Вместимость ковша экскаватора, м3 | Непрерывная рабочая неделя при работе в три смены | Прерывная рабочая неделя с одним выходным днем при работе в две смены | ||||
северный | средняя полоса | южный | северный | средняя полоса | южный | |
До 5 | ||||||
15—20 |
РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
И ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ БУЛЬДОЗЕРНОГО
ОТВАЛ ООБРАЗОВАНИЯ
Цель работы состоит в том, чтобы в соответствии с условиями задания правильно выбрать модель автосамосвала, определить параметры автодороги, установить производительность автосамосвалов и необходимое их количество. Во второй части работы устанавливаются параметры автомобильного отвала, выбирается модель бульдозера, определяется объем работ по планировке отвала, производительность и требуемое количество бульдозеров.
Данные о свойствах пород, мощности и производительность экскаваторов, расстоянии транспортирования и т.п. принимаются в соответствии с указанными в индивидуальном задании исходными данными.
1. Выбор модели автосамосвала
Производится в соответствии с вместимостью ковша экскаватора, исходя из соотношения
V a (3
5) Е,м3,
где V a — геометрический объем кузова автосамосвала, м3.
В соответствии с V a по табл. 7 выбирается модель автосамосвала и приводится его техническая характеристика.
Таблица 7
Техническая характеристика автосамосвалов БелАЗ
Показатели | БелАЗ-540А | БелАЗ-7540 | БелАЗ-7548 | БелАЗ-7555Е | БелАЗ-7549 | БелАЗ-7514 |
Грузоподъемность, т | ||||||
Масса автомобиля, т | 22,5 | 73,6 | ||||
Объем кузова, м: | ||||||
геометрический | ||||||
с «шапкой» | ||||||
Габариты, мм | 7250 ![]() ![]() | 7110 ![]() ![]() | 8090 ![]() ![]() | 8890 ![]() ![]() | 10300 ![]() ![]() | 11380 ![]() ![]() |
Максимальная скорость, км/ч | ||||||
Наименьший радиус поворота, мм | 8,7 | 8,7 | 10,2 |
Таблица. 7 (продолжение)
Показатели | БелАЗ-7513 | БелАЗ-7521 | БелАЗ-7530 | БелАЗ-75600 |
Грузоподъемность, т | 130—136 | |||
Масса автомобиля, т | Нет данных | |||
Объем кузова, м: геометрический с «шапкой» | 50 75,5 | 92 125 | 114 129 | 180 234 |
Габариты, мм | 11500 ![]() ![]() | 14580 ![]() ![]() | 13400 ![]() ![]() | Нет данных |
Максимальная скорость, км/ч | ||||
Наименьший радиус поворота, мм |
1. С учетом габаритов принятого автосамосвала определяется и вычерчивается в масштабе 1:500 минимальная ширина проезжей части постоянной автодороги и ширина транспортной бермы при встречном двухполосном движении (рис. 4)
Рис. 5
Шпч=2(а+у)+х,м,
где а — ширина автосамосвала, м;
у — расстояние от колеса до конца проезжей части (у=0,5 м);
х— зазор между кузовами встречных машин
х = 0,5 + 0,005 V,
где V — скорость движения машин, км/ч (можно принять по приведенной ниже табл. 8 после выбора категории дороги и типа дорожного покрытия).
Таблица 8
Среднерейсовая скорость движения автосамосвалов Vср
Категория дороги | Тип дороги и покрытия | Грузоподъемность автосамосвала | ||
< 20 т | 27—45 т | 75 т и > | ||
II | Усовершенствованные облегченные (чернощебеночные.черногравийные) | |||
II | Переходные (щебеночные, гравийные) | |||
III | Простейшие |
При принятой Шпч ширина транспортной бермы определяется с учетом приведенных на рис. 4 размеров элементов профиля дороги.
3. Выбор категории дороги, типа дорожного покрытия и
элементов трассы автодороги
3.1. Категория дороги и тип дорожного покрытия выбираются в соответствии с указанной в исходных данных грузонапряженностью дороги и расчетной массой машин (табл. 9). Грузонапряженность дороги для перевозки пород определяется, исходя из рассчитанного общего объема вскрышных пород и объема полезного ископаемого, количества работающих экскаваторов и объемной массы породы.
Таблица 9