Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г. В. Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р. Е. Идее).




Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.

I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:

1. Движения и серии движений для рук:

- бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;

- руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

- правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т.д.;

- держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;

- поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.

2. Другие движения:

- прыгать на двух ногах и на каждой;

- впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;

- катить обруч, двигаясь рядом с ним.

3. Произвольное управление движениями:

- остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;

- изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна - остановка движения).

4. Статическая координация:

- стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;

- стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

- маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

- выполнять подряд 3-5 приседаний, стоя на пальцах;

- проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);

- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

6. Пространственная организация движений:

- ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;

- пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;

- повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;

- последовательно выполнить пробы: кулак-ребро-ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.

7. Темп выполнения движений:

- удерживать заданный темп в движениях рук;

- изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);

- выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе.

II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включа-ет следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, за-тем обеими руками, уточняется ведущая рука).

1. Статическая координация движения:

- распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10-15;

- распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10-15;

- выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;

- выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5-8;

- положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5-8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5-8.

2. Динамическая координация движений:

- пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз);

- выполнить пробу: кулак-ребро-ладонь (5-8 раз);

- положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5-8 раз);

- одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5-8 раз);

- по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5-8 раз);

- по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;

- по очереди касаться каждым пальцем стола;

- по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.

III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

- поднять брови, нахмурить брови;

- наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

- легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;

- закрыть правый глаз, затем левый;

- подмигнуть.

3. Мышцы щек:

- надуть левую, затем правую щеку;

- надуть обе щеки одновременно;

- перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

- изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

- символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

- сомкнуть губы;

- округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;

- вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;

- вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;

- растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;

- максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

- поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

- опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

- многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

- широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;

- сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

- положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

- положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

- переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

- высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

- приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);

- поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;

- упереть язык в правую, затем в левую щеку;

- закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка поло-жить на нижнюю губу;

- произвести движение языком вперед -назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

- широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);

- логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;

- при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

- доступность для ребенка предлагаемого задания;

- качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);

- особенности переключаемость: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;

- особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;

- количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;

- темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;

- ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;

- особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т.п.);

- соответствие двигательной реакции сигналу;

- наличие сопутствующих, насильственных движений;

- наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).

V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания.

Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.

Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: