Сердцевина Пастырства - Христос




Оглавление

 

Введение

1. Жизнь владыки Антония

2. Пастырство

3. Сердцевина Пастырства - Христос

4. Проповедь пастыря

5. Священник - человек молитвы

6. Социальное служение пастыря

6.1 Пастырская помощь заключенным

6.2 Пастырская помощь больным

7. Пастырское душепопечение

8. Пастырь и миряне в контексте Православного учения о церкви

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Речь пойдет о знаменитом миссионере, всемирно известном проповеднике и многими уважаемом архипастыре митрополите Сурожском Антоние (Блуме).

Сегодня одним из самых живых вопросов в священнической практике является вопрос о том, что такое пастырство и каким должен быть сам пастырь. В связи с этим, мы, проанализировав труды и жизнь, владыки Антония постараемся найти для себя ответ, что такое пастырское достоинство, какие качества являются необходимыми и незаменимыми для пастыря.

Всей своей жизнью Высокопреосвященнейший Антоний показал, что им двигала исключительно любовь, в первую очередь к Богу, а потом, конечно же, к ближнему. Став пастырем, он никогда не останавливался на достигнутом, каждую минуту в течение всей своей долгой жизни владыка учился быть пастырем. Теперь весь православный мир знает его как ревностного священнослужителя, мудрого архиерея, добродетельного монаха, внимательного духовника, проникновенного проповедника и неутомимого миссионера. Дело в том, что владыка Антоний понимал пастырство как состояние, которое необходимо поддерживать постоянно, даже без подобающих условий, сна и отдыха.

То духовное сокровище, которое собрал митрополит Антоний не закопано и не потеряно, оно продолжает жить и обильно плодоносить. Многие и многие начинающие пастыри и те, кто еще только на пути к этому высокому служению, пользуются его доселе живым примером, советами и находят для себя вдохновение в прекрасных проповедях, которые исполнены любви.

Радость жизни со Христом стала отличительной чертой пастырской проповеди незабвенного проповедника. "Он с особой силой убеждения научает нас принимать широко раскрытыми очами сердца Свет Христов, который не ослепляет, но просвещает всех".

В нашей стране проповедь владыки Антония звучала многие десятилетия. Его приезды в Россию становились целыми событиями. В советские годы его проповедь, в первую очередь - проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела огромное значение. Очень важно то, что духовный опыт, который владыка имел, он умел очень хорошо изложить и окружающим. Основная тема которого, это - глубоко личностные отношения с Богом, встреча с ним "лицом к лицу". Часто владыка подчеркивал, что он не имеет богословского образования и "не богослов" вовсе, но его слова заставляли вспомнить святоотеческие определения: богослов - тот, кто чисто молится; богослов - тот, кто знает Бога Самого.

Митрополит Антоний очень необычно объяснял, что такое Церковь и пастырство. Его изложения небыли похожи на привычные для нас академические рассуждения, которые в своем большинстве взяты из богословия XIX века. Антропологические взгляды Сурожского архипастыря позволили по-новому взглянуть на достоинство человека, заново осмыслить православное духовничество, направленное на восстановление такого достоинства.

"Митрополит Антоний - не академический богослов. Однако знакомство с его текстами - в подавляющем большинстве первоначально устными выступлениями - позволяет увидеть целостный взгляд человека с "продуманной верой". И, кажется, ни у кого, кто имел возможность общения с ним, и даже у тех, кто просто внимательно вчитывался в тексты его выступлений и проповедей, никогда не возникало сомнение, что свидетельство его подлинно и достоверно".

В этой работе мы постараемся рассмотреть жизнь и труды владыки касающиеся его пастырелогических воззрений и практических рекомендаций.

Думаю, данная тема очень актуальна, ведь одной из основных забот Русской Православной Церкви, как ранее, так и на современном этапе её истории является проблема духовнической практики. Поэтому пасторологические взгляды владыки Антония особенно будут полезны в деле воспитания молодого поколения священнослужителей в Духовных учебных заведениях.

Целью данной работы является изучение взглядов митрополита Антония относительно пастырского служения, образа пастыря вообще и его некоторых практических рекомендаций по духовнической деятельности.

душепопечение антоний митрополит пастырь


Жизнь владыки Антония

 

Родился будущий митрополит в Лозанне, что в Швейцарии,19 июня 1914 года. В миру его звали Андрей Борисович Блум. Его дед, Скрябин, был русским консулом на Востоке, там же он познакомился с девушкой, она впоследствии стала его женой. После свадьбы они приехали в Россию. Еще позднее дед всё еще служил на Востоке, и их дочь, будущая мама владыки Антония, тогда была в Смольном и приехала к родителям на каникулы, тут же она познакомилась с будущим отцом владыки, который работал переводчиком в посольстве.

Вскоре будущий владыка с родителями попадает в Персию. Мама Андрея была невероятно энергичная и не по-женски мужественная женщина. Она очень хорошо ездила верхом, путешествовала с отцом по всем горам, даже охотилась на кабана и тигра. 1921 год - на Западе время было плохое, безработное, и к жизни эмигранта она была не очень готова, но она знала много языков, как то: французский, немецкий и английский, и это, конечно, её спасло. Потом мать владыки научилась работать на машинке и стенографии и работала так уже всю жизнь.

В их семье были совершенно удивительные обычаи. Дед требовал, чтобы дети полдня говорили по-русски, а другие полдня по-гречески и по-латыни. По-русски, потому что это было местным наречием, а остальные языки надо было учить для аттестата зрелости.

По прошествии примерно двух месяцев после рождения Андрея семья возвращается в Россию. Жили сначала в Москве, но в 1916 году его отец снова был назначен на Восток, и они уехали в Персию. Следующие семь лет будущий архиерей проводит там. В школу он не ходит, но его образованием занималась бабушка. Она ему очень много читала и всегда вслух: читала она красиво и хорошо, и она знала, где необходимо сделать паузу чтобы ребенок мог отреагировать. А во время прогулок она затевала о прочитанном разговоры, давая нравственные оценки, чтобы это было для мальчика не просто развлечением, а уроком и наукой, что по слову самого владыки, было бесконечно ценно.

По политическим причинам в 1920 году семья покидает Персию, но не в полном составе. Отец пока остается, а мама с сыном и бабушкой уезжают на Запад. Они переезжали очень часто, настолько часто что за свои детские годы будущий митрополит объехал множество стран Европы. Из них: Испания, Париж, Австрия, северная Югославия. Во время их пребывания в Вене, Андрея учили читать и писать.

Владыка рассказывал особенные истории из детства, которые ему передавала его мама, ибо он сам был слишком мал чтобы запомнить то время. Он говорил, что с него ничего не требовали неразумного, и никогда не было чувства, что требуют только потому, что родители такие большие и сильные и могут сломить ребенка. Но, если что-то говорилось, что никогда не отступали.

Из воспоминаний владыки Антония: "Мама мне рассказывала - она мне как-то раз что-то велела, я воспротивился; мне было сказано, что так оно и будет, и я два часа катался по полу, грыз ковер и визжал от негодования, отчаяния и злости, а мама селу тут же в комнате в кресло, взяла книжку и читала, ждала, чтобы я закончил. Няня несколько раз приходила: "Барыня, ребёнок надорвётся!" А мама говорила: "Няня уйдите!" Когда я закончил, вывопился, она сказала: "Ну, закончил? Теперь сделай то, что тебе сказано было". Это был абсолютный принцип.

Принцип воспитания был такой, что убеждения у меня должны сложиться в свое время свои, но я должен вырасти совершенно правдивым и честным человеком, и поэтому мне никогда не давали повода лгать или скрываться, потому что меня не преследовали. Скажем, меня могли наказать, но в этом всегда был смысл, мне не приходилось иметь потаённую жизнь, как иногда случается, когда с детьми обращаются не в меру строго или несправедливо: они начинают просто лгать и устраивают свою жизнь иначе".

Владыка вспоминает очень интересный случай из своей юности, это было то время когда его впервые, серьёзно стали посещать мысли о Христе и о Церкви. Он тогда просил у матери для чтения Евангелие. И однажды, когда он читал Евангелие от Марка, на отрывке между первой и третьей главами, будущий митрополит почувствовал, как наяву, сидящего с другой стороны стола, Христа. Это было поразительное чувство, он долго смотрел перед собой, но ничего не видел, не слышал и не ощущал, однако Андрей пребывал в ярком сознании того, что перед ним стоит Христос, несомненно. И тогда у него появились мысли, что если Христос стоит здесь, перед ним - значит, Он и правда воскрес и всё, что о Нём говорят - правда. Вот такой был дан ему личный опыт познания Бога, его собственный, живой опыт.

Юноша стал проявлять интерес к аскетическим упражнениям, он был бесконечно благодарен Богу за то, что с ним случилось, и начал молиться. Специально его этому никто не учил, поэтому, ему не оставалось ничего кроме экспериментов, он падал на колени и молился, как умел. К этому времени Андрей уже начал учиться в университете и времени на личные интересы и занятия оставалось всё меньше, поэтому он стал заучивать службы наизусть и молиться по дороге в университет и обратно домой. Такое чтение наизусть было для него любимейшим занятием.

Владыка как можно скорее хотел начать своё служение Христу. И уже после средней школы он желал стать священником. Решил идти в монастырь на Валаам, но в итоге приносит монашеские обеты тайно, за пять дней до ухода в армию. Но до этих событий, им были окончены биологический и медицинский факультеты Сорбонны.

Несмотря на трудность исполнения монашеских обетов в обстановке войны, Андрей Блум служил от всего сердца, со всем желанием и в послушании своим командирам. А каждый больной и раненый, поступавший в госпиталь, был самым важным предметом его внимания и заботы. Во французской армии митрополит Антоний прослужил три года. Вскоре демобилизовался, вернулся в Париж и нашел маму и бабушку. Затем долгое время работал и занимался хирургией в разных местах Парижа. Так прошли первые десять лет монашеских трудов, которые он считал для себя "блаженными".

Наконец, вскоре, Господь призывает монаха Андрея к священству руками митрополита Серафима Лукьянова, который 27 октября 1948 года рукоположил его во иеродьякона, а 14 ноября во иеромонаха. И направляется в Англию, в Лондон, для исполнения своего пастырского служения в лице руководителя православно-англиканского Содружества святого мученика Албания и Преподобного Сергия. Уже в 1953 году на праздник Рождества Христова иеромонах Антоний был возведен в сан игумена, а 27 апреля 1956 года на праздник Пасхи - в сан архимандрита.

Согласно постановлению Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 2 июля и 15 августа 1957 года, в Лондоне в пятницу, 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому 1957 года состоялось наречение настоятеля местного русского православного храма Успения Пресвятой Богородицы архимандрита Антония (Блума) во епископа Сергиевского, викария Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе.

Потом, в своем слове при наречении, архимандрит Антоний говорил, что сердце его стремилось к молитвенному безмолвию и монашеским трудам и душа его теперь полна страха и трепета, когда Господь, через уста Церкви повелевает ему встать в ряды святителей. Это самое ответственное и страшное призвание.

А уже 17 ноября по старому стилю и 30 ноября по новому, в том же году, в субботу, в православном Успенском храме Лондона состоялась архиерейская хиротония. 10 октября 1962 года, епископ Антоний был возведен в сан архиепископа с присвоением титула "Сурожский" и назначен на вновь образованную на территории Британских островов епархию, в составе Великобритании и Ирландии.

В январе 1963 года, владыка Антоний, был назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе, в связи с уходом на покой митрополита Николая (Еремина).

Стал митрополитом архиепископ Антоний 27 января 1966 года, а также утвержден в должности Экзарха в Западной Европе. Но данная должность была очень непроста, уходило много времени на решение административных проблем связанных с ней. Поэтому служение Экзарха он нёс до 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей.

За свои огромные труды на ниве проповеди Слова Божия и обновление духовной жизни в стране, владыка получил степень почетного доктора богословия Абердинского университета. Он являлся почетным доктором богословия Московской и Киевской Духовной Академии, а также Кембриджа. За совокупность научно-богословских и проповеднических трудов, митрополит Антоний был удостоен ученой степени доктора богословия "honoris causa", которую ему вручили 3 февраля 1983 года в актовом зале Московской Духовной Академии. Без устали можно перечислять многочисленные звания владыки Антония и его награды.

Активно участвовал в жизни Поместных Соборов Русской Православной Церкви. В 1990 году на Поместном Соборе был предложен как один из кандидатов на патриарший престол, но его кандидатура была сразу же отклонена, в связи с тем, что у него не было советского гражданства, а это противоречило Уставу.

Огромные труды Сурожский Пастырь положил на созидание Сурожской епархии, которая смогла в себе объединить русских эмигрантов и просто верующих англичан, которые всё чаще переходили из англиканства в православие. За многие годы его отцовского управления приходы епархии впитали в себя дух братской любви и взаимопонимания. Когда служил владыка Антоний, храм часто посещал сам принц Чарльз. Митрополит всеми силами поддерживал религиозно-просветительскую деятельность и катехизацию земель Британии. Одним из его помощников был знаменитый и очень благочестивый старец - архимандрит Софроний (Сахаров). Проповедуя, владыка всегда подчеркивал свой русский характер, православие русской традиции, которая ему привита с детских лет. Но такая русскость митрополита отнюдь не закрывала для него людей, но наоборот служила поводом к открытому общению и диалогу. Владыке верили всегда и сохраняли веру в него и в каждое его проникновенное слово до самой его блаженной кончины.

Вскоре у митрополита Антония были обнаружены опухоли и анализы указали на их злокачественность. В феврале 2003 года ему сделали операцию, затем провели курс облучения, но метастазы оказались уже слишком распространены. Владыке оставалось жить не долго и он это ясно понимал.

В дни празднования столетия прославления Серафима Саровского, в Сарове заседал архиерейский Собор, который определил Владыке отныне быть на покое, а также высоко оценил его деятельность на благо Русской Православной Церкви и Вселенского Православия. Его ревностная просветительская деятельность стала ориентиром в годы безбожия для многих верующих. Вскоре Господь призвал к Себе Своего ревностного служителя. 13 августа состоялось отпевание и погребение митрополита Антония. Первая панихида была совершена в Успенском соборе, сразу после новости о его кончине, в понедельник, 4 августа. В Сурожскую епархию тут же было направлено слово Святейшего Патриарха, в связи с кончиной её предстоятеля. Благословение на совершение заупокойного богослужения и похорон получил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. В понедельник, 11 августа, гроб с телом был поставлен в соборе, и началось чтение Евангелия. Стоит отметить, что читалось оно на двух языках: русском и английском.

Во вторник вечером была совершена заупокойная утреня, во время которой митрополит Филарет выразил соболезнование Сурожской епархии от своего имени и всей своей паствы.

В день похорон, 13 августа, Божественную литургию совершили два викария почившего митрополита - архиепископ Керченский Анатолий и епископ Сергиевский Василий, в сослужении архиепископа Корсунского Иннокентия. Возглавил отпевание митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении архиепископа Фиатирского Григория, главы епархии Константинопольского Патриархата в Великобритании, и выше упомянутых архиереев, а также двадцати шести священников - из Сурожской епархии и приезжих.

Погребение состоялось на старом Бромптонском кладбище, на месте, где в 1957 и 1958 годах были похоронены бабушка и мать владыки Антония.


Пастырство

 

Теперь следует перейти к рассмотрению основной темы данной работы.

Эта тема постоянно заставляет размышлять над ней всякого священника, всякого епископа. Всякий христианин, независимо от того, несет он священный сан или нет, послан в мир, быть проповедником Христа, свидетелем вечной жизни.

Владыка говорил, что "когда мы говорим о пастырстве, само слово звучит для нас богословски; и в этом отношении в культуре городов, больших государств, в культуре промышленности оно потеряло ту живость, ту свежесть, которые имело в Ветхом и Новом Завете, когда произносилось среди полей, среди иной культуры". Так же он отмечал, что само это слово родилось из живых, настоящих отношений пастыря с паствой, то есть, иными словами - пастуха с теми овцами, которые ему вверены Богом, с которыми он общался.

В Священном Писании есть множество примеров того, каким необходимо быть пастырю. "Первое, что поражает в Евангелии, когда читаешь рассказ Христов о заблудшей овце, - это нежность, это забота. Если кто из вас жил в деревне или читал и вдумывался в быт ранних времен, то может себе представить: переходящие стада, люди (пастухи), которые не только с них кормились, но которые с ними жили". Когда мы читаем притчу о заблудшей овце, нас в ней трогает именно эта забота. Ведь здесь чувствуется, что овцу, отбившуюся от стада, пастырь ищет не из-за боязни об убытке, а потому, что овечка ему дорога. Она родилась в его доме, им вскормлена и им охраняется.

Когда продолжаешь вчитываться в строки Евангелия, находишь еще места, как то, которое читается в канун святительских дней, отрывок из Евангелия от Иоанна " Аз есмь Пастырь добрый; Пастырь добрый душу свою полагает за овец, а наёмник бежит, потому что он наёмник и нерадит о овцах " (Ин.10: 11-12). И дальше тоже важно: " Знаю Моих, и Мои знают Меня" ( Ин.10: 14). "Эти места говорят именно о глубоком, тонком, чутком, любовном взаимоотношении. Пастырь идет впереди своего стада, чтобы первым встретить опасность: вора, разбойника, волка, хищного зверя, разлившуюся реку. Что бы ни пришлось им встретить, он идет впереди, он должен первый встретиться лицом к лицу с этой опасностью".

Из слов владыки можно выделить следующую, важную черту пастырства. Это не только ласка, нежность или осознание того, что нет ничего дороже этой овцы, и что, когда она уйдет, это непоправимое горе для пастыря. Вторая черта - это деятельная, мужественная любовь, защита и заступничество. "Долг пастыря встать перед властями, перед угнетателем, пред тем, кто может погубить жизнь, честь, душу человека и сказать: "Нет! Нельзя! Пожалей, у тебя тоже совесть есть, к тебе тоже придет смерть, перед тобой тоже встанет суд"".

Пастырство - не ремесло, не техника, не властвование, не руководство, а именно ласковое, жертвенное служение. У пастыря не должно быть таких понятий как день и ночь. Его паства не может не болеть, не страдать только по тому, что пастырь отдыхает или занят чем-то своим. Потому, что его пасомые - это его семья, большинство из которых родилось рядом с ним, они - его дети. А кто скажет своему ребенку: "Ты пока пострадай, а как у меня появится время, я займусь тобой". Ни в коем случае не должно быть такого времени, когда молитва пастыря могла бы остановиться.

Вот подлинные отношения священника и людей, нежные, вдумчивые и даже кровные. Кровные, потому, что действительно мы одно тело и одна семья. Ведь мы в Церкви принимаем крещение, которое делает нас частью живого тела Христова, причащаемся Телу и Крови Христовым, которые делают нас со Христом единокровными. Каждый человек для священника брат и сестра. И он должен понимать, что всякий Богу также дорог, Бог за него отдал Сына Своего Единородного, чтобы этот человек жил, воскрес и в конечном итоге вошел в Царство Небесное, стал ему братом. И это не просто высокие слова, это реально и всё пастырство заключается в этом.

Большую часть своих бесед Сурожский архипастырь посвятил вопросу пастырства, выявляя его смысл, определяя особенности служения и личные качества священнослужителей. Рассмотрим одну из таких бесед, где митрополит Антоний как бы обращается к ставленникам в священный сан с объяснением сути их дальнейшего служения.

Новопоставляемым диаконам и священникам владыка Антоний всегда говорил о том, что вход в алтарь храма возможен только "путем креста", потому что Христос умер на Кресте и открыл священнослужителю доступ во "Святое святых". Владыка призывал будущих пастырей ясно понимать, что они как бы входят в Царство Божие от имени народа в качестве его представителей. Войти же в это Царство можно исключительно через Крест, а в конечном итоге и через собственное распятие.

Когда священник приходит в храм и подходит к алтарю, он должен остановиться и сказать: Господи будь милостив мне грешному! И мыслить, что входит он в самую важную область храма, место, которое словно огнем горит. Он должен понимать, что будет произносить не просто слова или формулы, а самые святые слова, которые могут обжечь губы и зажечь душу, испепелить недостойно их произносящего. В храме происходит встреча пастыря со Христом. И здесь надо понять, как мы лобызаем образ Спасителя, - как Иуда, когда хотел Его предать? Или как ребёнок целует мать? Или как в благоговении мы целуем руку человека, которого уважаем больше всех на свете?

Во время самой хиротонии митрополит Антоний Сурожский читал все тайные молитвы рукоположения вслух, чтобы их мог слышать весь народ, а главное - сам рукополагаемый. В противном случае, если не читать молитвы вслух, ставленник слышал бы только ектению с прошениями "Господи, помилуй" и тем самым "терял" большую часть Таинства. Владыка хотел, чтобы будущий священнослужитель активно переживал во время хиротонии все молитвословия и священнодействия. Перед началом богослужения (а не только непосредственно на самой хиротонии при облачении в священные одежды) владыка от имени народа, который избрал и направил кандидата на рукоположение, и от имени всего духовенства провозглашал трижды "Аксиос!" В епархии митрополита Сурожского так было заведено, чтобы рукополагать человека не иначе, как только по народному выбору. По этому поводу владыка несколько раз высказывался: "Мне кажется громадной ошибкой и очень несчастным явлением, когда человека готовят в семинарии или академии, и потом посылают на приход, о котором он не имеет понятия, к людям, которые его не просили и не выбирали. Когда человек хочет быть священнослужителем, думает о диаконстве или священстве и приходит ко мне с этим вопросом, я ему ставлю первый и основной вопрос: "Если бы ты стоял перед Христом, как Иаков и Иоанн подошли к Нему на пути из Кесарии в Иерусалим, и Христос поставил бы вопрос: ты готов пить Мою чашу, ты готов погрузиться в тот ужас, в который Я буду погружен? Сможешь ли ты тогда от всей души серьезно ответить: да, я готов! Слово "могу" ты не можешь сказать, но выразить свою готовность милостью и силой Божией, которая в немощи совершается. Иди домой и переживи это, пока ты не сможешь вдумчиво сказать: да, я знаю свою немощь, но я знаю силу Божию, я знаю, что Бог меня действительно зовет". Дальше вопрос заключается в том, слышал ли народ этот зов, или нет? И тогда я ставлю вопрос приходу о возможном рукоположении. Я не ставлю никого в приход, где не хотят принимать такого человека. Отчего так? Возьмите хотя бы диакона. Диакон "технически" является мирянином в том смысле, что он хоронится [его отпевают] как мирянин. Что же это значит? Это не только то, что он не полностью священник, но также это значит, что он в алтаре будет представителем всего народа. Он, если можно так выразиться, мирянин в священном сане. Звание мирянина не означает человека, который не священник и как бы низшего сословия. Слово "мирянин" от греческого "лаос" - это член Божиего народа. Поэтому и священник, и епископ остаются в этом смысле мирянами, не мирскими людьми, а именно мирянами. Когда человек выбран, он посылается в алтарь в знак того, что весь народ принят Богом, а один или несколько из его членов участвуют в богослужении у престола. Диакон выходит потом на ектению и молится от себя, но при этом призывает весь народ молиться церковной молитвой. Он принадлежит этому народу и говорит из его недр, а не извне: "Помолимся!", а не "помолитесь". Это мне кажется очень важным. Дальше мы ставим вопрос перед духовенством. У нас два-три раза в году бывают собрания духовенства, и тогда возможный кандидат приводится на это собрания и участвует в них несколько раз, чтобы его все хорошо узнали. Идея здесь в следующем. Вдруг случится с ним духовная катастрофа, какая-нибудь беда, житейская или духовная, и тогда кто будет его "выносить"? Не епископ, потому что епископ может быть для него не самым близким человеком. Это может быть не тот епископ, который его от души выбирал и ставил. Должны его "выносить" на своих плечах собратья. И только тогда можно человека рукоположить, если священническое братство говорит: "Да, мы этому человеку верим, мы готовы его поддержать в любых обстоятельствах". Тогда я принимаю решение о самом рукоположении. Это мне кажется очень важным моментом". Сознательно приведенная здесь столь длинная цитата из беседы владыки Антония показывает, с каким вниманием и серьезностью относился этот архипастырь к первым шагам ставленнического пути, всесторонне подготавливая будущего священнослужителя к большой ответственности перед народом Божиим и собратьями священниками. В этом деле владыка сохранял соборные начала нашей Церкви, которые еще в первые века христианства выражались в практике избрания народом своих священнослужителей, и, пройдя через века, нашли свое отражение в деяниях Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Такая практика создавала в Сурожской епархии атмосферу братской любви, взаимопонимания и соработничества в деле созидания христианской жизни. С сожалением приходится отмечать, как нелегко священноначалию нашей Церкви в современных условиях постатеистического времени стремиться к возрождению соборного духа в церковной жизни, но пример митрополита Антония может в этом помочь. Его архипастырское наследие очень действенно, потому что не оставалось только словесным рассуждением, а всегда подтверждалось практикой.

Владыка Антоний не раз настаивал на том, что стать священником - это не честь и преимущество, а служение. Пастырь становится слугой, а не начальником. Сам Христос об этом говорил: "…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф. 20: 26). Христос был среди людей "как служащий", поэтому тот, кто хочет ему уподобиться в служении, тот должен себя действительно считать на дне и быть готовым исполнять "грязную работу", заботиться о несчастных, бедных, страждущих. Это в значительной мере относится не только к священнику, но и к епископу. Митрополит Антоний отмечал в одной из бесед: "У нас сдвиг получился в течение столетий, епископ и священник заняли высокое положение в иерархии, тогда как на самом деле, по мысли отца Софрония (Сахарова), Церковь - это пирамида вверх дном. Тот, который является епископом или священником, на самом дне должен быть. На нем Церковь строится как бы этажами. Мы в какой-то мере потеряли сознание народа Божия, осознание мирян не как людей не священного сана, а как Тела Христова. У апостола Петра сказано: "вы - род избранный, царственное священство, народ святый" (1 Петр. 2: 9). А для чего избранный? Не потому что мы такие замечательные, а потому что мы Ему поверили, и Он нам доверил спасение мира". Развивая эту мысль, владыка говорил, что всякий человек рукоположенный, будь он диакон, священник или епископ - это человек, которому поручено освящать мир, и если нужно, то даже ценой своей жизни. В этом смысле и миряне названы священством, так как тоже призваны освящать мир. При этом идет битва, и каждый, кто падает на поле битвы на земле, остается бессмертным в вечности. Следовательно, связь между народом, диаконами, священниками и епископами должна быть совершенно тесной; они должны составлять одно тело, в котором каждый исполняет свою задачу. При этом единая для всех задача - весь мир освятить, вырвать его из плена зла и отдать Богу.

От таких слов владыки естественно, снова и снова возникал у многих вопрос: но кто сможет понести все это, такой удел возможен только для избранных и сильных духом, а их не большинство? Митрополит Антоний, как бы ободряя слушателей, добавлял к сказанному, что Господь не только героев принимает. Действительно, Христос сказал Своим ученикам, что посылает их в мир "как агнцев среди волков" (Лк.10: 3). Сегодня христиане, а особенно пастыри Церкви, также посылаются на проповедничество "как агнцы к волкам". В таком положении Бог оценивает не только наше величие. Он ценит и нашу немощь, которая делает все, что может, и чего не может. Здесь во всю мощь проявляются слова Господа апостолу Павлу: "довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12: 9).

Владыка Антоний всегда казался духовно очень сильным человеком, хотя сам себя он таковым не считал. Такова жизнь, чем глубже мы осознаем наше бессилие и всю надежду возлагаем на Бога, делая себя проводником Его воли, тем реальней Божественная сила приходит в мир и творит чудеса вокруг нас, помогая нашим ближним и утешая окружающих нас людей. "Бессилие" пастыря, одухотворяемое Божественной благодатью и превозмогаемое личной человеческой волей, побуждает доброго и честного священнослужителя идти в мир, нести Божие слово, укреплять таких же слабых, как и он сам, людей - и этим он выполняет свою духовную задачу, как пастыря Церкви Христовой. Основополагающим моментом пастырского служения является проповедь Христова Евангелия. Это апостольская миссия, которой священник, наряду с душепопечением, должен уделять значительное место в своей жизни.

Дай нам Бог извлечь хоть какой-то полезный для себя урок из дивных Слов Священного Писания, из учения святых Отцов и образа Христа. Вот тогда наше пастырство, которое в первую очередь является сораспятием Христу, принесет плод во спасение чьей-нибудь жизни!

 


Сердцевина Пастырства - Христос

 

Однако пастырство не существует само по себе. В самом сердце его живет некто еще больший, Единый Пастырь всего существующего. Священное Писание называет Его "Пастырь овцам великий" (Евр. 13: 20). Он - Господь наш Иисус Христос. А мы грешные стоим и служим только Его благодатью. Потому, что там, где стоит священник никто кроме Христа не смеет стоять.

Как часто мы забываем что такое алтарь. Алтарь - это место, которое принадлежит лично Богу и входить туда надо не иначе как с чувством ужаса и трепета, ибо ты входишь в дом Бога. Здесь живет Дух Святой, и Своими собственными ногами ходит Христос. Нам надо входить в алтарь в сознании, что только Божественная Благодать, как рука Господа, может нас спасти от того, чтобы огонь Божественный нас не уничтожил.

Какое же это дивное и страшное место - алтарь. Место, где мы можем находиться даже в присутствии Отца, невидимого и непостижимого для нас. Мы могли бы умереть, но не умираем от этой встречи потому, что мы за Христом, как за завесой, Он - наша защита и он доносит до нас то, до чего мы сами не можем дойти и более того, не смеем.

Единственный по достоинству Первосвященник Христовой Церкви - Господь наш Иисус Христос. Он является единственной силой и совершителем чудес в таинствах. Владыка Антоний рассказывал, как в одну из своих поездок на Афон он общался с монахами и спросил их, как они понимают слова, " Время сотворити Господеви: владыка благослови ", которые произносит дьякон вначале литургии. Они понимают их совсем не так, что "пора совершить службу для Бога", а толкуют её как "А теперь пришло время Богу действовать". И это верно, именно Богу время действовать в нас. Неужели какой-то архиерей или священник может сотворить из хлеба Тело Христово или из вина Кровь Христову? - Это может совершить только Господь.

Церковь живет и полна Святым Духом. Именно поэтому мы можем говорить священные слова, которые превосходят всё, что когда-либо делал человек или даже мыслил. И всё равно мы будем говорить эти слова и совершать действия, потому, что без них не совершится ничего, и всё же, конечным совершителем священнодействия остается Господь Иисус Христос, Единственный и Единый Пастырь Церкви, силой Духа Святого, Которым исполнена Церковь.

И вот какое же тогда положение у священника? С каким ужасом, должно быть, он стоит и совершает это служение! На памяти митрополита Антония был случай, когда один молодой священник, стоя пред престолом Божиим, почувствовал, что у него нет таких сил, чтобы совершить это таинство и он в растерянности сказал: "Господи! Я не могу!" - и вдруг, между ним и святым престолом Кто-то встал, ему пришлось отойти и ждать, потому что этот Некто совершал Божественную литургию, которую по сути, Он Один и может совершать.

Вспомним путь Христа. По огромной жертвенной, крестной любви к людям, Он стал одним из нас, понес на себе все последствия грехопадения. Жажду, голод, холод, утомление, слёзы, падение духом и даже телесную смерть на Кресте. Он не просто так захотел стать с нами настолько единым, Господь хочет чтобы мы стали тем, что Он есть. Каков же тогда путь священника во Христе? Нам придется пройти весь путь Христов в готовности стать единым и с заблудившимся и с богооставленным и с самым последним грешником, - со всяким человеком, чтобы вместе с ним нести Крест богооставленности и если понадобится, пойти на ужас телесной смерти.

Нет у священника никакой власти и даже прав нет, есть только одна поистине Божественная задача - до крестной смерти любить. Пастырь это человек, который снова и снова должен отрекаться от себя, даже от своих законных прав. Он является образом и иконой Христа, Его любовью и кровью, которая может быть пролита.

 


Проповедь пастыря

 

Еще одним важнейшим аспектом пастырской жизни является проповедь. Владыка Антоний по этому поводу всегда говорил, что перед народом необходимо возглашать Божию правду и истину, удивительную и неописуемую красоту Божия Царства, и делать это не искусственно, по привычке, а от всей души. Когда мы прочтем Евангельский отрывок, мы должны передать людям то, как он на нас самих подействовал, что он над нами совершил. И если бы мы так проповедовали, и постоянно ощущали себя как на суде перед Христом, если бы мы по настоящему изумлялись красоте и мудрости прочитанного нами отрывка Евангелия и всё это честно приносили людям с амвона, они бы на это отзывались. "А если мы строим проповедь так: "Ну да, я-то воспринимаю многое, но вы, конечно, этого воспринять не можете, и я вам это представлю в меру вашего понимания", - мы грешим против человека, против каждого присутствующего".

Как же нужно проповедовать и как готовиться? Владыка Антоний отвечал: "Скажу так: всей жизнью готовиться". Нельзя готовиться к проповеди просто окружив себя множеством толкований Святых Отцов. Когда они писали, их слова шли прямо из сердца из их глубокого опыта духовной жизни. Если



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: