27.04. 2020.
Группа 14
Урок № 47 на тему: «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий »
Цель: развивать навыки написания наречий.
Ознакомиться с теоретическим материалом.
Выписать основные особенности правописания наречий.
Отличаем наречия от существительных.
По значению | |
Наречия обозначают признак предмета, признака или другого предмета | Существительные обозначают предмет |
По тому, изменяется слово или нет | |
Наречие не изменяется | Существительное изменяется по числам и падежам |
По синтаксической роли | |
Наречие обычно является обстоятельством | Существительное может быть любым членом предложения |
Дефис в наречиях употребляется, если | |
1. Есть приставка по- и суффикс -ому (-ему) | по-новому, по-прежнему |
2. Есть приставка по- и суффикс -и (-ьи, -ски, -цки) | по-волчьи, по-русски, по-немецки |
3. Есть приставка в- (во-) и суффикс -их, -ых | во-первых, во-вторых, в-третьих |
4. Есть приставка кое- или суффиксы -то, -либо, -нибудь | кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь |
5. Если слова образованы путем повтора основ или корней | Еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, крепко-накрепко, видимо-невидимо |
Ь после шипящих пишется | Ь после шипящих не пишется |
1. Существительные женского рода 3-го склонения: рожь, брошь | 1. Существительные м. р. 2-го склонения: луч, шалаш, мяч |
2. Начальная форма глагола на -чь: беречь, стеречь | 2. Существительные 1-го склонения мн. ч. род. падежа: задач, туч, рощ |
3. 2-е лицо ед. число глаголов: стережешь, печешь | 3. Краткие прилагательные: горяч, могуч |
4. Повелительное наклонение глаголов: отрежь, намажь | 4. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпеж |
5. Наречия (кроме исключений): сплошь, наотмашь |
Раздельное написание наречий и наречных сочетаний.
|
Раздельно пишутся наречия, образованные из сочетаний существительных с предлогами, если предлог оканчивается на согласную, а существительное начинается с гласной: в обмен, в обнимку, в обрез (но: позарез), в обтяжку, в обхват, в одиночку (действовать), в отместку, в отрыве, в убыток, в угоду, в упор, в охапку, без оглядки, без отказа, без удержу, без устали.
Примечание. В соответствии с этим правилом раздельно пишутся наречия типа в открытую (произведено от прилагательного), в оба (произведено от числительного).
Раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами, если существительные сохранили некоторые падежные формы (две и более): в головах – под головами (разг.), в потемках – потемки, в тупик – в тупике (оказаться), за границей – за границу, из-за границы (но: торговать с заграницей – существительное заграница), на запятки – на запятках, на карачки – на карачках, на корточки – на корточках, на ощупь – ощупью, на память – по памяти, на поруки – на поруках, на радостях – в радостях (разг.), на руку – не с руки, на совесть – по совести, на цыпочки – на цыпочках, под мышку – под мышкой – под мышки – под мышками – из-под мышек, под спуд – под спудом; пишутся раздельно наречные сочетания на днях, на рысях, на сносях.
Выполнить задания по теме.
1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:
а) сидел (не)подвижно; увидел (не)чаяно; пел (не)громко;
б) ничуть (не)поздно; вовсе (не)красиво; очень (не)прилично;
в) (не)по-дружески; (не)по-свойски; (не)правильно;
|
г) (не)лепо; (не)доуменно; (не)близко, а далеко;
д) крайне (не)принужденно; весьма (не)привлекательно; ни-сколько (не)угрожающе.
2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:
а) (не)правда; (не)вежи; (не)приятно; ничуть (не)интересно;
б) (не)доумевать; (не)справедливость; вовсе (не)далеко; (не)веселый;
в) (не)искренно; (не)красив; (не)годуя; (не)взыскательный;
г) (не)вежда; (не)приехав; (не)лепость; (не)вовремя.
3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:
а) нимало; никто; нигде; ни с кем;
б) нигде; никто; никогда; ниоткуда;
в) нисколько; ничуть; неоткуда; незачем.
4. Найди «третий лишний»:
а) н..чуть не испугался; н..как не находил; н..сколько раз;
б) н..куда пойти; н..зачем расспрашивать; н..сколько не завидуя;
в) н..сколько не расстроился; н..когда не злился; н..откуда ждать.
5. «Нн» пишется во всех словах ряда:
а) беше..о вертеться; говорил испуга..о; работал отчая..о;
б) вздрогнул неожида..о; чертил квалифицирова..о; не работает време..о;
в) говорил взволнова..о; ушел неожида..о; отвечал пута..о.
6. Определи предложение с наречием:
а) Собрание взволнова..о сообщением.
б) Общество было взволнова..о.
в) Говорила она взволнова..о.
В наречии пишется __________________________________
7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:
а) горяч..; свеж..; блестящ..; хорош..;
б) ещ..; певуч..; тягуч..; зловещ..;
в) багаж..м; уж..м; нош..й; нож..м;
г) бельч..нок; скворч..нок; череш..нка; еж..нок.
8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами -а и -о:
а) издалек..; е) запрост..;
б) занов..; ж) смолод..;
в) наглух..; з) досух..;
г) вправ..; и) сызнов..;
д) добел..;
Запиши наречие, не имеющее суффиксов -а и -о: ________
3. Домашнее задание: выучить правила, выписать из художественной литературы 7 предложений с наречиями и подчеркнуть их как члены предложения.
Форма сдачи задания:
- письменная;
- на электронный адрес iraivakhnenko80@mail.ru
- в личные сообщения в контакте. https://vk.com/id208232074