Обследование состоит из пяти разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. Сначала обследуется общая произвольная моторика, затем мимическая моторика, речевая моторика, тонкие движения пальцев рук. Завершается обследование изучением чувства ритма.
I. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики.
С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Н.И. Озерецкого. Обследуется статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений.
1. Ребенку предлагают стать на пальцы ног («на цыпочки») и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сдвинуты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение пробы до 3 раз.
2. Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.
3. Испытуемому дается квадратный листок (размером 5x5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения - не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты.
|
Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.
4. Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.
5. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений (наморщивания лба, поднимания бровей и т.д.), при наличии которых тест считается невыполненным.
II. Обследование произвольной мимической моторики. Предлагаются следующие задания (желательно в игровой форме).
|
1. Поднять брови («Удивление»).
2. Слегка сомкнуть веки.
3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).
4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
5. Сжать губы.
6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
7. Вытянуть губы, как для произнесения звука о.
8. Надуть щеки.
9. Оскалить зубы («Забор»).
10. Вытянуть губы, как для свиста.
Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье).
III. Обследование речевой моторики.
Задания преподносятся в игровой форме. Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования арти-куляционного уклада, длительность удержания позы.
1. Открыть и закрыть рот.
2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
3. Имитировать жевательные движения.
4. Попеременно надувать щеки.
5. Втянуть щеки внутрь.
6. Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми - о; вытянуть губы - у.
7. Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5.
8. Покусывать кончик языка.
9. Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
10. Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).
11. Пощелкать языком («Поехали на лошадке»).
12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).
13. Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать («Поцокаем»).
14. Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке.
IV. Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированность).
Предлагаются следующие задания.
1. Сжать пальцы в кулаки.
2. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
3. Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).
4. Переплести руки «в замок».
5. Выполнить пробу «корова-коза».
Обследование действий с предметами включает такие задания.
1. Выложить узор из мозаики.
2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
3. Нанизать на нитку бусинки.
4. Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.
5. Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).
V. Обследование чувства ритма.
Детям 5-6 лет педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который им следует повторить.