Одна из наиболее популярных в детском оздоровительном лагере форм организации развивающего досуга – конкурсные программы. Они могут быть разными: коллективные творческие соревнования, индивидуальные турниры, театрализованные конкурсные и шоу-программы. Но все они организуются одинаково, какие бы названия они при этом не имели, и как бы ни отличались по содержанию. В основе любой конкурсной программы лежит принцип агонистики (соревновательности), поэтому специально организованные соревнования в каком-либо виде творческой деятельности коллектива или конкретных личностей и называют конкурсной программой.
Из самого понятия конкурсная программа вытекает и цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, поскольку данная форма организации досуговой деятельности является мощным стимулом к развитию человека, и к совершенствованию его навыков. Конкурсная программа позволяет ребёнку сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества и эстетический вкус, а главное – самоопределиться в мире увлечений и профессий. Очень часто при небрежной или безграмотной организации мероприятия образовательные и воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут быть не реализованы.
Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учёт многочисленных деталей, проблем и вопросов. При этом все конкурсные программы, от самых маленьких до грандиозных, проводятся по одному организационному алгоритму. Если попытаться в краткой форме перечислить те вопросы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень оргвопросов из десяти пунктов:
1. Участники (кто? сколько человек? какого возраста? предварительная задача…)
2. Задания (какие? сколько всего? каковы их форма и содержание?)
3. Критерии (какими они должны быть при отборе участников?...в процессе конкурса? …при подведении итогов?)
4. Жюри (кто? сколько человек? каковы профессиональные требования?)
5. Призы (сколько? где взять? как сделать? как и кто будет вручать?)
6. Ведущие (кто? сколько человек? какого возраста? каковы требования к профессиональным навыкам? каким образом организовать подготовку?)
7. Реквизит (что необходимо? в каком количестве? как подготовить? где расположить?)
8. Техника (что необходимо? в каком количестве? кто обеспечит её подключение и работу?)
9. Помещение (где проводить? как оформить? какие возможности и ограничения предоставляет предполагаемое помещение? где и как посадить участников, зрителей, жюри?)
10. Зрители (возраст? количество? как организовать их деятельность в паузах и перерывах?)
При организации любой конкурсной программы все эти оргвопросы необходимо учесть и решить поэтапно. Степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разная. В разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счёт других. Например, в конкурсе рисунка первейшее значение будет иметь наличие материалов для рисования, т. е. реквизит, и оборудованность места для проведения конкурса, т. е. помещение, а роль ведущего может практически сводиться к нулю. Противоположным примером может быть организация и проведение игры КВН: здесь почти всё держится на импровизациях и профессионализме ведущего, а наличие реквизита может иметь второстепенное значение.
Прежде чем принять решение о проведении конкурсной программы нужно определить существует ли потребность в данном мероприятии, какую воспитательную задачу призвано решить в процессе его проведения, каков потенциал конкретного детского коллектива, и насколько актуальна тематика данной конкурсной программы. После того как было принято решение о проведении конкурсной программы, организатор должен 1) придумать конкурсу яркое название, 2) сформулировать конкурсные задания, 3) разработать условия и критерии конкурса.
К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названию мероприятия. Между тем, яркое и оригинальное название может повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них искреннее желание стать его участниками. Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания. Именно, конкурсные задания определяют вид и содержание деятельности участников, точнее определяют то, в чём участники будут соревноваться. Соревноваться «ни в чём» просто нельзя.
Количество конкурсных заданий в программе в первую очередь зависит от вида конкурсной деятельности. Так, например, в конкурсе на лучшее сочинение только одно задание, а в конкурсе юных кулинаров заданий может быть несколько. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту участников. При разработке заданий для конкурсной программы необходимо соблюдать следующие правила:
v конкурсные задания должны быть корректными, разнообразными по форме, содержанию и видам деятельности;
v задания необходимо разрабатывать согласно возрасту участников, с учётом выполнения эстетических требований и соблюдения техники безопасности;
v конкурсных заданий по возможности не должно быть более шести;
v начинать программу необходимо презентационным конкурсом (представление, творческое знакомство, визитная карточка);
v заканчивать программу рекомендуется зрелищным конкурсом, который по необходимости может быть и домашним заданием;
v никогда не стоит начинать и заканчивать конкурс заданием на эрудицию, построенным на вопросах, ребусах, кроссвордах и т. д.;
v интеллектуальные задания должны чередоваться с творческими конкурсами предпочтительно экспромтного характера;
v каждое конкурсное задание должно быть преподнесено зрителям с интересом, художественно оформлено и грамотно растолковано участникам программы;
v при разработке конкурсов избегайте в программе ненужных пауз, которые образуются в том случаи, когда организаторы в процессе проведения мероприятия дают участникам время для подготовки задания. Таких конкурсных заданий должно быть как можно меньше, и если они присутствуют, подумайте о том, чем будут заняты зрители в этот период времени.
При объявлении заданий необходимо объяснять условия их выполнения и задавать критерии, по которым будет оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условиях оговариваются:
· время (регламент) на подготовку конкурсного задания (предварительно и на самой конкурсной программе);
· сроки, время и место предварительной демонстрации подготовленного материала (по необходимости);
· размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах, в объёме, в количестве и т. д.);
· возможность получения помощи со стороны взрослых и сверстников (предварительно и на самой конкурсной программе);
· возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и т. д. (предварительно и на самой конкурсной программе);
· перечень разрешённых и неразрешённых материалов, приспособлений, инструментов и т. д. (предварительно и на самой конкурсной программе);
· условия, связанные с техникой безопасности, и условия, отражающие особенности жанра или технологии.
Итогом всей предварительной работы должен стать развёрнутый сценарный план мероприятия, где грамотно обоснованы цели и задачи мероприятия, есть пояснительная записка, где оговорены требования к участникам и условиям, в которых проводится конкурсная программа. В развёрнутом сценарном плане подробно описывается ход мероприятия со словами ведущих, организационными моментами, заданиями и разъяснением условий игры. После того как сценарный план составлен, работа организатора должна быть направлена на практическое решение сразу нескольких задач.
Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие – коллективное (наличие команд). Для того, чтобы участники появились, необходимо организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Можно применить как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, афиши, объявление-анонс. Выбор средств зависит от масштабности конкурса и традиций учреждения образования и конкретного детского коллектива.
Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии реквизита и оформительского антуража, материалов и инструментов, звуковой и светотехнической аппаратуры, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурсной программы. Возможно, что часть материального обеспечения могут взять на себя участники (например, костюмы, фонограммы, необходимый им реквизит), но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен предварительно с участниками и в условиях конкурсной программы. Однако, не всегда целесообразно перекладывать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребёнка, и в меньшей степени – от обстоятельств, связанных с возможностями материально-технического обеспечения.
В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное и авторитетное жюри. В отличие от спортивных соревнований и интеллектуальных турниров, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителей используются качественные показатели (эстетичность, содержательность, остроумие, находчивость, оригинальность и т. д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной степени мере зависит от чьего-то субъективного мнения и личного вкуса. Но, тем не менее, существуют способы снизить вероятность проявления недовольства зрителей и участников результатами судейства. Для этого…
· …никогда не стоит доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть нечётным от 3 до 7 человек;
· …никогда не стоит приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в тех видах деятельности, которые предстоит оценивать на конкурсе;
· …никогда не стоит полагаться на людей, лично заинтересованных в результате отдельных участников или команд.
Соблюдение хотя бы этих трёх правил может значительно повысить объективность оценки судейской группы. Главное – сделать так, чтобы результаты работы жюри не стали причиной возможных конфликтов и детских обид.
И, в-четвёртых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей и поощрении участников, об эмоциональной и материальной оценке труда воспитанников. Для детей, безусловно, значим момент объявления результатов и распределения мест, но ещё более значимо для них внимание со стороны сверстников и взрослых к их творчеству. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения и музыкального сопровождения почувствовать это внимание и ощутить праздник невозможно. Поэтому на финальном этапе своей работы организатор должен решить ещё несколько организационно-содержательных проблем:
· Как оформить помещение, где будет проходить конкурсная программа?
· Во что одеть ведущих и участников программы?
· Какую подобрать музыку?
· Как пригласить зрителей в зал к началу проведения мероприятия?
· Как объявить и красочно оформить появление участников конкурса на сцене?
· Как организовать церемонию открытия конкурсной программы?
· Где жюри будет обсуждать итоги?
· Как будет проходить церемония награждения победителей?
· Кто будет вручать призы?
Точку в проведении любой конкурсной программы можно поставить лишь тогда, когда будет проведён анализ мероприятия, анализ того, что планировалось в сравнении с полученными результатами по итогам проведения.
МЕТОДИКА ОРгАНИЗАЦИИ игр-путешествий: