ПОЧТОВАЯ-БЕЗОПАСНОСТЬ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины и
выполнению домашних контрольных работ
для учащихся заочной формы обучения
Специальность: 2-45 02 01 «Почтовая связь»
Специализация: 2-45 02 01 32 «Эксплуатация информационно – технологических сетей»
Квалификация специалиста: Техник почтовой связи
Брест 2016
Разработаны на основе примерного тематического плана (приложения к типовому учебному плану Учреждения обеспечивающего получение среднего специального образования, утвержденному Министерством Республики Беларусь 26.05.2015 РБ ст № 377 Д-тип.)
Составитель: А.А. Сахарчук, мастер производственного обучения УО «Брестский государственный колледж связи»
Рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании цикловой комиссии
Протокол №____ от __________________
Председатель__________А.А.Сахарчук
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………. … | ||
Примерный тематический план……………………................ | ||
План изучения дисциплины………………………………….. | ||
Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ……………………………………………. | ||
Задания для домашних контрольных работ………………… | ||
Перечень вопросов для выполнения обязательной контрольной работы……………………………………….….. | ||
Перечень рекомендуемой литературы………………………. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время объекты почтовой связи предоставляют широкий спектр услуг, оперируя при этом значительными финансами. Денежные средства всегда были привлекательны для злоумышленников, которые стремились незаконно ими завладеть. Кроме того, почтовый канал - один из основных каналов доставки средств терроризма. При совершении актов индивидуального терроризма злоумышленники часто прибегают к направлению по почте взрывных устройств. Это объясняется определенной легкостью достижения цели и практической анонимностью доставки.
|
Следовательно, в современных условиях каждый учащийся, желающий получить специальность «Техник почтовой связи», должен уметь оперативно оценить ситуацию в области почтовой безопасности даже в нестандартных условиях и принимать решения. Таким образом, изучение основных положений почтовой безопасности совершенно необходимо.
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины и выполнению домашних контрольных работ для учащихся заочной формы обучения «Почтовая безопасность» разработаны для учащихся средних специальных учебных заведений по специальности 2-45 02 01 Почтовая связь в соответствии с требованиями образовательного стандарта и примерного тематического плана.
Цель изучения дисциплины: обеспечить подготовку учащихся по современным методам и средствам обеспечения физической и эксплуатационной безопасности почтовой корреспонденции, помещений и средств почтовых учреждений, безопасность персонала и пользователей услуг почтовой связи.
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
знать:
¾ ключевые концепции всемирного почтового союза, регламентирующие обеспечение почтовой безопасности;
¾ Закон Республики Беларусь «О почтовой связи», Правила оказания услуг почтовой связи, Технологию приема, обработки и пересылки внутренних и международных почтовых отправлений, инструкции и положения по почтовой безопасности, регламентированные Национальным оператором почтовой связи РУП «Белпочта»;
|
¾ правовые аспекты почтовой безопасности;
¾ основные требования обеспечения физической и эксплуатационной безопасности объектов почтовой связи, зданий, помещений, имущества, ценностей;
¾ формы и методы проведения контроля за сохранностью почтовых отправлений;
¾ основы обеспечения надежности персонала;
¾ меры по защите почты от правонарушений;
¾ организационно-технологические мероприятия по защите персонала и почты от правонарушений;
¾ требования к технической укрепленности защищаемых объектов почтовой связи;
¾ требования информационной и финансовой безопасности объектов почтовой связи.
уметь:
¾ оценить, используя полученные данные, какой уровень безопасности необходим в каждом конкретном случае и какое оборудование обеспечения безопасности имеется или должно быть на почтовом объекте;
¾ проводить проверки безопасности;
¾ обеспечивать поддержание безопасности путем выполнения предписанных норм и процедур;
¾ выполнять мероприятия, обеспечивающие техническую укрепленность защищаемых объектов.
Программа рассчитана на объем 26 учебных часов и предусматривает 6 часов практических занятий, основное значение которых направлено на приобретение умений в почтовой безопасности.
В целях контроля знаний учащихся предусмотрено проведение обязательной контрольной работы.
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Количество учебных часов | Время на самостоя- тельную работу учащихся (часов) | |||
всего | в том числе | ||||
для дневной формы (на основе ОСО) | для заочной формы | на обзорные занятия | на практи- ческие занятия | ||
На установочные занятия | |||||
Раздел 1. Правовые аспекты. 1.1. Вводная лекция. 1.2. Правовое обеспечение почтовой безопасности. | |||||
Раздел 2. Сохранность ценностей и имущества почтового учреждения. | |||||
2.1. Безопасность объектов почтовой связи и работающего персонала. | |||||
2.2. Сокращенные проверки безопасности. | |||||
2.3. Техническая укрепленность отделений почтовой связи.. | |||||
Практическое занятие № 1 Изучения порядка организации проверочных мероприятий. | |||||
Раздел 3. Сохранность почтовых отправлений. | |||||
3.1. Взрывные устройства. | |||||
3.2. Опасные вложения в почтовых отправлениях. | |||||
3.3. Кризисные ситуации на предприятии почтовой связи. | |||||
3.4. Транспортировка почты. | |||||
Практическое занятие № 2 Изучение порядка заделки почтовых отправлений. | - | ||||
Раздел 4. Информационная безопасность. | |||||
4.1. Политика информационной безопасность. | |||||
4.2. Управление рисками, связанными с легализацией доходов полученных преступным путем. | |||||
4.3. Обеспечение финансовой безопасности. | |||||
4.4. Контроль подлинности государственных знаков почтовой оплаты. | - | ||||
Итоговая контрольная работа. | - | ||||
ИТОГО |
Практические занятия, их наименование и объем в часах
№ п/п | Название темы | Содержание | Объём в часах |
Лабораторная работа № 2 | Изучение порядка заделки почтовых отправлений. | ||
Всего: |
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема | Результат | Литература |
Введение. | Объясняет цель и задачи дисциплины. Излагает основные понятия и определения в области почтовой безопасности. Дает общую характеристику физической и эксплуатационной почтовой безопасности. | [1], [3] |
Раздел 1. Правовые аспекты. | ||
Тема 1.1. Правовое обеспечение почтовой безопасности. | Высказывает общее суждение об основных нормативных правовых актах в области почтовой связи в целом и почтовой безопасности в частности. | [4], [5], [22], [25], [26], [27] |
Раздел 2. Сохранность ценностей и имущества почтового учреждения. | ||
Тема 2.1. Безопасность объектов почтовой связи работающего персонала. | Излагает цели и задачи службы почтовой безопасности РУП «Белпочта», основные права и обязанности работников в области почтовой безопасности. Объясняет общие требования по организации профилактических мероприятий по почтовой безопасности, по обеспечению безопасности объектов почтовой связи и работающего персонала. | [10], [23], [24], [28] |
Тема 2.2.Сокращенные проверки безопасности. | Излагает порядок проведения проверок по фактам утрат, регистрируемых почтовых отправлений и недостачи их вложения, а также порядок проведения внутрихозяйственного контроля эксплуатационной деятельности отделений почтовой связи. | [6], [21] |
Тема 2.3. Техническая укрепленность отделений почтовой связи. | Дает классификацию и общую характеристику оборудованию для безопасного хранения ценностей на объектах почтовой связи. Излагает основные требования по технической укрепленности отделений почтовой связи и оснащению системами охранно-пожарной сигнализации. | [7] |
Практическое занятие № 1 Изучения порядка организации проверочных мероприятий. | Составляет план по организации проверочных мероприятий на объектах почтовой связи и заполняет акты проверок. | [6], [21] |
Раздел 3. Сохранность почтовых отправлений. | ||
Тема 3.1.Взрывные устройства. | Классифицирует взрывные устройства. Характеризует технические средства для выявления взрывных устройств. | [1] |
Тема 3.2.Опасные вложения в почтовых отправлениях. | Описывает опасные вложения в почтовых отправлениях, предметы и вещества, запрещенные к пересылке во внутренних и международных почтовых отправлениях. | [3] |
Тема 3.3.Кризисные ситуации на предприятии почтовой связи. | Описывает кризисные ситуации, которые могут произойти на предприятии почтовой связи. Раскрывает основные методы выявления в почтовом потоке подозрительных почтовых отправлений. Описывает действия работников, в случае подозрения на содержание в почтовом отправлении вещества или предмета, опасного для жизни или здоровья людей. Характеризует признаки нарушений заделки почтовых отправлений. | [1], [11] |
Тема 3.4. Транспортировка почты. | Описывает порядок обеспечения безопасной транспортировки почтовых отправлений с использованием автотранспорта. | [16], [17], [18] |
Практическое занятие № 2Изучение порядка заделки почтовых отправлений. | Заделывает почтовые отправления в почтовую тару согласно Технологии приема, обработки и пересылки внутренних и международных почтовых отправлений. Оформляет нарушения и неисправности, выявленные при проверке получения почты. | [2], [12], [13], [14], [15] |
Раздел 4. Информационная безопасность. | ||
Тема 4.1. Организация парольной защиты. | Излагает основные правила парольной защиты сети передачи данных. | [29] |
Тема 4.2.Политика информационной безопасности. | Излагает основные цели политики информационной безопасности. Классифицирует угрозы информационной безопасности. Описывает организацию защиты информации при работе с электронной почтой и при работе в сети Интернет. | [2] |
Тема 4.3.Обеспечение финансовой безопасности. | Управляет рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. Проводит идентификацию участников финансовых операций. | [8], [20] |
Тема 4.4.Контроль подлинности знаков почтовой оплаты. | Осуществляет контроль подлинности государственных знаков почтовой оплаты Республики Беларусь. | [9] |
Обязательная контрольная работа. |