Методика формирования математических представлений
Содержание дисциплины
Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№ | Разделы, темы | Аудиторная работа | Самост. работа (32 час.) | ||
Лекции (8 час.) | Практ. занятия (4 час.) | Лабор. занятия (4 час.) | |||
Психолого-педагогические основы методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии | |||||
Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии | |||||
Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии | |||||
Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии | |||||
Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии | |||||
Занятие как форма организации работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями в развитии | |||||
Итого 1 семестр: |
1.2. Содержание дисциплины
№ п/п | Тема и её содержание | (кол-во час.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Раздел: Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Практическое занятие
План семинарского занятия:
1. Обсуждение предложенных вопросов для дискуссии.
2. Защита задания № 2.
3. Решение педагогических задач.
4. Защита задания № 4.
5. Защита уровневых заданий (№№ 2, 6, 7).
6. Решение теста по разделу.
Обязательное задание
1. Вопросы для дискуссии:
1.1. Особенности количественных представлений детей с нарушениями в развитии.
1.2. Периоды обучения счету дошкольников (на примере детей с нарушениями интеллекта).
1.3. Методика ознакомления с арифметическими задачами и примерами детей с нарушениями в развитии.
1.4. Методика ознакомления с числами и цифрами детей с нарушениями в развитии
1.5. Методика ознакомления условными знаками >,<, = детей с нарушениями в развитии.
1.6. Методика обучения делению целого на части и формирования понимания отношений между целым и частью у детей с особыми образовательными потребностями.
2. Сравнительная характеристика сформированности количественных представлений и счетной деятельности при сохранном и нарушенном развитиях (речь, интеллект) детей дошкольного возраста. Оформить в таблицу. (предварительная работа дома)
Примерная таблица
3. Решение педагогических задач по теме, составленных дома (работа в микрогруппах). Оформление пед. задачи Задача: текст задачи Вопросы: Решение задачи: 4. Составление опорных схем по разделу. 5. Решение теста по разделу. Уровневое задание 1. Становление методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии (реферат). 2. Основные нарушения в овладении счетной деятельностью и их профилактика у детей с нарушениями в развитии (реферат). 3. Средства обучения математике детей с нарушениями в специальном дошкольном учреждении (реферат). 4. Диагностика количественных представлений дошкольников с нарушением речи (реферат). 5. Диагностика количественных представлений дошкольников с нарушением интеллекта (реферат). 6. Модель выпускника специального дошкольного учреждения по разделу «Формирование количественных представлений у детей с нарушениями в развитии» (проект). 7. Профессиограмма учителя-дефектолога, работающего с дошкольниками с нарушениями в развитии по формированию элементарных математических представлений (проект). Литература: 1. Баряева, Л.Б., Кондратьева, С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.: ил. – ISBN 978-5-9925-0013-4. 2.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова – М.: Гном-Пресс, 1999. 3.Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ. Программно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баланс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240 с. 4.Чумакова И.В. Пути формирования математических представлений у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием (Методические рекомендации) // Дефектология. – 2000. - № 6. – С. 65-73. 5. Чумакова И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2003. - № 6. – С. 51-54. (1998. - № 2) | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел: Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Практическое занятие
План семинарского занятия:
1. Обсуждение предложенных вопросов для дискуссии.
2. Защита задания № 2
3. Составление и решение педагогических задач.
4. Защита задания № 4.
5. Защита уровневого задания № 3.
6. Решение теста.
Обязательное задание
1. Вопросы для дискуссии:
1.1. Особенности представлений о пространстве и времени у детей с особыми образовательными потребностями.
1.2. Формирование представлений о времени у дошкольников с нарушениями в развитии.
1.3. Формирование представлений о пространстве у дошкольников с нарушениями в развитии.
1.4. Система дидактических игр и упражнений для формирования представлений о пространстве и времени у детей с нарушениями в развитии.
1.5. Диагностика особенностей представлений о времени и пространстве у дошкольников с нарушениями в развитии (на примере у детей дошкольного возраста с нарушениями речи).
2.Составить сравнительную характеристику сформированности представлений о формировании представлений о пространстве и времени при сохранном и нарушенном развитиях (речь, интеллект) детей дошкольного возраста. Оформить в таблицу и сделать выводы (предварительная работа дома).
Таблица 1
|
Таблица 2
Временные представления | Дети с сохранным развитием | Дети с нарушенным развитием | ||||||
Мл. гр | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. гр. | 1 г.о | 2 г.о. | 3 г.о. | 4 г.о. | |
Представления о частях суток | ||||||||
Усвоение понятия сутки | ||||||||
Понимание временной последовательности и усвоение слов вчера, сегодня, завтра | ||||||||
Усвоение понятия неделя | ||||||||
Усвоение понятия месяц | ||||||||
Усвоение понятия год | ||||||||
Ознакомление с календарем | ||||||||
Развитие чувства времени | ||||||||
Опредление времени по часам |
3. Решение педагогических задач по теме, составленных дома (работа в микрогруппах).
Оформление пед. задачи
Задача: текст задачи
Вопросы:
Решение задачи:
4. Составление опорных схем по разделу.
5. Решение теста по разделу.
Уровневое задание:
1. Совместная работа специального дошкольного учреждения и семьи по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии (реферат).
2. Модель выпускника специального дошкольного учреждения по разделу «Формирование пространственно-временных представлений у детей с нарушениями в развитии» (проект).
Литература:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. — 320 с. — (Коррекционная педагогика)
2. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. – 160 с.
4. Калиниченко А.В. Обучение детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие / А.В. Калиниченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М., 1993.
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003.
7. Нагаева, Т.И. Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92, [1] с. ил. – (Сердце отдаю детям). – ISBN 978-5-222-13760-4.
8. Плаксина Л.И. Математика в детском саду. Методическое пособие для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина – М., 1994. – 94 с.
9. Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. / Е.Н. Подколзина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 176 с. – ISBN 978-5-8252-0065-1.
10. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. — 128 с.
11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с.
12. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ. Программно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баланс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240 с.
13. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями / Е.А. Стребелева, М.В. Браткова // Дефектология. – 2000 – № 5.
14. Ткачева В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с ДЦП / В.В. Ткачева // Коррекционная педагогика. – 2006. – № 1, – С. 60-76.