Практические рекомендации организаторам




Одна из наиболее популярных в детском оздоровительном лагере форм организации развивающего досуга – конкурсные программы. Они могут быть разными: коллективные творческие соревнования, индивидуальные турниры, театрализованные конкурсные и шоу-программы. Но все они организуются одинаково, какие бы названия они при этом не имели, и как бы ни отличались по содержанию. В основе любой конкурсной программы лежит принцип агонистики (соревновательности), поэтому специально организованные соревнования в каком-либо виде творческой деятельности коллектива или конкретных личностей и называют конкурсной программой.

Из самого понятия конкурсная программа вытекает и цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, поскольку данная форма организации досуговой деятельности является мощным стимулом к развитию человека, и к совершенствованию его навыков. Конкурсная программа позволяет ребёнку сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества и эстетический вкус, а главное – самоопределиться в мире увлечений и профессий. Очень часто при небрежной или безграмотной организации мероприятия образовательные и воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут быть не реализованы.

Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учёт многочисленных деталей, проблем и вопросов. При этом все конкурсные программы, от самых маленьких до грандиозных, проводятся по одному организационному алгоритму. Если попытаться в краткой форме перечислить те вопросы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень оргвопросов из десяти пунктов:

1. Участники (кто? сколько человек? какого возраста? предварительная задача…)

2. Задания (какие? сколько всего? каковы их форма и содержание?)

3. Критерии (какими они должны быть при отборе участников?...в процессе конкурса? …при подведении итогов?)

4. Жюри (кто? сколько человек? каковы профессиональные требования?)

5. Призы (сколько? где взять? как сделать? как и кто будет вручать?)

6. Ведущие (кто? сколько человек? какого возраста? каковы требования к профессиональным навыкам? каким образом организовать подготовку?)

7. Реквизит (что необходимо? в каком количестве? как подготовить? где расположить?)

8. Техника (что необходимо? в каком количестве? кто обеспечит её подключение и работу?)

9. Помещение (где проводить? как оформить? какие возможности и ограничения предоставляет предполагаемое помещение? где и как посадить участников, зрителей, жюри?)

10. Зрители (возраст? количество? как организовать их деятельность в паузах и перерывах?)

При организации любой конкурсной программы все эти оргвопросы необходимо учесть и решить поэтапно. Степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разная. В разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счёт других. Например, в конкурсе рисунка первейшее значение будет иметь наличие материалов для рисования, т. е. реквизит, и оборудованность места для проведения конкурса, т. е. помещение, а роль ведущего может практически сводиться к нулю. Противоположным примером может быть организация и проведение игры КВН: здесь почти всё держится на импровизациях и профессионализме ведущего, а наличие реквизита может иметь второстепенное значение.

Прежде чем принять решение о проведении конкурсной программы нужно определить существует ли потребность в данном мероприятии, какую воспитательную задачу призвано решить в процессе его проведения, каков потенциал конкретного детского коллектива, и насколько актуальна тематика данной конкурсной программы. После того как было принято решение о проведении конкурсной программы, организатор должен 1) придумать конкурсу яркое название, 2) сформулировать конкурсные задания, 3) разработать условия и критерии конкурса.

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названию мероприятия. Между тем, яркое и оригинальное название может повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них искреннее желание стать его участниками. Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания. Именно, конкурсные задания определяют вид и содержание деятельности участников, точнее определяют то, в чём участники будут соревноваться. Соревноваться «ни в чём» просто нельзя.

Количество конкурсных заданий в программе в первую очередь зависит от вида конкурсной деятельности. Так, например, в конкурсе на лучшее сочинение только одно задание, а в конкурсе юных кулинаров заданий может быть несколько. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту участников. При разработке заданий для конкурсной программы необходимо соблюдать следующие правила:

v конкурсные задания должны быть корректными, разнообразными по форме, содержанию и видам деятельности;

v задания необходимо разрабатывать согласно возрасту участников, с учётом выполнения эстетических требований и соблюдения техники безопасности;

v конкурсных заданий по возможности не должно быть более шести;

v начинать программу необходимо презентационным конкурсом (представление, творческое знакомство, визитная карточка);

v заканчивать программу рекомендуется зрелищным конкурсом, который по необходимости может быть и домашним заданием;

v никогда не стоит начинать и заканчивать конкурс заданием на эрудицию, построенным на вопросах, ребусах, кроссвордах и т. д.;

v интеллектуальные задания должны чередоваться с творческими конкурсами предпочтительно экспромтного характера;

v каждое конкурсное задание должно быть преподнесено зрителям с интересом, художественно оформлено и грамотно растолковано участникам программы;

v при разработке конкурсов избегайте в программе ненужных пауз, которые образуются в том случаи, когда организаторы в процессе проведения мероприятия дают участникам время для подготовки задания. Таких конкурсных заданий должно быть как можно меньше, и если они присутствуют, подумайте о том, чем будут заняты зрители в этот период времени.

При объявлении заданий необходимо объяснять условия их выполнения и задавать критерии, по которым будет оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условиях оговариваются:

· время (регламент) на подготовку конкурсного задания (предварительно и на самой конкурсной программе);

· сроки, время и место предварительной демонстрации подготовленного материала (по необходимости);

· размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах, в объёме, в количестве и т. д.);

· возможность получения помощи со стороны взрослых и сверстников (предварительно и на самой конкурсной программе);

· возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и т. д. (предварительно и на самой конкурсной программе);

· перечень разрешённых и неразрешённых материалов, приспособлений, инструментов и т. д. (предварительно и на самой конкурсной программе);

· условия, связанные с техникой безопасности, и условия, отражающие особенности жанра или технологии.

Итогом всей предварительной работы должен стать развёрнутый сценарный план мероприятия, где грамотно обоснованы цели и задачи мероприятия, есть пояснительная записка, где оговорены требования к участникам и условиям, в которых проводится конкурсная программа. В развёрнутом сценарном плане подробно описывается ход мероприятия со словами ведущих, организационными моментами, заданиями и разъяснением условий игры. После того как сценарный план составлен, работа организатора должна быть направлена на практическое решение сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие – коллективное (наличие команд). Для того, чтобы участники появились, необходимо организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Можно применить как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, афиши, объявление-анонс. Выбор средств зависит от масштабности конкурса и традиций учреждения образования и конкретного детского коллектива.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии реквизита и оформительского антуража, материалов и инструментов, звуковой и светотехнической аппаратуры, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурсной программы. Возможно, что часть материального обеспечения могут взять на себя участники (например, костюмы, фонограммы, необходимый им реквизит), но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен предварительно с участниками и в условиях конкурсной программы. Однако, не всегда целесообразно перекладывать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребёнка, и в меньшей степени – от обстоятельств, связанных с возможностями материально-технического обеспечения.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное и авторитетное жюри. В отличие от спортивных соревнований и интеллектуальных турниров, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителей используются качественные показатели (эстетичность, содержательность, остроумие, находчивость, оригинальность и т. д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной степени мере зависит от чьего-то субъективного мнения и личного вкуса. Но, тем не менее, существуют способы снизить вероятность проявления недовольства зрителей и участников результатами судейства. Для этого…

· …никогда не стоит доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть нечётным от 3 до 7 человек;

· …никогда не стоит приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в тех видах деятельности, которые предстоит оценивать на конкурсе;

· …никогда не стоит полагаться на людей, лично заинтересованных в результате отдельных участников или команд.

Соблюдение хотя бы этих трёх правил может значительно повысить объективность оценки судейской группы. Главное – сделать так, чтобы результаты работы жюри не стали причиной возможных конфликтов и детских обид.

И, в-четвёртых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей и поощрении участников, об эмоциональной и материальной оценке труда воспитанников. Для детей, безусловно, значим момент объявления результатов и распределения мест, но ещё более значимо для них внимание со стороны сверстников и взрослых к их творчеству. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения и музыкального сопровождения почувствовать это внимание и ощутить праздник невозможно. Поэтому на финальном этапе своей работы организатор должен решить ещё несколько организационно-содержательных проблем:

· Как оформить помещение, где будет проходить конкурсная программа?

· Во что одеть ведущих и участников программы?

· Какую подобрать музыку?

· Как пригласить зрителей в зал к началу проведения мероприятия?

· Как объявить и красочно оформить появление участников конкурса на сцене?

· Как организовать церемонию открытия конкурсной программы?

· Где жюри будет обсуждать итоги?

· Как будет проходить церемония награждения победителей?

· Кто будет вручать призы?

Точку в проведении любой конкурсной программы можно поставить лишь тогда, когда будет проведён анализ мероприятия, анализ того, что планировалось в сравнении с полученными результатами по итогам проведения.

 

МЕТОДИКА ОРгАНИЗАЦИИ игр-путешествий:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: