к а
Полные и неполные семьи
Я ОДИН   Я СРЕДИ РОДСТВЕННИКОВ   ОТСУТСТВИЕ Я-ФИГУРЫ
16,2   14,0   9,4   16,7   25,5   8,1 72,8   72,0   74,0   67,7   57,4   77,6 15,0   14,0   16,6   15,6   17,1   14,3


Рисунки подобного типа могут свидетельствовать об отчуждении и переживании одиночества. По данным психологов, отсутствие члена семьи (в частности, матери) отражает негативное отношение к нему, символическое отвержение. Приведенные результаты могут свидетельствовать о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества в семье, чем другие дети.
Остановимся теперь на качественных особенностях изображений себя в детских рисунках семьи.
Рассматривая изображения Я-фигуры на рисунках детей из полных и неполных семей, мы не обнаружили существенных различий в величине Я-фигуры (в обеих выборках дети рисуют себя примерно одного размера с остальными). Некоторые различия наблюдались в порядке изображения себя: дети из полных семей несколько чаще рисуют себя первыми (как мальчики, так и девочки) и реже - последними.
Следует отметить значительно более низкую прорисованность Я-фигуры у детей из неполных семей. Причем наиболее низкие показатели по этому параметру встречаются у мальчиков: только в 12 % случаев зафиксирована хорошая прорисованность изображения себя и в 34 % случаев - плохая. У девочек соответствующие данные - 41 и 29 %.
Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что образ себя у детей из неполных семей более схематичен. Данные детских рисунков могут говорить о сниженной самооценке и негативном самоощущении ребенка из неполной семьи; в особенности это касается мальчиков. Итак, полученные результаты могут свидетельствовать о существенных различиях в эмоциональном самоощущении детей, растущих в полных и неполных семьях. Причем эти различия зависят от пола ребенка: если показатели девочек из неполных семей в большинстве случаев достаточно близки к соответствующим данным их ровесниц из полных семей, то показатели мальчиков в двух выборках существенно различаются. Эти различия, по нашим данным, заключаются в следующем:
- эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является более низким и угнетенным, чем у девочек;
- эта группа находится в достаточно сложной ситуации эмоциональной изоляции: их связи с матерью и старшими членами семьи являются менее тесными, чем у девочек;
- однофигурные композиции семьи и схематичное изображение себя говорят о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки и чем их сверстники из полных семей.
Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте детей мужского пола, живущих с одинокой матерью.
Однако возникает вопрос: ограничивается ли этот дискомфорт рамками семьи или же он распространяется и на другие сферы жизнедеятельности ребенка? С одной стороны, можно предположить, что одинокая мать, расставшись с мужем, подсознательно переносит свои проблемы на сына, идентифицируя его с отцом. В этом случае эмоциональная изоляция, которую испытывает мальчик, связана, в основном, с его отношениями с матерью и не затрагивает сферы общения с другими людьми. Но, с другой стороны, можно думать, что сниженное эмоциональное самоощущение мальчика, растущего без отца, имеет более глубинный характер и отражается на самых разных аспектах его жизни, в том числе на сфере отношений со сверстниками в школе.


2.2.2.Диагностика стиля родительского отношения в полных и неполных семьях

По результатам (см. таблица3) исследования родителей детей из неполных семей можно говорить о том, что они относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к своему чаду (ведь именно это ребенку сейчас необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верит в высокие возможности своего ребенка.
Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними много времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы.
Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них. Наибольшую оценку родители из двух групп получили по шкале «принятие — отвержение». Практически одинакова кооперация. Родители из полных семей стараются быть в большем симбиозе, чем родители из неполных семей, они больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник», но при этом у них несколько ослаблен контроль по сравнению с родителями детей из полных семей. В целом можно сделать вывод, что различия у детей из полных и неполных семей в эмоциональном состоянии не могут быть связаны с особенностями отношений в семье, так как родители с любовью и заботой относятся к детям обеих групп.

 

Таблица 3– Результаты теста-опросника детско-родительских отношений

семья Принятие-отвержение кооперация симбиоз Гиперсоциализация Инфантилизация
Семья не полная 1 7б (3,79%) 4б(12,29%) 4б(74,97%) 6б(95,76%) 7б(100%)
Семья не полная 2 7б (3,79%) 5б(19,22%) 4б(74,97%) 5б(83,79%) 5б(96,83%)
Семья не полная 3 7б (3,79%) 2б(5,67%) 3б(57,96%) 6б(95,76%) 2б(70,25%)
Семья не полная 4 12б(77,21%) 7б(48,82%) 6б(92,93%) 6б(95,76%) 2б(70,25%)
Семья не полная 5 19б(95,5%) 2б(5,67%) 6б(92,93%) 2б(32,13%) 1б(45,57%)
Семья не полная 6 6б (0,63%) 3б(9,77%) 3б(57,96%) 7б(100%) 7б(100%)
Семья не полная 7 6б (0,63%) 2б(5,67%) 1б(19,53%) 4б(69.30%) 2б(70,25%)
Семья не полная 8 19б(95,5%) 1б(3,46%) 4б(74,97%) 3б(53,87%) 0б(14,55%)
Семья не полная 9 10б(53,79%) 7б(48,82%) 3б(57,96%) 4б(69.30%) 1б(45,57%)
Семья не полная10 11б(68,35%) 6б(31,19%) 6б(92,93%) 4б(69.30%) 2б(70,25%)
Средний %          
Семья полная 1 10б(53,79%) 7б(48,82%) 6б(92,93%) 7б(100%) 1б(45,57%)
Семья полная 2 30б (100%) 7б(48,82%) 6б(92,93%) 6б(95,76%) 0б(14,55%)
Семья полная 3 28б(100%) 7б(48,82%) 7б(96,65%) 2б(32,13%) 1б(45,57%)
Семья полная 4 5б(0%) 8б(80,93%) 5б(86,63%) 3б(53,87%) 0б(14,55%)
Семья полная 5 4б(0%) 8б(80,93%) 6б(92,93%) 2б(32,13%) 0б(14,55%)
Семья полная 6 8б(12,02%) 8б(80,93%) 5б(86,63%) 4б(69.30%) 0б(14,55%)
Семья полная 7 31б(100%) 8б(80,93%) 7б(96,65%) 4б(69.30%) 0б(14,55%)
Семья полная 8 20б(97,46%) 7б(48,82%) 4б(74,97%) 2б(32,13%) 1б(45,57%)
Семья полная 9 27б(100%) 4б(12,29%) 4б(74,97%) 7б(100%) 2б(70,25%)
Семья полная10 31б(100%) 8б(80,93%) 4б(74,97%) 2б(32,13%) 1б(45,57%)
Средний %          
                   

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вследствие этого можно сделать следующие выводы:

1. Дети из полных семей уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит травму утраты дорогого для него человека, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции;

2. Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи;

3. У детей из полных семей показатели самочувствия, активности и настроения выше, чем у детей из неполных семей. Такие показатели возможны из-за того, что ребенок еще не оправился от потери близкого, родного для него человека;

4. Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными;
Дети из неполных семей более общительны по сравнению с детьми из полных семей. Это говорит о том, что для детей из неполных семей важно общение, они даже стремятся к нему. Это может быть связано с тем, что дома им этого общения недостает (в силу различных причин).

5. Дети из неполных семей тянутся к маме, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить теперь с ней, ведь именно она заменяет ему папу. У них теплые, доверительные отношения, даже теплее чем у детей из полных семей.

6. Не каждый ребёнок из неполной семьи вообще смог представить себе кто такой папа и зачем он вообще нужен.

Приведенные выводы исследования свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, дети, воспитывающиеся в разных типах семей, испытывают эмоциональные трудности. Эмоциональный фон деятельности и общения у детей из неполных семей снижен по сравнению с детьми из полных семей. Детям из неполной семьи тяжелее адаптироваться к жизни, но они стремятся к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со сверстниками. У детей из неполных семей складывается особое отношение к матери, вследствие отсутствия отца. При этом изучение материнского отношения к детям из данного типа семей не выявило значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.
В настоящее время воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, а также представители других наук. Многие специалисты изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. На сегодняшний день более важными, чем материальные условия, являются педагогические и психологические проблемы, которые должны решать родители. В неполной семье их возникает значительно больше, и даже появляются такие, каких почти не бывает в полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка. Родители не всегда их осознают, и не всегда в состоянии правильно их понять. Некоторые дети задумываются порой над такими вопросами, с которыми в силу своего характера не могут обратиться за ответом к взрослым, что серьезно усложняет жизнь им и окружающим их людям.
Бытуют самые разноречивые мнения о неполных семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо. Другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает. Третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.
По свидетельствам исследователей, дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, склонны к невротическим нарушениям и эмоциональной нестабильности. Это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть и в полной семье, и в неполной, и совершенно необязательно, что они непременно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и, наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития ребенка, так как очень важно, чтобы ребенок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей

Список используемой литературы:

1. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М., 1989.

2. Алфеева Е. В. Особенности работы психолога с семьёй. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,2000. – 60 с.

3. Антонов А. И. Кризис семьи и пути его преодоления / А. И.Антонов, В. А Борисов. М, 1990.

4. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

5. Архиреева Т.В. семейная психотерапия. 2006.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/ А.Г.Асмолов. М.,2001.

7. Битянова М. Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / М.Р. Битянова. М., 1995

8. Богданович Л. А. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. М. 1990.

9. Бодалев А. А. Семья в психологической консультации / А.А. Бодалев, В.В. Столин. М., 1989

10. Боровикова Н. В. Тренинг зрелого отцовствования и материнствования / Н. В. Боровикова, www.rusmedserv.com/psychpregn/tr2.htm/

11. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980

12. Винникот Д. В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот. М., 1995.

13. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис… канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ. – 1986. – 206

14. Воспитание детей в неполной семье. М., 1985 – С 35.

15. Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1988.

16. Григорьева Е. Дети после развода//Семья и школа. 1995.

17. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- №11. – С. 72-79.

18. Дружинин В. Н. Психология семьи /В. Н. Дружинин. Екатеринбург, 2000.

19. Евсеенкова Ю. В.,. Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен //Мир семьи

20. Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы /О.Н. Истратова Т. В. Эксакусто – Изд. 5-е. – Ростов н./Д.: Феникс,2008.

21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики,2004. – 320 с.

22. Кочубей Б. И., Зачем нужен папа?? // Семья и школа. 1990. № 6.

23. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

24. Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа 1990 № 9

25. Ковалёв С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалёв. М., 1988.

26. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми. Кишинев, 1993.

27. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. – Эксмо, 2008

28. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

29. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Чей я - мамин или папин? М., 1995.

30. Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон. – М., 1999

31. Овчарова Р. В. Психология родительства. - М; “Академия”, 2005

32. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. — М., 1998.

33. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. / Пер. с болг. М., 1989.

 

34. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с

35. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. — Минск, 1999.

36. Семья. Социально-психологические и этнические проблемы: справочник. Киев. 1990 – С 7.

37. Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.

38. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. — М., 1995.

39. Целуйко В.М. Неполная семья. — Волгоград, 2000.

40. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003.

41. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. И., 2000.

42. Эпштейн М. Отцовство/ М. Эпштейн. М., 1992.

https://www.7ya.ru

https://www.9months.ru/

https://www.greenmama.ru

https://www.mamam-papam.ru

https://psy/rin.ru

https://www.phoenixrostov.ru

https://www.education.eksmo.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение№1

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

Инструкция №1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длиться около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Применение теста предполагает использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:

Инструкция№2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция№3. «Нарисуй свою семью, как ты её себе предоставляешь».

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путём). Обычно задаться следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребёнок не нарисовал кого нибудь из членов семьи.

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребёнка в семье, школе.

Обработка теста «Рисунок семьи» проводиться по специальной схеме (таблица 4)

Интерпретация теста «Рисунок семьи»

Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.
Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.
При интерпретации теста используется очень много отдельных более или менее значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка. Она также обращает внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В.К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.
Анализируя интерпретационные схемы В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускаса

мы выделили следующие признаки конкурентных отношений сиблингов:

— отсутствие на рисунке автора или сиблинга;
— присутствие на рисунке только автора или сиблинга;
— особенности размера фигур автора и сиблинга;
— особенности расположения на листе фигур автора и сиблинга;
— взаимное расположение фигур автора и сиблинга;
— отличительные особенности в рисовании фигур автора и сиблинга;
— специальные признаки конкуренции.

Рассмотрим их подробнее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: