17.04.2020
Урок № 5 класс
Тема. Обучающее изложение текста повествовательного характера с элементами рассуждения
Цель:
1) повторить:
- что такое текст;
-каковы признаки текста;
- как связаны предложения в тексте;
- что такое абзац;
- как правильно составить план текста;
2) обогащать словарный запас обучающихся;
3) выделить в произведении приоритеты общечеловеческих ценностей,
4) формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому произведению.
Тип урока: развитие речи.
Ход урока
Оргмомент.
Теоретическая часть.
Издавна выделяют такие типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Каждый из них определяется целью и содержанием высказывания. Это деление является условным. При использовании в речи типы текста чередуются, придавая ей разнообразие.
Описание раскрывает признаки предмета, его временные характеристики или постоянные свойства, качества, состояния. Текст этого типа отвечает на вопрос: «Какой предмет?» Чаще всего описание - это неподвижная картина. Разновидностью описания в официально - деловой речи выступает характеристика.
Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия. Данный тип текста представляет мир в динамике: «Что произошло?».
Рассуждение имеет целью исследовать предметы или явления, раскрыть их внутренние признаки путем аргументации, установления причинно - следственных отношений. С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Такое раскрытие мира в его причинно - следственных связях - это ответ на вопрос: «Почему?»
Конечно, редко встречаются «чистые типы». В сущности, нет необходимости требовать «чистого» описания, повествования, рассуждения; обычно это смешанные тексты с преобладанием повествования, описания или рассуждения. Каждый из типов текста имеет свои особенности в отборе и использовании материала, в построении текста, в отборе средств языка.
|
Тип текста связан со стилем речи. В научном стиле используются преимущественно рассуждение и описание; в публицистическом - повествование и рассуждение; в официально-деловом и разговорном – повествование; в художественном – все типы речи в различных сочетаниях.
Работа с текстом.
Лучший друг
Оставил Коля свой самокат на дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит, что на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.
Думает мальчик: «Сейчас отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи не брал». Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который стоял рядом: «Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля».
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал: «Что же вы на самокате-то не катаетесь?». (80 слов) (По Ю.Ермолаеву)
Вопросы и задания
1. Вы прослушали текст, какова тема этого текста?
2. Идея?
3. Назовите стиль речи, которым написан этот текст? (Художественный, потому что автор использует изобразительные средства, характерные для художественного текста: прямая речь, обращения, просторечные выражения «отлуплю» и т.д. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.)
|
4. Назовите тип речи. (Повествование – текст, в котором описываются события в определенной последовательности.)
- А сейчас дайте еще раз прочитаемтекст.
Обсуждение:
1. На что рассердился Коля?
2. А вы бы рассердились?
3. Что его смутило?
4. Будет ли он теперь давать Вове самокат?
5. Как вы думаете, как поступил бы в этих же обстоятельствах Вова?
6. Кого же подразумевал автор, называя рассказ «Лучший друг»?
7. В чем же заключается настоящая дружба? Докажите.
- Вот сейчас мы с вами говорили о том, что, по-вашему, настоящая дружба.
Тип речи, который мы использовали для этого, называется РАССУЖДЕНИЕ.
Рассуждение – тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Пунктуационно-орфографическая работа.
1. Доказывая, что текст художественный, мы должны вспомнить, что в нем есть прямая речь. А что такое прямая речь? (Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная дословно от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.)
2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора.)
3. Где в тексте встречается прямая речь? (Когда Коля думает о том, что отлупит Вову, когда Вова представляет Колю незнакомому мальчику, когда Коля спросил, почему же мальчики не катаются на самокате.)
4. Обратите внимание на то, что при написании изложения в тексте исключается использование прямой речи.
5. Преобразовать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.
Например: Мальчик подумал, что сейчас отлупит Вовку, чтобы чужие вещи не брал.
|
Работа в тетради.
Записать:
Семнадцатое апреля
Изложениетекста повествовательного характера с элементами рассуждения
Лучший друг
Словарная работа.
Рассердиться, разжать, сжать, самокат.
4. Ознакомление с памяткой к написанию изложения.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выясните значение непонятных слов.
3. Определите основную тему текста.
4. Найдите ключевые слова и словосочетания, которые важны для раскрытия темы.
5. Разделите текст на части и озаглавьте их.
6. Еще раз внимательно прочитайте текст.
5. Прочитайте еще раз текст, составьте плана и пересказ текста с опорой на план.
6. Задание: напишите подробное изложение; в конце его дайте оценку поведения Коли и расскажите о том, что такое настоящая дружба.
Рассуждение о том, что такое настоящая дружба нужно начать с нового абзаца.
6. Рефлексия.
Урок подходит к концу, давайте обратимся к приему «Незаконченное предложение», дополним высказывания:
- сегодня на уроке я узнал, что…,
- я понял что …,
- было трудно, когда….
7. ДЗ: дописать изложение.