Методические рекомендации для студентов




Технологическая карта

По методике формирования элементарных математических

Представлений

КУРС

Факультет ДиКПиП

Учебный год

Семестр – 1

Модуль – 2, 3, 4

Итоговый отчет – экзамен

Группа: Л-08-01

Ф.И.О. преподавателя: Костикова Д.А.

Изучаемые разделы

I. Психолого-педагогические основы методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

II. Формирование количественных представлений у детей с нарушениями в развитии.

III. Формирование представлений о величине у детей с нарушениями в развитии.

IV. Формирование геометрических представлений у детей с нарушениями в развитии.

V. Формирование пространственно-временных представлений у детей с проблемами в развитии.

VI. Занятие как форма организации работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями в развитии.

 

 

II МОДУЛЬ

Лекции – 2 час.

Практические занятия – 0 час.

Лабораторно-практические занятия – 0 час.

 

№ раздела Вид деятельности студентов Максим. к-во баллов К-во набр. баллов
Раздел I. Психолого-педагогические основы методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста 8,5  
Обязательные задания    
Составление словаря с основными терминами курса    
Составление опорных схем по разделу    
Тестовый опрос по разделу    
Формы проведения    
Лекция: конспектирование (за 2 ч.) 0,5  
Всего по модулю   8,5  

III МОДУЛЬ

Лекции – 2 час.

Практические занятия – 0 час.

Лабораторно-практические занятия – 0 час.

№ раздела Вид деятельности студентов Максим. к-во баллов К-во набр. баллов
Раздел II. Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии    
Обязательные задания    
Составление опорных схем по разделу    
Составление педагогической задачи 0,5  
Решение педагогической задачи    
Тестовый опрос по разделу    
Уровневые задания    
Проект    
Реферат    
Формы проведения    
Лекция: конспектирование (за 2 ч.) 0,5  
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 2 ч.)    
Раздел III. Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии 6,5  
Обязательные задания    
Составление опорных схем по разделу    
Тестовый опрос по разделу    
Формы проведения    
Лекция: конспектирование (за 2 ч.) 0,5  
Всего по модулю   33,5  

 

IV МОДУЛЬ

Лекции – 2 час.

Практические занятия – 2 час.

Лабораторно-практические занятия – 4 час.

№ раздела Вид деятельности студентов Максим. к-во баллов К-во набр. баллов
Раздел IV. Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии 6,5  
Обязательные задания    
Составление опорных схем по разделу    
Тестовый опрос по разделу    
Формы проведения    
Лекция: конспектирование (за 2 ч.) 0,5  
Раздел V. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии 31,5  
Обязательные задания    
Заполнение таблицы (2 шт.)    
Составление по теме опорной схемы    
Составление педагогической задачи (2 шт.)    
Решение педагогической задачи 0,5  
Тестовый опрос по разделу    
Уровневые задания    
Проект    
Реферат    
Формы проведения    
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 2 ч.)    
РазделVI. Занятие как форма организации работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями в развитии    
Обязательные задания    
Защита лабораторной работы (за 4 ч.)    
Всего по модулю      
Всего в семестре      

Раздел «Психолого-педагогические основы методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».

Составляя словарь с основными терминами курса, студенту необходимо изучить рекомендуемую к семинарскому занятию литературу, после этого рассмотреть и оформить алфавитном порядке ключевые понятия дисциплины, указывая автора каждого определения. В конце словаря следует составить список используемой литературы, оформленный в соответствии с новыми требованиями.

При составлении опорных схем к разделу студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.

 

Раздел «Формирование количественных представлений у детей с нарушениями в развитии».

При выполнении задания на осуществление характеристики сформированности количественных представлений и счетной деятельности при сохранном и нарушенном развитиях студенту необходимо еще раз изучить особенности количественных представлений у дошкольников с различными нарушениями в развитии. После этого, опираясь на программы, предложенные в списке литературы, проанализировать и выделить по предложенным параметрам содержание количественных представлений у детей указанных категорий; сделать вывод.

Составляя педагогические задачи по разделу, студент должен также повторить особенности количественных представлений у дошкольников с различными нарушениями в развитии, а также методику их формирования. В тексте задачи должна быть четкость, лаконичность; обязательно должны фигурировать основные данные, которые помогут решающему задачу сфокусировать свое внимание, это могут быть: возраст детей (год обучения) или указанное нарушение в развитии и др. Необходимо четко сформулировать вопросы к задаче, они должны быть составлены таким образом, чтобы решающий задачу смог показать знание теоретического материала, свои практические умения и др.

Студент, разрабатывающий модель выпускника специального дошкольного учреждения по разделу «Формирование количественных представлений у детей с нарушениями в развитии» (уровневое задание), должен вначале определиться, какое нарушения в развитии дошкольников будет находиться в основе его исследования. Студенту необходимо помнить, что под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника разрабатывается в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением конкретного дошкольного образовательного учреждения, поэтому студенту важно изучить соответствующие документы. В образ выпускника необходимо включить как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника. Кроме этого основные параметры подготовленности выпускника следует излагать, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения. Студенту необходимо помнить, что образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка. Кроме этого следует проектировать образ выпускника конкретного дошкольного образовательного учреждения с учетом мнений ближайших образовательных учреждений, в которых выпускники продолжат свое образование. Это будет способствовать укреплению связей преемственности в воспитании и развитии воспитанников на разных ступенях обучения.

Аналогично составлять модель выпускника по формированию всех остальных математических представлений.

Студент, разрабатывающий профессиограмму учителя-дефектолога, работающего с дошкольниками с нарушениями в развитии по формированию элементарных математических представлений (уровневое задание), должен вначале определиться, какое нарушения в развитии дошкольников будет находиться в основе его исследования. После этого он должен раскрыть все составляющие блоки, а именно:

· паспорт профессии (краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования);

· основной объект (сфера) профессии (сведения о типе профессии: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии);

· ключевые ценности профессии (сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии);

· предметно-профессиональная компетентность (характеристика профессиональной среды как полисистемного образования, т.е.специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются, поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства);

· социально-профессиональная компетенция (направления субъектности личности: развитие мыслительного потенциала, возможности саморегуляции и саморазвития личности, направленность личности на «стратегию успеха», гибкость и мобильность личности в рыночных условиях);

· специальные психофизиологические требования (требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования).

Студенту важно обратить внимание на то, что каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние - из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности. Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:

· наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы);

· уровень профессиональной подготовки;

· параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);

· степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту);

· критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).

Выполняя реферативные работы студенту важно раскрыть основные понятия. Показывая вклад отечественных и зарубежных исследователей в проблему, студенту следует указать их основные работы и сформулировать тезисно выводы.

При составлении опорных схем к разделу студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.

Разделы «Формирование представлений о величине у детей с нарушениями в развитии», «Формирование геометрических представлений у детей с нарушениями в развитии»

При составлении опорных схем к разделам студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.

 

Раздел «Формирование пространственно-временных представлений у детей с нарушениями в развитии»

Выполняя реферативные работы, студенту важно раскрыть ключевые понятия темы, осветить основные работы исследователей по данной проблеме.

Рассматривая проблему совместной работы специального дошкольного учреждения и семьи по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии необходимо сформулировать задачи данной работы, определить формы и методы ее осуществления.

Выявляя преемственность в работе специальных дошкольных учреждений и специальной (коррекционной) школы по обучению математике детей с нарушениями в развитии, следует глубоко проанализировать программы данных учреждений с целью выявления точек соприкосновения. Так же следует поставить задачи для осуществления такой работы и выделить соответствующие формы и методы, показав систему работы в данном направлении.

При составлении опорных схем к разделам студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.

 

Раздел «Занятие как форма организации работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями в развитии»

При составлении конспекта занятия по обучению математике детей с нарушениями речи студенту следует познакомиться со следующими рекомендациями:

Конспект занятия по математике 1

(указать возрастную группу/ год обучения) 2

1) Тема.

2) Задачи 3:

1. (образовательные задачи)

2. (коррекционно-развивающие задачи)

3. (воспитывающие задачи)

3) Методы и приемы руководства 4:

4) Материал 5:

Демонстрационный:

Раздаточный:

5) Подготовка к занятию, предварительная работа 6:

6) Ход занятия 7:

Организационно-мотивационная часть.

Деятельностная.

Рефлексивно-оценочная.

Примечание

1 Указать вид занятия

2 Например: для детей младшей группы; 2 год обучения

3 Образовательные задачи предполагают формирование знаний, умений и навыков по предмету в зависимости от вида занятий по дидактической цели. Например:

Занятие по формированию новых знаний, умений и навыков:

Познакомить детей с…

Дать (формировать) представление о…

Учить …

Занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков:

Продолжать знакомить с…

Продолжать формировать представления о…

Продолжать формировать навыки…

Совершенствовать…

Продолжить работу по формированию умения…

Занятие по закреплению:

Закреплять…

Уточнить и углубить понимание…

Учить применять…

Коррекционно-развивающие задачи предполагают развитие психических процессов, мелкой моторики. Например:

Развитие образного воображения.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие операций анализа и синтеза.

Развитие скоординированности движений рук и глаз.

Коррекция произвольного внимания.

Воспитывающие задачи предполагают развитие чувств и качеств личности. Например:

Воспитание чувства коллективизма.

Воспитание чувства сострадания и взаимопомощи.

Воспитание аккуратности, доведения начатого дела до конца.

4 Указываются те методы и приемы, которые используются на этом занятии. Например:

вопросы, эффективное поощрение, моделирование,

метод контрольных вопросов, беседа,

объяснение, обследование, пояснение.

5 Демонстрационный материал – материал, который использует педагог. Это могут быть:

иллюстрации, таблицы, (указывать: название и автора), наборное полотно (цифры, буквы, геометрические фигуры и др.)

Музыкальный или звуковой материал (указывать: название, автора)

Литературный материал: стихи, сказки и др. (указывать: название, автора)

Раздаточный материал – материал, с которым работают дети. Указывать количество и размеры с учетом на одного ребенка. Например:

конверты с набором моделей геометрических фигур для зрительного диктанта.

6 Подготовка к занятию, предварительная работа предполагает осуществление подготовительных мероприятий, способствующих улучшенному восприятию материала на занятии. Например:

Проведение экскурсии.

Просмотр мультфильма (название, например: «Репка», «Как козленок научился считать до 10» и др.) и др.

7 Структура занятия:

1 часть – Вводная (организационно-мотивационная). Необходимо настроить детей на занятие. Осуществляется мотивация предстоящей работы через чтение сказки, стихотворения, создание сказочной или проблемной ситуации, загадывание загадки. Можно актуализировать знания детей от прошлого занятия или предварительную работу через серию вопросов или решение задачи или проблемы и др. Вопросы, задаваемые детям должны быть четкими, лаконичными, не должны заключать в себе ответа. На этом этапе осуществляется объяснение нового материала.

Перед второй частью обязательно проводится физминутка, которая должна быть связана с темой занятия. Физминутка используется с целью переключения внимания детей на другую деятельность, а также для отдыха. Физминутка должна быть направлена на снятие статического и зрительного напряжения, а также на подготовку пальцев рук к работе с раздаточным материалом.

2 часть – Основная (деятельностная) часть предполагает самостоятельную работу детей с раздаточным материалом и др. по закреплению новой темы. Могут быть предложены детям выполнение серии дидактических игр и упражнений.

3 часть – Заключительная (рефлексивно-оценочная) часть. Через продуманную серию вопросов педагог помогает детям уточнить, что было изучено ими на занятии. Осуществляется педагогическая оценка работы детей, при которой педагог отмечает положительную динамику в усвоении знаний и применении умений и навыков на занятии каждого ребенка. Можно предложить детям старшего дошкольного возраста осуществить самооценку работы на занятии вначале через ответы на серию вопросов педагога, а затем – самостоятельно. Необходимо осуществлять взаимооценку работы детьми. В конце занятия могут быть намечены перспективы для дальнейшего изучения на последующих занятиях. Возможно задать работу на дом: понаблюдать за чем-либо, что будет использоваться на последующих занятиях; прочитать с родителями сказку и др. Для этого важно дать детям четкие инструкции для выполнения этой работы.

Особенности полного, развернутого конспекта занятия

1. Отражается деятельность педагога, направленная на математическое развитие детей.

2. Пишется конспект от первого лица (педагога).

3. В конспекте занятия превалирует прямая речь.

4. В скобках обычно проставляются:

а) предполагаемые ответы детей (там, где это необходимо, особенно в том случае, когда следующий вопрос или задание вытекает из ответа ребенка) и их действия;

б) действия педагога;

в) пояснения для читающего конспект, например: «Как это на­зывается?» (Спрашиваю детей, демонстрируя модель круга.) «Сколько игрушек стоит на столе? Кто хочет посчитать?» (Вызываю 3—4 детей.)

5. Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи
и состоит из коротких фраз, какими обычно пользуются педагоги в
работе с детьми дошкольного возраста.

 

 

5. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-мето­дическое пособие. / Л.Б. Баряева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. (Коррекционная педагогика). – ISBN 5-8064-0587-7, ISBN 6-94033-135-1

2. Баряева, Л.Б., Кондратьева, С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.: ил. – ISBN 978-5-9925-0013-4.

3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.Н. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

4. Калиниченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие / А.В. Калиниченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). – ISBN 5-8112-1500-2.

5. Крылова, Н.Л. О коррекционной работе логопеда и воспитателя на материале занятий счету / Н.Л. Крылова. // Дефектология, 1980. - № 4.

6. Лалаева, Р.И., Гермаковска, А. Предупреждение нарушений в овладении математикой у дошкольников: Профилактика дискалькулии: Учебно-методическое пособие. / Р.И. Лалаева, А. Германовска. – СПб.: КАРО, 2007. – 136 с.+ 32 с. – ISBN 978-5-89815-954-2.

7. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 352 с. – ISBN 978-5-89814-356-4.

8. Рыкова, С.С. Коррекционная работа с заикающимися дошкольниками на занятиях по развитию математических представлений./ С.С. Рыкова. // Дефектология, 1980. - № 3.

Дополнительная:

1. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. / И.Т. Власенко. – М., 1990.

2. Войлокова, Е.Ф., Андрухович, Ю.В., Ковалева, Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.

3. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — С. 178-184 (Коррекционная педагогика).

4. Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР: Методическое пособие / З.М. Дунаева – М.: Флинта, 2006.

5. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-метод. рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: КАРО, 2008. 336 с. – ISBN 978-5-9925-0125-4.

6. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2009. 175 с. – ISBN 978-5-09-01719-5.

7. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – ISBN 5-09-014492-3.

8. Катаева, А.А., Стребелева Е А. Дошкольная олигофренопедагогика. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 207 с. (Коррекционная педа­гогика). – ISBN 5-691-00178-7

9. Левченко, И.Ю., О.Г., Приходько / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА. – М., 2001. – 192 с.

10. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб., 2006.

11. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии / Е.М. Мастюкова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.

12. Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2006. – 168 с.

13. Нагаева, Т.И. Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92, [1] с. ил. – (Сердце отдаю детям). – ISBN 978-5-222-13760-4.

14. Носкова, Л.П., Соколова, Н.Д., Гаври­лушкина. О.П. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаври­лушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой.— М.: Просвещение, 1993.— 224 с.

15. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математи­ке для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. / М.Н. Перова — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, Учебная лите­ратура, 1996. — 144 с: ил. — ISBN 5-09-004910-6.

16. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякина — М.: Флин­та: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.

17. Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. / Е.Н. Подколзина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 176 с. – ISBN 978-5-8252-0065-1.

18. Программа воспитания и обучения слабослышащих дош­кольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. — 128 с.

19. Программа воспитания и обучения слабослышащих дош­кольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2006. — 128 с.

20. Программы специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с.

21. Ткачева, В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с ДЦП / В.В. Ткачева // Коррекционная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 60-76.

22. Цаплина А.В. Использование занимательных математических игр в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. – С 23-35.

23. Чумакова, И.В. Пути формирования математических представлений у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием (Методические рекомендации) / И.В. Чумакова.// Дефектология. – 2000. - № 6. – С. 65-73.

24. Чумакова, И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушениями интеллекта / И.В. Чумакова. // Дефектология. – 2003. - № 6. – С. 51-54. (1998. - № 2).

25. Чумакова, И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. для педагога-дефектолога. / И.В. Чумакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 88 с., 8 с. ил. – (Коррекционная педагогика). – ISBN 5-691-00740-8.

26. Шорыгина, Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с. – ISBN 5-89144-435-6.

 

Автор программы Костикова Дина Алексеевна

зав. каф СППиТОО, кпн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: