Упражнение 2. «Вертушка жалобщиков».




Коммуникативный тренинг по теме

«ПРОСЬБА О ПОМОЩИ»

Для КЦСОН Чкаловского района г. Екатеринбурга

Цель: сформировать умение формулировать просьбу о помощи

Участники: люди пожилого возраста от 60 лет, среди которых примерно в 40% случаев встречаются инвалиды по зрению, слуху, люди со старческой деменцией. На предыдущем занятии были отработаны правила обращения за помощью к спецслужбам. Алгоритм обращения и номера служб они получили в раздатках. Участвуют примерно 10 человек.

Материалы: доска с мелками (маркерами).

Длительность: 1,5 часа

Ведущий приветствует всех участников занятия и представляется. Проговаривает цель и формат занятия.

РАЗМИНКА

Знакомство.

Задача: познакомиться друг с другом участникам группы.

Инструкция. Давайте скажем друг другу, как нас зовут. Тот, кто представляется, не просто называет свое имя, но и делает при этом какое-либо движение, жест, принимает ту или иную позу, стараясь показать свое отношение к собственному имени сейчас. После каждого представления вся группа, пытается догадаться, какое чувство хотел выразить выступавший.

Как вы сейчас себя чувствуете?

Удалось ли запомнить, кого как зовут?

Если есть желание, вы можете спросить, почему участники показывали то или иное отношение к своему имени. А те, кого спрашивают, отвечают по желанию.

Участникам выдаются бейджи с написанными именами.

Теперь, когда мы познакомились, предлагаю обсудить правила работы нашей группы. Чтобы наш тренинг прошел успешно, и все остались довольны его результатом давайте обговорим правила, которые написаны на доске.

· каждый участник по возможности работает от начала и до конца работы группы

· каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях

· каждый член группы постарается быть искренним

· в группе желательно называть участников по имени

· нужно уважать и ценить другого, внимательно, не перебивая, слушать каждого

· при обсуждении происходящего следует оценивать не участников, а их действия.

В данной группе не все правила жесткие в связи с физическими и физиологическими возможностями участников.

Все ли согласны с правилами? Возможно, кто-то хочет добавить какое-либо правило?

Предлагаю сейчас потренироваться вести себя по правилам и поделиться своими ожиданиями от предстоящего занятия. Давайте по очереди скажем, что хотели бы узнать, поделать, или о чем хотели бы поговорить в рамках темы занятия. Напоминаю, что тема нашего занятия «Просьба о помощи».

Группа делится ожиданиями.

Прежде чем кого-то просить о помощи, мы ищем, к кому можно обратиться. Сейчас я вам предлагаю всем вместе подумать, кого лучше просить, но чтобы все было по порядку, мы с вами специально организуем наше размышление.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1. «Мозговой штурм»

Задача: выделить характерные признаки людей, к которым можно обратиться за помощью.

Вместе с участниками проводится небольшой "мозговой штурм". Ведущий предлагает выдвинуть как можно больше идей по данной ситуации, и поощряет участников предлагать включать неожиданные идеи, новые необычные идеи и идеи, которые следуют из личного опыта.

Инструкция: Я зачитаю вам ситуацию. Вам необходимо примерно описать человека, к которому вы обратитесь. Интересны любые варианты ответа, в том числе неожиданные, новые, необычные, примеры из личного опыта. Выдвигайте как можно больше предложений.

Ведущий задает две ситуации:

1. Вы стоите на остановке. Вам необходимо срочно позвонить, это вопрос жизни и смерти. Но батарея в вашем сотовом телефоне разрядилась. Рядом с вами стоит около двадцати разных людей. К кому вы обратитесь?

2. Вы находитесь в незнакомом месте незнакомого города. Внезапно вам очень срочно захотелось в туалет. Вам надо спросить у кого-то из прохожих, нет ли где поблизости туалета. У кого спросите?

Ведущий обобщает и анализирует всю полученную информацию. Составляется ранжированный список характеристик людей, к которым можно обратиться за помощью. Вот мы с вами выделили, на что стоит обратить внимание, когда мы ищем помощника, ищем, к кому обратиться за помощью. Но если рядом нет никого, кто на первый взгляд подошел бы на роль помощника, все равно стоит к кому-нибудь обратиться за помощью. К тому, кто внушает больше доверия. А вот как это сделать, давайте посмотрим.

 

Упражнение 2. «Вертушка жалобщиков».

Задачи:

· выработка умения говорить кратко, по сути

· выделение эффективных паттернов невербального поведения в процессе коммуникации.

Инструкция: давайте все разобьемся на две равные группы и встанем лицом друг к другу, образуя два круга: внутренний и внешний. (Помочь сделать два круга.) Внутренний круг будет играть роль «экспертов», а внешний – «жалобщиков». Иными словами, в каждой паре участник из внешнего круга жалуется на что-нибудь участнику из внутреннего круга. (Подойти и показать в каждой паре.) Жалобу нужно придумать самим или взять из личного опыта. Эксперты должны как-то ответить на полученную жалобу: как это сделать, тоже можно придумать или взять из жизненного опыта. Время на жалобу и ответ – 1 минута. Через минуту по моей команде внешний круг делает шаг вправо и все повторяется. Каждому новому эксперту можно придумать новую жалобу или оставить прежнюю. Так до тех пор, пока жалобщики не пройдут всех экспертов.

Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль "экспертов", они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль "жалобщиков", они занимают места во внешнем круге. Через минуту надо помочь сдвинуться внешнему кругу.

Когда упражнение завершено, все садятся на места и ведущий проводит обсуждение.

- Все по-разному жаловались, какие отличия вы заметили?

- Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?

Сейчас мы с вами увидели, что просьба должна быть короткой, надо говорить только самое важное. Людям приятно, когда с ними говорят вежливо, им улыбаются. Еще людям нравится, когда обращаются к ним ласково и говорят им добрые слова. Если Вы просите знакомого или близкого человека, это особенно важно. Предлагаю посмотреть, как это работает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: