Около полуночи, после долгих препирательств, доктор Адлер приказал внести Спаса Спасовича в зал суда. Вскоре появились конвойные и ввели его, а не внесли, ибо Спас Спасович больше не напоминал непогребенную мумию в гробу, но совершенно изменился. Был он прям, как копье, на просветленном лице сияли глаза. От синяков и отеков не осталось и следа за исключением нескольких шрамов, как у студентов, которые увлекаются фехтованием. Он вошел широким шагом, полный собственного достоинства и, когда остановился посреди зала, больше напоминал судью, чем подсудимого. Все присутствующие изумленно и недоверчиво взирали на него. Одни шептали: «Это он!», а другие: «Не он!» Один капитан, до тех пор скрывавший свои христианские убеждения страха ради перед нацистами, отвернулся в сторону, перекрестился и воскликнул: «Это и в самом деле он, и это чудо Божие!» Председатель первым пришел в себя и открыл заседание суда. Председатель: Ты ли это, Спасович? Спас: Конечно я, господин полковник. Председатель: Ты больше не болен? Спас: Ничуть. Я сейчас здоров более чем когда-либо. Председатель: Что же произошло, если ты так быстро преобразился? Спас: Я воскрес, господин полковник. Я был мертв, а теперь ожил. Спаситель вернул мне жизнь. Сегодня утром, на рассвете, Он пришел к моему гробу, коснулся моего лба и воззвал: «Спас, встань и иди здоров и весел!» Услышав это, двое офицеров, старше других по возрасту, подскочили от страха и бросились к выходу. Кто-то вскрикнул: «Это призрак, а не человек!» Наступила мертвая тишина. Председатель: По законам Рейха тебе предоставляется последнее слово. Можешь приводить любые доводы в свою защиту. Спас: Я никогда не защищал сам себя, но только защищал истину, а истина защищала меня. Председатель (дрожащим голосом): И все-таки ты можешь говорить все, что хочешь, в свой последний час, капитан Спасович.
|
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО Спаса Спасовича
Господа судьи! Если меня вызвали, чтобы я защищал самого себя, я буду молчать, но если меня позвали защищать истину, тогда я буду говорить. Господин полковник позволил мне сказать все, что я посчитаю нужным, и я буду защищать истину, ибо самое большое достоинство человека в момент жизни на земле состоит в познании истины, свидетельстве об истине и в защите истины. Познать истину означает то же самое, что и познать Бога, Который и есть живая истина. Славянское слово истина это не только имя, но и выражение существенной особенности истины, состоящей в том, что истина всегда истинна, всегда отражает действительность, всегда подлинна и неизменна. Согласно этому, Истина и Бог есть два имени одной и той же сущности. Именно поэтому Тот, Который объявил истину, мог сказать о себе: Я есмь истина, или, говоря другими словами, Я есть Бог. Кроме того, Тот, Который объявил истину, заявил людям, что они ничего не смогут делать без Него, то есть без истины, сказав: Без Меня не сможете ничего сделать. Наконец, Он напомнил людям, чтобы они не погрешили против живой истины, то есть против Него самого, чтобы не споткнулись бы о Камень, который сделался главою угла, говоря со страшной угрозой: Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21, 44). Ваши германские предки, как и наши славянские, приняли эти слова истины с радостью и страхом подобно строителям, которые долго и напрасно строили на песке и вдруг нашли живой камень и начали радостно возводить здания на нем. Я сказал строить радостно, но и осторожно, и со страхом, чтобы не упасть на тот Камень или чтобы Он не упал на них, ибо Он страшно велик и могуч, и превозмогает любую силу человеческую. Однако вы, ваше поколение, смеясь над «наивностью» ваших крестоносных предков, отвергли этот Камень, как и евреи отвергли его в начале. И хотя вы евреев теперь изгоняете, в отношении того великого Камня вы с ними единомышленники. Отвергнув Камень, что кладут во главу угла, вы начали созидать на песке древних тевтонских басен и грубой римской культуры. Целью своего созидания вы взяли подземную Валгаллу, обиталище душ убитых в бою воинов, вместо небесного Рая, а вождем сделали Кесаря вместо Христа. Вы провозгласили реальностью сны и фантазии, а реальность Бога назвали фантазией. И с такими якобы новыми понятиями, которые фактически были извлечены из старых тевтонских гробниц и римских развалин, вы повели немецкий народ на поиски Земли Недостижимой, то есть в бой за созидание рая на земле за счет расширения своих территорий, порабощения или истребления остальных народов. В число порабощенных народов, предназначенных к истреблению, входит и мой народ. Я не настолько обожаю свой народ, чтобы быть слепым и не видеть его грехов и недостатков. Но в тот миг, когда кто-то смертельно страдает, бесчеловечно говорить о его недостатках и грехах. А мой народ сейчас страдает смертельно. Даже римские воины, Пилат и его сотник голгофских стражников имели похвальные слова для Великого Страдальца. Сербский народ никогда не знал много, однако всегда знал главное, то, что человека делает человеком и христианина христианином. И грамотные, и неграмотные знали главное. С тех самых пор, когда мой народ принял крещение и начертал крест на своем знамени, он видел в личности Христа истину, а отражение той истины — в личностях Святителей, витязях веры и мучениках за веру, которых народ после их смерти радостно прославлял как живых и бессмертных. Народ прославлял их как знатоков истины, свидетелей истины и защитников истины. Именно такую Истину, в Личности и в личностях, сербский народ понял и принял как подлинную и единственную истину. Ею он жил, ею он крепился и лечился, о ней перед миром свидетельствовал словом и поведением, ее украшал дивными храмами, символичными обычаями, ее воспевал, пред ней плакал, за нее боролся, за нее умирал. Об этом свидетельствуют и ваши немецкие историки, путешественники и художники. Благодаря такому пониманию истины, сербский народ научился ценить личность человека несравненно выше, чем вещи, то есть выше, чем обладание какой-либо собственностью или какими-либо материальными ценностями. Отсюда, не богач, не ученый, не властитель, но Святой есть идеал сербского народа. Несмотря на то, что мы на Балканах застали эллинскую культуру, более значительную и прекрасную, чем римская культура, которая соблазнила вас, мы эту высокую эллинскую культуру считали ничтожной по отношению к истине Христа. Мы не хвастались и своей христианской культурой, ибо считали все дела рук человеческих преходящим прахом по сравнению с величием Божественной истины, личного достоинства человека и человеческого характера. И вот на такой народ, господа, неожиданно напала немецкая армия со своей необузданной богиней мщения и кары, фурией Нибелунгов, рыцарей–язычников. Во имя кого и чего? Во имя ли культуры? Разве не стыдно вашему великому народу с открытыми глазами идти за слепой культурой, которая поносит Бога и ублажает желудок? Из-за чего? Только из-за того, что сербский народ не мог допустить продвижения по своей земле немецких войск против греков, своих единоверных братьев, чью землю он использовал в Первую Мировую войну, чтобы изгнать вас со своей земли и освободить отчизну. Еще и из-за верности вашим старым противникам, которые помогли нам выстоять против вашего нападения в той Первой войне. Кое-кто из немецких следователей в Белграде спрашивал нас: «А вы, сербы, уверены, что вас ваши союзники не предадут?» На это я тогда ответил, что это не наша забота, а наших союзников. Если предадут, они предадут свою душу, а не нашу. Вы с правом гордитесь «старой немецкой верностью» своим союзникам. И я бы первый похвалил эту черту характера вашего народа, если бы нынешний союз имел бы благородную цель, а не Зе млю Недостижимую. Но если вы похваляетесь «старой немецкой преданностью», почему же осуждаете сербов за их известную всем преданность? И если вы нас так бьете за добродетели, как же вы нас били бы за пороки? В первые дни немецкого вторжения на нашу страну весь сербский народ сокрушенно говорил: Это Бог наказывает нас за грехи наши! Однако когда вы, вскоре после оккупации страны нашей, начали проливать сербскую кровь ручьями, а союзники ваши реками, весь народ наш шептал о вас и ваших союзниках: «Пропали! Захлебнутся они сербской кровью!» Этот шепот слышен и сегодня по сербским селам, раздается в сербских лесах, и будет громче, чем больше ваши карательные отряды будут рушить, топтать и уничтожать нашу бедноту и их жалкое имущество. К пролитой на сербской земле крови вы в эти дни добавили и кровь этих невинных людей из моего барака. Этим вы превысили всякую меру — и Божескую, и человеческую, и зверскую. Поэтому, чего вы можете ожидать, кроме наказания Божьего? Вы напали на Истину, и Истина отомстит за Себя и за своих. Вы упали на тот страшный Камень и разобьетесь об Него, как стекло. Я говорю вам пред небом и землей: если вы немедленно не покаетесь и не перестанете уничтожать мой народ и другие народы, с вами случится самое страшное: этот грозный Камень упадет на вас и раздавит вас. И вам не поможет ни ваша физическая сила, ни культура, ни полная телега знаний о вещах, но без понимания истины. Вы обманули сами себя и вас обманули. Обманули вас те, которые представили вам Христа как слабака и слюнтяя. Читая Евангелие о милости Христа и о Его любви, они пропустили его грозные слова об этом страшном Камне — Который есть Он Сам, — а от этих слов стынет кровь в жилах. Кто нападет на Христа, тот разобьется, а на кого Он нападет, того раздавит. Он угрожает карой за неверность в любви и презрение к милости. Он есть огонь, который греет, но может и сжечь. Я знаю, что меня ожидает. Вы наказываете и за острые взгляды, а тем более за острые речи. Меня ожидает то, что вы называете смертью, а я — новой жизнью. Я знаю, что с места поединка за Истину я иду в объятия Истины. Я отправляюсь в единственное вечное Царство, которое реально в отличие от призрачной Земли Недостижимой. В это царство двадцать столетий назад первым вступил раскаявшийся разбойник с Голгофы (какой дивный урок для вас!), а сегодня это царство стало многолюднее всех царств земных. В этом огромном царстве есть и Небесная Сербия, и она гораздо сильнее Германии. Там пребывают сербские святые, мученики и праведники. Население Небесной Сербии в наше время увеличилось более чем на миллион сербских жертв, которых вы с вашими незавидными союзниками преступно изгнали с этого света. Вы их гоните, а Господь и принимает, чтобы они стали вашими судьями в определенный срок. Знаю, то, что я говорю, с точки зрения вашей философии — безумие, как и то, что ваши философии — безумие пред Богом. Господь покарал безумием вашего последнего философа (Ницше), чтобы образумить вас, а вы приняли его за своего вдохновителя и учителя в этой войне. Вы, господа, скоро сокрушите мою телесную оболочку, что отнюдь не геройство, но душа моя отлетит к вечной радости. Однако вечная моя радость все же омрачена вашим отношением к Истине, отношением немецкого народа к Истине. Ибо немецкий народ находится в центре христианского Запада, и народ этот многочислен, силен и предприимчив. Находясь в центре, он всегда будет иметь возможность или, будучи сам отравлен, отравить весь мир, или, будучи сам излечен, излечить всех. Когда по милости Спасителя моего предстану пред ликом Его, я буду молиться не только за свой крестоносный народ, но и за народ немецкий, чтобы Он вас преобразил, воскресил и спас. Спаситель мой, господа судьи, воскресил меня из мертвых только для того, чтобы я вам это все сказал. А теперь, пожалуйста, вершите либо волю Божью, либо волю вашу, как вам будет угодно.
|
|
***
Закончив свое последнее слово, Спас Спасович поклонился судьям и выпрямился, как победитель, который выиграл битву. Лицо его озарилось необычным сиянием, как некогда воссиял лик архидиакона Стефана. Его существо переполнило все помещение суда, и казалось, будто только он один здесь, а все остальное — лишь его тень. Своими ясными очами он словно прожектором высвечивал лица судей, которые, потупив взгляд, один за другим склоняли головы к земле.
ПРИГОВОР
После того, как Спаса вывели из зала, между судьями вспыхнул желчный спор о виновности обвиняемого. Председатель и двое судей считали, что Спасович не виновен в том деле, за которое его привлекли к ответственности, и его необходимо освободить. А гестаповец, судебный обвинитель и адъютанты (которые фактически не имели права голоса) тряслись от злобы и громогласно, заглушая всех, требовали смертного приговора. Спор перешел в ссору, затянувшуюся до рассвета. И уже когда рассвело, когда завыла сирена воздушного налета американской авиации, был вынесен приговор, которым обвиняемый Спас Спасович был признан невиновным, но вместе с тем был перемещен в другой концентрационный лагерь сербских узников.
РАЗВЯЗКА
В тот самый день доктор Адлер был вызван в Берлин. Там он внезапно умер неизвестно от чего. Перед смертью он успел передать своей жене некий бумажный сверток. В том свертке был и протокол судебного заседания по делу Спаса Спасовича. Он сказал своей супруге: «Здесь правда о самом дорогом человеке, которого я имел счастье встретить в своей жизни». Это его подлинные слова. Господин Адлер распорядился передать этот протокол после завершения войны какому-либо сербу, другу Спаса. Сербии, чтобы продолжить борьбу за свободу своего народа. Однако есть мнение, что он принял постриг и, как монах, живет в каком-то монастыре. Но как бы то ни было, известно, что ни смерть, ни люди не имеют власти над Спасом Спасовичем. Дальнейшая судьба капитана Спаса Спасовича покрыта тайной. Некоторые утверждали, что его убил тот самый свирепый гестаповец; другие говорили, что он дожил до 1945 года и вернулся в горы Сербии, чтобы продолжить борьбу за свободу своего народа. Однако есть мнение, что он принял постриг и, как монах, живет в каком-то монастыре. Но как бы то ни было, известно, что ни смерть, ни люди не имеют власти над Спасом Спасовичем.
Сквозь тюремное окно [1]
(послания сербскому народу из концлагеря Дахау)эту книгу Владыка Николай написал в фашистском концлагере Дахау с 15 сентября по 8 мая 1945 гг.
Сила Божия
Мы грешили и искупали грехи страданиями, и каялись. Мы оскорбили Господа и были наказаны. Осквернились мы многими беззакониями, кровью и слезами омылись. Попрали все, что было свято для наших отцов, и сами ныне попираемы. Не было в наших школах веры, в политике – честности, в армии – патриотизма, на государстве – благословения Божия. Потому погибла и школы, погибла политика, армия и государство. Двадцать лет мы старались не быть похожими на самих себя, и за это покрыла нас тьма чужеземная. За двадцать лет поруганий над предками, стремившимися к Царству небесному, мы и земное царство потеряли, царство грехом прокаженное. Какой мерой мы предкам своим и Господу меряли, такой и нам отмерилось. Но получили мы помилование. За оскорбления в делах и в помыслах, за бесконечные неслыханные, оскорбления Его Величества Царя царей, Господа Бога за последние двадцать лет, мы осуждены были на смерть. Приговор начал исполняться и погиб уже каждый восьмой серб. Но смягчен был смертный приговор и изменен на пожизненную каторгу, на рабство вечное в германских кандалах. Но когда земля сербская закипела от крови и слез бедного народа, когда славские свечи, возжигаемые изможденными руками узников, гасли от слез, когда молитвы сербских страдальцев понудили ангелов и святых молить Господа о милости Всеблагой Господь вновь смягчил наказание, рабство вечное заменил двухлетней каторгой. За двадцать лет жизни в грехе получил сербский народ всего два года каторги. Разве это не милость божественная? Нашелся бы ли на земле царь, который терпел бы двадцать лет оскорбления и хулу и все же помиловал бы так своих обидчиков и хулителей? Никогда. Нигде. Столь великой милостью обладает лишь Господь Бог наш. Каким путем пойти нам теперь? Не тем, только не тем, которым шли двадцать лет. Что теперь станем делать? Все, что угодно, только не то, что делали в период между двумя Мировыми войнами. Не будем грешить, чтобы не искупать грехи страданиями. Не будем оскорблять Царя Господа Бога нашего, чтобы не заслужить наказания более тяжкого, но увы, уж без помилования. Не будем осквернять себя беззакониями, чтобы вновь не смывать их слезами и кровью. Не будем попирать святынь предков наших, чтобы нам вновь не быть попранными. Пусть в школе нашей будет вера, в политике – честность, в армии – патриотизм, на государстве – благословение Божие. Пусть каждый из нас вернется к Богу и к себе; да никто не останется отчужденным от Бога и от себя, чтобы не покрыла никого кромешная тьма чужеземная, с броским именем и в пестрых одеяниях. Пусть каждый сербский патриот трудится ради стяжания Царства небесного, ибо только так можно сохранить долговечность земного. Когда народ наш говорит, что “правдой стоят города и земли”, это равно тому, что говорит – “Царством небесным стоят города и земли”. Ибо правда, одна из сил Царства небесного. Другая его сила – вера, третья – любовь, четвертая – истина, пятая – милосердие, шестая – мудрость, седьмая – чистота и так без конца и без края. Подумайте, какая из этих сил у вас есть, а какой нет, и поспешите стяжать их и будете совершенны как совершен Отец ваш небесный. И одолеете темные силы ада, овладевшие нашей державой, воспоминания о которых еще долго будут терзать нас, как терзает ночной кошмар. И тогда вы, наконец, во всеоружии небесных сил, подтвердите свою жертвенную любовь к отечеству и звание православных христиан. Да поможет вам Господь Иисус Христос, со Отцем и Святым Духом во веки веков! Аминь.
За все благодарите
Сегодня мы собрались, чтобы соборно и открыто принести всю полноту своей благодарности Тому, Который все видит, все ведает и по правде судит. Почему говорю соборно и открыто? Потому что существует уединенное и тайное благодарение Господу. Каждый христианин уединенно и тайно, словно кадильный дым, изливает из своего сердца благодарную молитву пред Господом своим. Поступая так, мы исполняем заповедь Христа, которая гласит – “ а когда молишься, удались в келию свою и помолись Ему, а Отец твой, видя тайное, воздаст тебе явно”. Итак, молимся мы тайно, молимся явно. Молится каждый по отдельности, молимся все вместе в храме. Мы похожи на певчих, которые распеваются по одиночке в своих домах, но соединяются в хор, чтобы петь перед публикой; или музыкантов, уединенно в своих домах играющих для себя, но сходящихся в оркестр, чтобы сыграть перед людьми. А в тех, кто, молясь в себе и для себя не посещает соборных и явных молитв, в том сокрыто семя гордости и себялюбия. Он как будто не читал слов Спасителя: “Где двое или трое собрались во имя Мое там Я посреди них..” Поэтому, с искренней любовью к вам и в страхе за ваши души, хочу напомнить, молитесь тайно и явно, уединенно и соборно. Ибо так заповедано в Евангелии и завещано тысячелетним церковным Преданием. Еще я сказал, что сегодня мы собрались, чтобы принести полноту своей благодарности Творцу и Отцу нашему. Почему говорю полноту благодарности? Потому что некоторые имеют привычку благодарить Бога, только когда получают от Него, но не благодарят, когда Он отнимает; или благодарят за милость, и не благодарят за наказание, или, когда Он, словно лекарь, исцеляет и помазует наши раны, но ропщут, когда Он острым ножом отсекает гнилую ткань от нашего тела. Такая благодарность оскорбительна для Бога. Ибо Господь и когда помазует и когда отсекает, заботится о нашем главном благе - нашем вечном спасении. Посему мы, как разумные существа, должны благодарить Бога всегда и за все, как заповедует нам мудрый апостол Павел – “благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа” (Эф. 5,20) и повторяет то же в другом послании “за все благодарите” (Фес. 5,18). А великий столп православной Церкви, святой Иоанн Златоуст, говорит об этом так – “кто несет скорбь с благодарностью Господу, мученический венец приемлет”. А мы знаем, что православные мученики славили и благодарили Господа и тогда, когда их били и истязали, и вели на казнь. Вот еще слово святого Златоуста – “Нет в мире ничего более святого, чем язык, который и в беде возносит благодарность Господу”. Значит, справедливо и правильно, принести свою благодарность Богу, возблагодарить Его и за гибель нашей державы и за спасение от гибели, и за рабство и за освобождение; за все ужасы, через которые мы прошли, и за радость избавления от них, за потери и обретения, за ту страшную кровавую ночь и за это светлое ясное утро нового дня. Потеряна держава наша, скажем – “Слава и хвала Господу!” Обретена держава, снова скажем - “Слава и хвала Господу!”. Ибо, если бы не потеряли мы такую державу, если просуществовала она еще 20 лет, потеряли бы мы народ, а это была бы уже настоящая потеря. Быстро, очень быстро стал развращаться народ, быстро стал катиться в неминуемую пропасть. Или потеря державы или потеря народа. Господь вовремя ударил по тому, что восполнимо, чтобы сохранить невосполнимое. Пропала держава, остался народ. Пока есть, кому жить в доме будет и дом, а когда не станет домочадцев, кто восстановит рухнувший дом? И вновь обрели мы державу! Вновь обрели свободу! Слава тебе Господи! Благодарим тебя за дар Твой, за молитву Твою, за неизреченное человеколюбие Твое! Но позвольте мне прокричать вам в уши страшные слова, из этого святого, из этого чудовищного места – “Если снова станем грешить, если снова Бога оставим, как прежде, то ударит Господь и по державе и по народу и погибнут они навсегда. И станем мы посмешищем и устрашением всему миру. Помоги, Господи всем, помоги и сербам, покаяться, исправиться, очиститься от греха и Тебя прославить, Бога и Отца своего, Которого славят все небесные воинства ангелов и праведников. Аминь.
Источник воды живой
В Священном Писании содержатся обличительные слова Господа израильскому народу: “Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды” (Иер. 2,13) Священное Писание непогрешимо. Это вселенский устав, данный Богом. Священное Писание объясняет судьбу каждого человека и каждого народа. Каждое слово Божие в этой святой книге книг – открытие истины и указатель жизненного пути одновременно. Вся современная цивилизация не смогла поколебать ни единого слова Писания. Вся европейская наука не в состоянии заменить ни одной из заповедей Божиих. Множество книг будет написано о причинах гибели Югославии, но все они не смогут выразить того, что Священное Писание говорит в одной фразе. Почему погибло государство, совсем еще юное, словно подросток? Конечно не от старости, скажете вы. Но я скажу вам, да, погибло от старости и немощи. Повторяю Югославия распалась от старости и немощи. По сравнению с тысячелетними державами Востока и Запада, даже по сравнению с вновь рожденными и вновь созданными державами она была поистине ребенком, а по греху – древней старухой. По грехам она была старой и дряхлой, потому пришла к ней смерть и удавила ее. Представьте себе картину – двое молодых людей отслужили в армии свой срок и расстались. Один из них был серьезным и порядочным. Другой легкомысленным и развратным. Спустя три года они встретились вновь. Порядочный и серьезный молодой человек, здоровый и сильный, радостный, увидев своего легкомысленного товарища, был поражен. Перед ним стоял не молодой двадцатипятилетний человек, а молодой старичок, поседевший, сутулый, с затрудненным чахоточным дыханием. Как твои дела, чем занимаешься? – спросил здоровый больного. Как мои дела? Со страхом жду февраля. Ибо так говорит Господь в Священном Писании – “то, чего боишься, постигнет тебя”. И молодого старичка постигло то, чего он боялся. Прогуливалась смерть в феврале, мизинчиком его коснулась и пал он замертво. Грехи, словно черви, разъедают и пожирают и молодые организмы и молодые государства. И Югославия состарилась и одряхлела от греха, потому пала и распалась. Два зла сделал народ Югославии. Оставил Бога – источник воды живой, это первый грех, первое зло, и высек себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды – это второй грех, второе зло. Пастыри и вожди народа оставили Христа Бога, вечный источник свежей и здоровой воды, и начали, по примеру еретиков и безбожников высекать себе водоемы и ловить в них воду дождевую. Пустые колодцы называли они культурой и цивилизацией, наукой или современностью, прогрессом или модой, спортом, здоровьем и подобное. Мы отвергли Христа, потому были Христом отвергнуты. Югославия противопоставила себя Христу, противопоставила святому Савве, противопоставила сербству, противопоставила истории сербского народа, противопоставила народной мудрости и народному достоинству, противопоставила всему, что было свято для народа – противопоставление, только противопоставление. Потому имели мы державу без Божьего благословения, свободу без радости, войну без борьбы, поражение без славы, страдание без идеала. Но и на этот раз милость Божия превзошла всю злобу человеческую, превысила разум людской. Когда зарыдало каждое сербское сердце, Господь протянул Свою руку тонущему. Когда весь народ устремил взгляд свой на Господа живого, шепча Ему кровоточащим сердцем: “Не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения” (молитва вечерни), тогда Господь освободил и очистил нашу землю от немцев, вернул нам свободу и даровал державу. Слава Тебе и хвала, Благой Господи! Но знайте и детям своим скажите, что Господь помиловал нас с одним молчаливым условием, что никогда более мы не оставим Его, источник Животворящий воды живой, что не станем мы, подобно еретикам и безбожникам, отвернувшись от Христа, копать колодцы безводные вокруг которых стоят в ожидании воды люди и от жажды умирают. И еще с тем условием, что никто не дерзнет восстать на Божии или народные святыни, но весь народ встанет под знамена Христовы и делами, словами и мыслями прославит в Троице Единого Господа Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков, Аминь.
День Господа
“Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее… Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота” (Ис. 13;9,12). Многие не чувствуют существованияя воздуха пока не подует ветер. Некоторые не задумываются о существовании света, пока не наступит мрак. Так и многие христиане не чувствовали присутствия Бога до тех пор пока не взвился бурный порыв ветра войны; не задумывались о Боге пока им светил мир и улыбалось счастье. Но когда поднялся вихрь войны, когда объединились все силы зла и покрыли все тьмою, люди уже ни о чем другом, кроме как о Боге думать не могли. День Господень! В Священном Писании, то, что для людей ночь, страшная ночь, кровь и дым, страх и ужас, кровь и муки, пламя и гибель, вопль и крик, все это названо днем Господним. Спросите ли, как это возможно? Почему? Потому, что именно в таких обстоятельствах, пресыщенные и потерявшие образ Божий, в полноте осознают, что Бог – все, а они – ничто. Самолюбивые покрываются стыдом, надменные опускают глаза, богатые ходят с пустыми карманами, князья желают, чтобы удостоил их разговором хотя бы полицейский оккупант, нерадивые священники рыдают перед разрушенными храмами, некогда капризные жены, в грязных лохмотьях, варят на обед собачатину. И все они об одном думают о величине Божественного величия и о ничтожестве праха человеческого. Вот почему та страшная ночь названа днем Господним. Ибо в день сей Господь Себя являет. Пока длился спокойный день человеческий, человек не вспоминал о Боге, даже превозносил себя над Ним и насмехался над верующими, смеялся над теми, кто звал их молиться, в храм. Когда же настает страшный день Господень, все люди возращаются к Господу, признают власть Божию, распрашивают о церкви, почитают священство, начинают читать духовные книги, со стыдом вздыхают о своем прошлом, каются в грехах, творят милостыню, помогают больным, постятся, причащаются, ибо понимают, что близка их смерть и близок тот мир, где день Господень – благой, светлый, радостный и вечный. Сделаю, говорит Господь устами пророка Исайи, сделаю, что “человек будет дороже чистого золота Офирского”, то есть самого чистого и дорогого. Вот, братья, в чем смысл всех несчастий, которые Господь попускает миру. Чтобы сделать человека ценнее и дороже золота. Знаете ли, братья, почему Господь небесный попустил миру в наши дни все эти военные ужасы, с которыми можно сравнить лишь ужасы ада? Потому что ценность человека упала и стала ниже ценности золота. А это противоречит замыслу Божьему о человеке, а все, что противоречит ему должно лопнуть, исчезнуть, умереть. В нашей стране золото стало цениться выше человека. Потому на нее и обрушился грозный бич войны, бич, сплетенный из всех зол и бед, словно из змей огненных. Для того, чтобы мы научились ценить Бога выше человека и человека выше золота. Когда зарождалась Сербия, великие люди жили в небольших домах. Когда Сербию заменила Югославия, маленькие люди стали жить в огромных палатах. Все войско Карагеоргия, поднявшее восстание против турок, могло бы поместиться в дом какого-нибудь югославского вельможи из Белграда. Народ роптал, но постепенно сам пошел стопами своих вельмож, златолюбивых человеконенавистиников. Из-за денег убивали людей, жгли дома, заключались невенчаные браки, разделялись общины, создавались партии, враждовали братья, поносилось имя сербское, отвергалась вера, предавались святыни, продавалось отечество. Вот почему должно было придти страшному дню Господню, братья мои, и к нам. А теперь, блаженны мы, если научились ценить человека выше золота, выше богатства, выше славы, выше звезд, выше всей вселенной, которую Создатель даровал человеку, тогда не напрасны наши страдания, тогда мы будет сильными и счастливыми, и станем жить в мире и покое, в любви и взаимном уважении, славя Бога Троического, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.
Полынь греха
Устами пророка Иеремии сказал Господь о народе Своем: “..за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их….Янакормлю их, этот народ, полынью и напою их водою с желчью” (Иер. 9,13-15). Знаете ли вы то, что я знал в этой стране? Я знал одного человека, которых совершил десять таких грехов: 1. Он не верил в Бога. 2. Он поклонялся вымыслу, как богам. 3. Хулил и поносил имя Божие. 4. Бил родителей. 5. В воскресенье не оставлял своих ежедневных забот. 6. Совершил убийство человека. 7. Прелюбодействовал. 8. Обкрадывал и друзей и врагов и церковь и государство. 9. Лгал и лжесвидетельствовал. 10. Завидовал ближним и желал чужое сделать своим. Следовательно, он полностью попрал ветхозаветный закон Божий. Разбил скрижали Моисеевы и поклонился золотому тельцу еврейскому. Эх, братья мои, как только вспоминаю я того беззаконника, сразу же вспоминаю и другого… и еще сотню таких. Думаю, что и каждый из вас знает хотя бы десяток таких же грешников в своем окружении. Что же удивительного в том, что Господь оставил нас и предал мечу злейшего из земных народов? Напрасно говорить, что не весь народ был таков. Конечно не весь. Но и не все израильтяне прелюбодействовали с женами мадиамскими, но погиб весь народ, погибло двадцать четыре тысячи людей. (Чис. 25). Хотите ли еще один пример? Когда Иисус Навин осваивал землю обетованную, один единственный человек согрешил близ Иерихона, скрыв несколько украденных вещей, но за его преступление за один день погибло три тысячи воинов. (Ис. Нав. 7). И еще один пример: когда филистимляне вернули ковчег завета израильтянам, они обрадовались весьма и от радости и любопытства открыли ковчег и некоторые из них заглянули в него. Разве не читали вы, что из-за греха одно единственного человека – пророка Божия Ионы, едва не утонул целый корабль со многими путниками? Что удивительного, что наш государственный корабль затонул из-за тысяч грешников, согрешивших тяжелее пророка? Не напоминайте мне Содом и слова Божии, сказанные праведному Аврааму. Когда Авраам спросил Господа, уничтожит ли Он грешный Содом, если найдет в нем десять праведников, ответил ему Господь, что не уничтожит, но ради десяти праведников пощадит. Вы говорите – в сербском народе было больше десяти праведников, почему же Господь не пощадил нас? Искушаете ли меня? Как будто не знаете, что Содом был городом язычников, что не знал он Бога единого так, как знал Его народ Израиля, не был крещен он во имя Святой Троицы и не причащался Кровью Христовой, как причащался сербский народ. Разница как между небом и землей. Потому Тот, Который праведно судит хотел сохранить Содом ради десяти праведников, но не хотел сохранить ни Израиль ради десяти тысяч ни сербов ради сотен тысяч праведных душ. Ибо Содомляне ничего не знали о едином Истинном Боге. Евреи узнали о едином Боге от пророков и множество чудес. А сербы узнали о Господе, явленном в мире, в свете лица Господа Иисуса Христа. А по мере познания и мера наказания. Оставим же тяжбы с Господом, но с искренним признанием и в сокрушенном покаянии воскликнем – “Праведен еси Господи Боже наш, и праведно сотворил еси, что нас, сербов накормил полынью и напоил желчью. Ибо многие из нас попрали Твой святой закон, словно он какая-то закорючка, парламентом написанная. И не просто попрал его однажды, но попирал двадцать лет пред лицом неба и земли. И многие забыли о Тебе, Господе отец наших, Бога святых наших царей и патриархов, постников и молитвенников, страдальцев и мучеников, и ходили по упорству сердца своего, умертвленного телесными страстями и диавольскими соблазнами. Потому, праведно сотворил, что накормил нас полной мерой полыни и напоил полной чашей желчи, Господи Славный и Страшный. А теперь, сокрушенно молимся Тебе, Господи, пощади остаток народа Своего, да не посмеются над нами и над Тобой еретики и язычники, говоря всуе – “Где же этот Бог сербский? Почему не поможет им сейчас? Почему не освободит их от нас, если он сильнее? И где тот святой Савва Сербский? Почему не защитит он сербов, если они его так любят и величают?” Из Твоей десницы Господи, святый, снова примем мы полынь и желчь, но не предай нас в руки человеческие. Помози нам, Господи, помози нам исправится и чисто послужить Тебе. Даруй нам силу Твоей святой благодати, да по закону Твоему во всякий день с воздыханием и всяким дыханием славим и величаем Единого, Истинного Бога нашего в Троице Живоначальной, Единосущной и Нераздельной, во веки веков. Аминь.
Блаженны кротции