Практические рекомендации организаторам




Каждому возрасту свойственны свои интересы и стремления, что, несомненно, отражается и в игровой деятельности. Игра-путешествие уникальна уже потому, что остаётся интересной для ребёнка любого возраста. С годами может усложняться форма её проведения и содержание, но сама по себе игра-путешествие, особенно на открытой местности и с элементами ориентирования, позволяет реализовать человеческую потребность в романтике, для которой нет возрастных пределов.

Игра-путешествие – явление универсальное, и функции её разнообразны: развлекательная, коммуникативная, оздоровительная, воспитательная, обучающая, развивающая и психологическая. Игры-путешествия могут быть разными по форме и продолжительности.

По продолжительности игры-путешествия бывают:

· долговременные (от одного месяца до года). Такие игры-путешествия чаще всего проводятся в заочной форме и являются составляющими элементами (шагами) в реализации комплексной программы деятельности детского общественного объединения. Каждый этап такой игры-путешествия может проводиться в форме самостоятельного творческого дела (конкурса, викторины, турнира, праздника, фестиваля, акции и т. д.). Долговременные игры-путешествия оформляются в виде творческого проекта согласно общим требованиям: обоснование проекта (пояснительная записка), цели и задачи, содержание, план реализации проекта, ожидаемые результаты;

· кратковременные (от 1-ого часа до одного дня). Эти игры-путешествия проводятся в форме разового мероприятия, могут быть привязаны к массовым либо традиционным праздникам детского коллектива, а могут проводиться и как обучающая форма игры.

Для организации полезной досуговой деятельности детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря наиболее приемлема и актуальна кратковременная форма проведения игры-путешествия.

Такие игры-путешествия могут проводиться в форме секторной игры либо в форме игры на местности. Секторная игра, как правило, проводится стационарно. Её основу составляет секторное (клеточное, цикличное и др.) игровое поле либо иллюстрированная карта, где каждый сектор исполняет роль этапа (станции). В этом случаи игра представляет собой заочное путешествие. Игра-путешествие на открытой местности предполагает значительный территориальный охват и ставит перед участниками иную задачу – самостоятельно отыскать определённый этап, на котором и предполагается выполнение задания.

При подготовке и проведении игры-путешествия на местности необходимо учитывать ряд организационных моментов:

· продолжительность игры не должна превышать 1 часа 30 минут;

· расположение этапов игры должно быть компактным и логичным (на ограниченной и знакомой детям территории);

· количество этапов игры – не более восьми;

· сложность заданий и виды деятельности на этапах должны быть разными (познавательная, подвижная, творческая, индивидуальная, групповая);

· группу (команду) детей, участников игры, обязан сопровождать взрослый руководитель либо инструктор-проводник (старший подросток);

· количество детей в командах не должно превышать 10-12 человек;

· каждый этап нужно творчески оформить и обыграть согласно тематике и общему сюжету игры-путешествия;

· на каждом этапе необходимо предусмотреть разнообразные формы поощрения;

· при перемещении от этапа к этапу должна соблюдаться ТБ.

Независимо от продолжительности и формы проведения все игры-путешествия на местности имеют общие правила организации.

Первое: любая игра-путешествие – это «сказка», которая грамотно составлена и адаптирована к реальным условиям. А значит, у неё должен быть свой сюжет и своя легенда. Все этапы игры-путешествия должны быть логически связаны общей сюжетной идеей.

Второе: маршрут игры-путешествия оформляется путеводителем (маршрутным листом) или картой в доступной наглядной форме, где отражаются пути следования, станции, этапы, где обобщаются полученные детьми знания, умения и подводятся промежуточные итоги.

Третье: для участия в игре-путешествии формируются группы (команды, отряды и др.) на добровольной основе.

Четвёртое: каждый этап (станция) игры-путешествия должен быть оформлен эмоционально, например, с использованием сказочных или литературных героев, сюрпризов, музыки, декораций, знаков отличия и других атрибутов, спецэффектов и творческих приёмов.

Пятое: итоги игры в процессе путешествия необходимо подводить на каждом этапе отдельно по индивидуальному и коллективному принципам.

Шестое: старт игры и завершение путешествия, как завязка и развязка сюжета, должны быть праздничными ключевыми моментами мероприятия.

Седьмое: в зависимости от возраста участников игра-путешествие на местности может носить не только досуговый и творческий, но также образовательный и познавательно-исследовательский характер.

Если игра-путешествие организуется и проводится для детей подросткового возраста и старше, она может…

· …вместо творческих станций с участием взрослых предполагать наличие замаскированных пикетов с заданиями, которые необходимо найти и выполнить самостоятельно;

· …располагаться на лесной территории большей площадью (например, предварительно обследованный лесной массив, прилежащий к территории оздоровительного лагеря);

· …содержать элементы ориентирования (с помощью условных знаков, указателей, подробного плана местности с указанием географических ориентиров, с помощью компаса);

· …предполагать общий старт (включение в игру всех команд одновременно, но из разных стартовых точек, и осуществление движения по индивидуальной схеме на маршрутном листе);

· …предполагать поэтапное включение команд в игру (заступление команд на маршрут с отсечкой времени в 7-10 минут).

В таких играх-путешествиях важным критерием при подведении итогов является не только качество прохождения трассы и выполнения заданий, но ещё и время, затраченное на прохождение маршрута. При проведении игр-путешествий с элементами ориентирования команды рекомендуется формировать по разновозрастному принципу в количестве не более восьми человек. Задания, предложенные участникам игры на пикетах, не должны быть перегружены сложными формами. Перед проведением игры на местности с участниками нужно провести инструктаж по технике безопасности, проверить состояние здоровья детей, их внешний вид с учётом требований к форме одежды (отсутствие открытых участков тела, наличие головного убора и спортивной обуви) на момент включения в игру.

Перед началом проведения игры-путешествия на местности с элементами ориентирования организаторам рекомендуется совершить контрольное прохождение проложенного маршрута, ещё раз согласовать место расположение пикетов с маршрутными листами, проверить наличие указателей, условных знаков, точность ориентиров (например, азимута) и исправность компасов (если есть необходимость).

МЕТОДИКА ОРгАНИЗАЦИИ

интеллектуально-познавательных игр:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: