Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы




Методика формирования математических представлений

Содержание дисциплины

Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

 

Разделы, темы Аудиторная работа Самост. работа (32 час.)
Лекции (8 час.) Практ. занятия (4 час.) Лабор. занятия (4 час.)
  Психолого-педагогические основы методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии        
  Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии        
  Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии        
  Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии        
  Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии        
  Занятие как форма организации работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями в развитии        
Итого 1 семестр:        

 


1.2. Содержание дисциплины

 

№ п/п Тема и её содержание (кол-во час.)
2. Раздел: Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Практическое занятие План семинарского занятия: 1. Обсуждение предложенных вопросов для дискуссии. 2. Защита задания № 2. 3. Решение педагогических задач. 4. Защита задания № 4. 5. Защита уровневых заданий (№№ 2, 6, 7). 6. Решение теста по разделу. Обязательное задание 1. Вопросы для дискуссии: 1.1. Особенности количественных представлений детей с нарушениями в развитии. 1.2. Периоды обучения счету дошкольников (на примере детей с нарушениями интеллекта). 1.3. Методика ознакомления с арифметическими задачами и примерами детей с нарушениями в развитии. 1.4. Методика ознакомления с числами и цифрами детей с нарушениями в развитии 1.5. Методика ознакомления условными знаками >,<, = детей с нарушениями в развитии. 1.6. Методика обучения делению целого на части и формирования понимания отношений между целым и частью у детей с особыми образовательными потребностями. 2. Сравнительная характеристика сформированности количественных представлений и счетной деятельности при сохранном и нарушенном развитиях (речь, интеллект) детей дошкольного возраста. Оформить в таблицу. (предварительная работа дома) Примерная таблица
Содержание Дети с сохранным развитием Дети с нарушенным развитием
Мл. гр Ср. гр. Ст. гр. Подг. гр. 1 г.о. 2 г.о. 3 г.о. 4 г.о.
Восприятие групп предметов                
Отношения: больше, чем; меньше чем; поровну                
Называние количества (числа), не считая                
Сосчитывание, ответ на вопрос: «Сколько всего?»                
Называние (указание) на нужную цифру                
Группировка предметов по признаку количества                
Упорядочение картинок по количеству изображенных на них предметов                
Уменьшение или увеличение чисел на 1, 2, 3                
Нахождение места числа в ряду                
Решение арифметических задач                

3. Решение педагогических задач по теме, составленных дома (работа в микрогруппах).

Оформление пед. задачи

Задача: текст задачи

Вопросы:

Решение задачи:

4. Составление опорных схем по разделу.

5. Решение теста по разделу.

Уровневое задание

1. Становление методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии (реферат).

2. Основные нарушения в овладении счетной деятельностью и их профилактика у детей с нарушениями в развитии (реферат).

3. Средства обучения математике детей с нарушениями в специальном дошкольном учреждении (реферат).

4. Диагностика количественных представлений дошкольников с нарушением речи (реферат).

5. Диагностика количественных представлений дошкольников с нарушением интеллекта (реферат).

6. Модель выпускника специального дошкольного учреждения по разделу «Формирование количественных представлений у детей с нарушениями в развитии» (проект).

7. Профессиограмма учителя-дефектолога, работающего с дошкольниками с нарушениями в развитии по формированию элементарных математических представлений (проект).

Литература:

1. Баряева, Л.Б., Кондратьева, С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.: ил. – ISBN 978-5-9925-0013-4.

2.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова – М.: Гном-Пресс, 1999.

3.Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ. Программно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баланс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240 с.

4.Чумакова И.В. Пути формирования математических представлений у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием (Методические рекомендации) // Дефектология. – 2000. - № 6. – С. 65-73.

5. Чумакова И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2003. - № 6. – С. 51-54. (1998. - № 2)

2
  Раздел: Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Практическое занятие План семинарского занятия: 1. Обсуждение предложенных вопросов для дискуссии. 2. Защита задания № 2 3. Составление и решение педагогических задач. 4. Защита задания № 4. 5. Защита уровневого задания № 3. 6. Решение теста. Обязательное задание 1. Вопросы для дискуссии: 1.1. Особенности представлений о пространстве и времени у детей с особыми образовательными потребностями. 1.2. Формирование представлений о времени у дошкольников с нарушениями в развитии. 1.3. Формирование представлений о пространстве у дошкольников с нарушениями в развитии. 1.4. Система дидактических игр и упражнений для формирования представлений о пространстве и времени у детей с нарушениями в развитии. 1.5. Диагностика особенностей представлений о времени и пространстве у дошкольников с нарушениями в развитии (на примере у детей дошкольного возраста с нарушениями речи). 2.Составить сравнительную характеристику сформированности представлений о формировании представлений о пространстве и времени при сохранном и нарушенном развитиях (речь, интеллект) детей дошкольного возраста. Оформить в таблицу и сделать выводы (предварительная работа дома). Таблица 1
Пространственные представления Дети с сохранным развитием Дети с нарушенным разви ием
Мл. гр Ср. гр. Ст. гр. Подг. гр. 1 г.о. 2 г.о. 3 г.о. 4 г.о.
Ориентирование на себе                
Ориентирование «от себя»                
Ориентирование «от объекта»                
Ориентирование в макропространстве                
Ориентировка на ограниченной плоскости                

Таблица 2

Временные представления Дети с сохранным развитием Дети с нарушенным развитием
Мл. гр Ср. гр. Ст. гр. Подг. гр. 1 г.о   2 г.о. 3 г.о. 4 г.о.
Представления о частях суток                
Усвоение понятия сутки                
Понимание временной последовательности и усвоение слов вчера, сегодня, завтра                
Усвоение понятия неделя                
Усвоение понятия месяц                
Усвоение понятия год                
Ознакомление с календарем                
Развитие чувства времени                
Опредление времени по часам                

3. Решение педагогических задач по теме, составленных дома (работа в микрогруппах).

Оформление пед. задачи

Задача: текст задачи

Вопросы:

Решение задачи:

4. Составление опорных схем по разделу.

5. Решение теста по разделу.

Уровневое задание:

1. Совместная работа специального дошкольного учреждения и семьи по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии (реферат).

2. Модель выпускника специального дошкольного учреждения по разделу «Формирование пространственно-временных представлений у детей с нарушениями в развитии» (проект).

Литература:

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова — СПб.: Издатель­ство «СОЮЗ», 2001. — 320 с. — (Коррекционная педа­гогика)

2. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.

3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. – 160 с.

4. Калиниченко А.В. Обучение детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие / А.В. Калиниченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М., 1993.

6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003.

7. Нагаева, Т.И. Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92, [1] с. ил. – (Сердце отдаю детям). – ISBN 978-5-222-13760-4.

8. Плаксина Л.И. Математика в детском саду. Методическое пособие для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина – М., 1994. – 94 с.

9. Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. / Е.Н. Подколзина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 176 с. – ISBN 978-5-8252-0065-1.

10. Программа воспитания и обучения слабослышащих дош­кольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. — 128 с.

11. Программы специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с.

12. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ. Программно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баланс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240 с.

13. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями / Е.А. Стребелева, М.В. Браткова // Дефектология. – 2000 – № 5.

14. Ткачева В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с ДЦП / В.В. Ткачева // Коррекционная педагогика. – 2006. – № 1, – С. 60-76.

2
  Раздел: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением в развитии. Лабораторно-практическое занятие № 1 План лабораторного занятия: 1. Просмотр видео занятий по обучению математике детей, имеющих нарушения речи, интеллекта. 2. Анализ видео занятий. Обязательные задания 1. Анализ видео занятия по предложенной схеме. Схема анализа занятия 1) Вид нарушения. 2) Возрастная группа (год обучения) 3) Вид занятия. 4) Тема занятия. 5) Продолжительность занятия. 6) Задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитывающие). 7) Этапы занятия (организационно-мотивационная, деятельностная, рефлексивно-оценочная). 8) Место физминутки в структуре занятия, виды физминуток. 9) Методы и приемы руководства каждой частью занятия. 10) Используемые средства обучения. 11) Подготовленность педагога (наличие и знание конспекта, использование вербальных и невербальных средств). 12) Эмоциональный тон и атмосфера занятия. 13) Пожелания и рекомендации. Лабораторно-практическое занятие № 2 План лабораторного занятия: 1. Разработка конспектов занятий по математике для детей с различными нарушениями в развитии (речь, зрение, слух, интеллект). 2. Подготовка необходимого материала. Обязательные задания 1. Разработка конспекта занятия по математике для дошкольников с нарушениями в развитии. Примерная схема конспекта занятия Конспект занятия по математике для детей с нарушением ______________________. (указать возрастную группу/ год обучения) 1) Тема. 2) Задачи: 1. (образовательные задачи) 2. (коррекционно-развивающие задачи) 3. (воспитывающие задачи) 3) Методы и приемы руководства: 4) Материал: Демонстрационный: Раздаточный: 5) Подготовка к занятию, предварительная работа: 6) Ход занятия: Организационно-мотивационная часть. Деятельностная. Рефлексивно-оценочная. 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь