Дорожные условия | Грузоподъемность автосамосвала, т | |||||
25-30 | 40-45 | 70-80 | 110-120 | 170-180 | ![]() | |
Серпантинные и круговые кривые | 20-30 | 30-35 | 35-40 | 35-40 | 40-45 | 45-50 |
Петлевые заезды под погрузку | 10-11 | 12-13 | 12-14 | 14-15 | 18-20 | 20-22 |
4. Определение коэффициента использования грузоподъемности и времени погрузки автосамосвала
4.1. Определение фактической массы породы в кузове автосамосвала
V a
k н/ k p, т,
где k н и k p— соответственно коэффициент наполнения кузова и коэффициент разрыхления породы в кузове автосамосвала (k н при расчетах можно принимать равным 1,2—1,25 и 1,25— 1,30 для автосамосвалов соответственно qa 80 т и qa>80 т, а величину k p— по табл. 2.
4.2. Коэффициент использования грузоподъемности автосамосвала
k иг= q a,
где q a— номинальная грузоподъемность автосамосвала, т.
Величина k иг не должна быть больше 1,05. В случае, если k иг оказывается больше, чем 1,05, следует уменьшить коэффициент наполнения кузова k н.
4.3. Масса породы, загружаемой в автосамосвал за один цикл экскаватора (масса породы в ковше)
q э= k нк/ k рк, т,
где k нк и k рк— соответственно, коэффициенты наполнения ковша и разрыхления породы в ковше экскаватора (их значения принимаются из предыдущего расчета).
4.4. Количество ковшей, загружаемых в автосамосвал
nк = , шт.
Количество ковшей округляется до 0,5 ковша (например, 5
ковшей или 5,5 ковшей).
4.5 Время погрузки автосамосвала
t п= , мин,
где — техническая производительность экскаватора, м3/ч.
5. Определение сменной производительности автосамосвала
, т/смену,
где Т— продолжительность смены (выбиралась ранее);
— коэффициент использования времени смены автосамосвала (
= 0,75
0,85);
— продолжительность рейса автосамосвала, мин.
5.1. Продолжительность рейса
, мин,
где и
— соответственно, время погрузки и разгрузки автосамосвала
= 1
1,5 мин);
— время, движения автосамосвала в грузовом и порожняковом направлениях со среднерейсовой скоростью V ср, мин;
— время затрачиваемое на маневры в забое и пункте разгрузки и на задержки в пути (
= 3
4 мин).
5.2. Время движения автосамосвала
, мин.
где — расстояние транспортирования (из условий задания берется расстояние между карьером и отвалом + измеряется расстояние на карьере от забоя на нижнем уступе до земной поверхности + измеряется расстояние на отвале от линии заезда на отвал до места отсыпки горной массы), км;
— коэффициент, учитывающий разгон и торможение машины(
=1,1);
ср— среднерейсовая скорость движения автосамосвала, км/ч (см. табл. 8).
6. Определение количества автосамосвалов, необходимых
для обслуживания одного экскаватора
=
, шт,
где - сменная производительность экскаватора, м3/смену (рассчитывается по формуле, приведенной ранее, при коэффициенте использования экскаватора k и=(0,8
0,9).
7. Определение сменного расхода топлива автосамосвалом
7.1.Сменный пробег автосамосвала
=2пр L тр =2
L тр,км/смену.
7.2.Сменный расход топлива
G= N ал (1+ Д), л,
где N ал- линейная дифференцированная норма расхода топлива, л/100км (табл. 11);
Д—поправочный коэффициент.
Таблица 11
Фактический расход дизельного топлива
Грузоподъемность автосамосвала, т | |||||
Расход топлива, л/100 км | 100-140 | 170-310 | 320-710 | 560-980 | 1200-1600 |
Величина коэффициента Д при работе в зимних условиях составляет: в южных районах — 0,05; в районах с умеренным климатом — 0,10; в северных — 0,15и в районах Крайнего Севера — 0,20.
Изображение карьера
По результатам выполненных расчетов и чертежей изображается карьер в контурах, использовавшихся для определения коэффициента вскрыши. Верхний уступ полностью отработан. Количество отрабатываемых уступов зависит от количества экскаваторов (задается в задании), при условии работы на горизонте не более двух экскаваторов. Грузопотоки выбираются произвольно, показываются пунктирными линиями.
Рис. 6. Условные обозначения: а – вскрышного уступа; б – добычного уступа;
Обоснование параметров бульдозерного отвалообразования
1.Сменный объем вскрышных пород, доставляемых на
отвал (сменный объем вскрышных работ в карьере)
, м3/смену,
где — годовой объем вскрышных работ (принимается равным среднему объемы вскрышных пород за весь период отработки карьера с учетом коэффициента разрыхления), м3/год;
— количество рабочих дней в году;
п — количество смен в сутки.
2. Объем бульдозерных работ на отвале
, м3/смену,
где — коэффициент, учитывающий количество породы, остающейся на поверхности отвала после разгрузки автосамосвала («коэффициент заваленности»).
С учетом условий безопасности расстояние между автосамосвалом и верхней бровкой отвала при его разгрузке увеличивается с увеличением qа. Поэтому при учебных расчетах величину в зависимости от грузоподъемности автосамосвала ориентировочно можно принимать в пределах:
при q а<40 т— = 0,2
0,22;
q а= 40 80т —
= 0.22
0.25;
q а= 80 120т —
= 0,25
0,27;
q а=120 200т-
=0,27
0,3;
q а = 220 320т —
= 0,3
0,32.
3. Выбор модели бульдозера
Производится, исходя из сменного объема вскрышных и бульдозерных работ, находящихся в определенном соответствии с грузоподъемностью принятого автосамосвала, требуемой производительностью и мощностью бульдозера. Мощность двигателя бульдозера W при расчете возможно принимать на основе следующих соотношений:
при q а< 40т— W = дo 120 кВт;
q а= 40 80 т — W = 120
150 кВт;
q а= 80 120 т— W =150
240 кВт;
q а = 120 220 т — W =240
360 кВт;
q а> 220 т — W = 360 660 кВт.
Модель бульдозеров выбирается по табл. 12 и 13 на основе оценки требуемой мощности двигателя.
Таблица 12