Памятка о «цифровой гигиене»
Надеюсь, это поможет вам избежать цифровой зависимости и уберечь свой мозг от этой наркомании.
1. Отключите на своём смартфоне звук. Вы всё равно его постоянно тискаете, так что не бойтесь – ничего важного вы не пропустите. Но зато уже не будете, подобно собаке И.П. Павлова, тренировать в себе условные рефлексы на звуковые раздражители.
2. Отключите всплывающие уведомления на смартфоне. Они специально сделаны, чтобы привлекать ваше внимание, но поберегите его для каких-то более важных вещей. Когда у вас будет время на работу со смартфоном, вы всё посмотрите.
3. Затвердите себе – вы не обязаны всегда быть на связи. Вы имеете право отвечать на звонки и сообщения, когда вам это удобно. Если быть всегда на связи, по каким-то причинам, требует ваша работа, настройте свои телефоны, чтобы они оповещали вас только об этих звонках.
4. Не таскайте с собой смартфон по квартире. Есть места, где ему совершенно не обязательно быть – на кухне, например, в туалете, в спальне, в детской, перед телевизором. Определите место, где он всегда находится, и держите его там. Если он вам нужен зачем-то, вы знаете, где его найти.
5. Воспользуйтесь соответствующими программами и следите за своим экранным временем. Если вы не в силах себя контролировать, используйте программы, которые нормируют ваше экранное время.
6. Удалите со смартфона особенно «токсичные» приложения, убивающие ваше время. Вы можете попросить кого-то из близких, чтобы он настроил вам «родительский контроль», который не позволит вам скачать их заново.
Помните: для того, чтобы избавиться от цифровой зависимости вовсе не обязательно уезжать жить в лес и отказываться от всех благ цивилизации. Достаточно просто соблюдать ряд нехитрых правил, которые сделают вашу жизнь намного более счастливой и осмысленной. Научитесь быть ответственными и не давайте себе поблажек. В конце концов, вы же это делаете для себя.
|
Из книги «Счастливый ребёнок»:
Воспитание ребёнка – это, конечно, непростое дело и большой труд. Но в условиях цифровой среды положение родителей стало куда более отчаянным.
Во-первых, проблема в том, что подавляющее большинство родителей, конечно, уже и сами зависимы от гаджетов.
Мы проводим с этим наркотиком непозволительно много времени, а это, конечно, имеет свои негативные последствия, о чём я постоянно рассказываю в своих книгах и выступлениях. Если не начать ограничивать собственное информационное потребление, на детей у вас времени физически не останется.
Не говоря уже о том, что с детьми, конечно, сложнее и муторнее, чем с цифровой игрушкой, а наш мозг, так уж он устроен, при возможности выбирать задачу между двумя – той, что посложнее, и той, что попроще, – выберет ту, что попроще. Поэтому у цифрозависимых родителей гаджет, к сожалению, выигрывает у детей. В этот момент возникает непреодолимое желание дать детям гаджет, чтобы они не отвлекали родителей уже от их собственной игрушки. Что ж, с этим искушением надо бороться.
Если вы готовы, то начните с малого:
• выключите звук на своем смартфоне;
• заблокируйте уведомления;
• не начинайте, как теперь принято, с телефона своё утро, не закачивайте им свой день, ложась со смартфоном в кровать;
• а пользуясь смартфоном, всегда задавайтесь вопросом, с какой конкретной целью вы это делаете, и действуйте строго в соответствии с планом (чтобы не залипнуть).
|
Понимаю, что жизнь многих родителей уже невозможна без смартфона – работа, обязательства и т. д. Если так, то, оказываясь дома, открывайте на компьютере необходимые мессенджеры и не ходите по квартире с телефоном, иначе вы подаете ребенку вполне понятный пример. При необходимости ответить на сообщение – садитесь за компьютер, и пусть ребенок знает, что вы «работаете», а не играете.
Глубину и серьёзность проблемы, к сожалению, пока мало кто толком осознаёт. Скорее наоборот – цифровизация в моде, поэтому её всеми силами стремятся внедрить уже не только в школы, но и в детские сады. Следующий этап, вероятно, ясли.
Не знаю, слушали ли такие инноваторы Стива Джобса, но, на мой взгляд, стоило бы. Он вполне однозначно говорил, что в отношении своих детей применяет стратегию жёсткого контроля в использовании продуктов современных технологий: в дошкольном возрасте – запрет, при поступлении в школу – 30 минут в день.
И действительно, самые дорогие школы в США сейчас активно отказываются от всяких гаджетов, возвращая детей в естественные условия, адекватные для формирования детского мозга. Конечно, так сложнее. Куда проще, когда на переменах тихо, потому что все дети провалились в свои гаджеты. Куда проще, когда вместо работы с источниками, можно просто отправить ребёнка – «поискать ответ в сети».
Поразительно, но если ещё совсем не так давно критерием хорошего образования было именно наличие компьютеров в классе, то теперь качество обучения определяется его отсутствием.
|
Если кто-то боится, что ребёнок таким образом отстанет от сверстников – это страх напрасный. От этой чумы никуда не деться, и ребёнок обязательно окажется в этом «новом дивном мире» и с лихвой наверстает обучение «цифровым технологиям».
Но чем позже он начнёт «навёрстывать», тем лучше. Если это будет зрелый и подготовленный к этому мозг, то освоение цифровой среды нанесёт ему меньше повреждений. Тут всё просто.
Впрочем, я уже буквально слышу возражения – мол, а как быть, если в школе у всех детей есть гаджеты? Нельзя же запретить ребёнку пользоваться гаджетом, если у других детей они есть.
Нельзя, согласен. Но можно запретить всем детям – для этого есть родительские комитеты, внутренние предписания в школе и т.д. Да, без активной позиции тут эффекта не добиться, но при активной – можно вполне. В конце концов, это ваши дети и ваше с ними общее будущее.