День Ивана Купала: история, традиции и гадания




06.07.2009 16:22

 

7 июля празднуется один из самых поэтичных событий украинского обрядового календаря. Купальские огни вдохновляли на творчество не только великого Николая Гоголя, а и многих других писателей и поэтов. Церковь в этот день отмечает Рождество Иоанна Крестителя. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца Купайла, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.

 

В половине июня полуденное солнце достигает высочайшей точки на небе и в таком положении остается на некоторое время, которое называется летним солнцестоянием. Затем, достигнув полного проявления своих творческих сил, оно поворачивает на зимний путь, потеряв свою царственную власть над природой, свою живоносную силу, и начинает все ниже и ниже медленно спускаться по небесной горе; дни начинают убывать. Вся природа, как бы предчувствуя свою близкую старость, спешит жить полною жизнью.

 

Последний месяц кукует кукушка, последнюю чудную песню поет своим звонким голосом соловей, и скоро, скоро и другие певчие птички приутихнут.

 

Этой ночью никто не должен спать. В зачарованную Купальскую Ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Все земное зелие-былие в эту ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую.

 

Ночные травы цветут Огнем. Таковы - черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. Иной цвет пылает неподвижным, сильным пламенем, иной имеет вид молнии, летучего, призрачного огня. "Трава лев, - сказано об одной из них в древнейшем из "Залейников", - растет невелика, а видом как лев кажется. В день ее и не приметишь, сияет она по ночам. На ней два цвета, один желтый, а другой ночью как свеча горит. Около нее поблизости травы нет, а которая и есть, и та преклонилась перед ней". А вот что говорится о дивной траве киноворот: "Хотя какая буря, она кланяется на восток всеми стволами; то же, если и ветру нет". Папоротник, который раскрывается сильным огненно-красным (издали малиновым) слегка мерцающим цветом только на несколько мгновений в Купальскую Ночь дает возможность нашедшему его угадывать будущее

 

Как известно, и этот обычай сейчас хорошо сохранился, главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер. Впрочем, и одиноким девушкам есть, чем заняться в праздник.

 

Несчастным в любви, дабы приворожить избранника, рекомендуется в полночь на Ивана Купалу трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженной. Пока голая красавица носится кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.

 

По окончании веселых действ можно идти отдыхать. Это не касается, лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никому добра не приносили.

 

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.

 

Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы справляют свой праздник, который заключается в причинении зла людям. Мол, у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, и на Ивана Купалу, обрызгав себя этой водою, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается.

 

В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особой целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца, так вот, как говорится, "Кто рано встает, тому и Бог дает!"

 

В обрядах и играх весенне-летнего цикла девушки обязательно украшали себя венками. Так, в восточнославянском обряде "проводов русалки" для ряженой "русалки" плели специальный венок с добавлением крапивы или делали много венков, падевая их ряженой на голову, шею, на руки, всю увешивая венками. Последующее уничтожение этих венков (выбрасывание их на кладбище, в воду, в костер и т. п.) символизировало акт изгнания "русалки".

 

На Руси Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Как празднуют Ивана Купала

 

В Украине доселе уцелел еще следующий обряд: девушки, головы которых убраны венками из трав душистых, в праздничных нарядах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами, собираются накануне дня Купалы в заранее определенное место к дереву марене или черноклену, обвешанному венками и лентами; под деревом этим ставят сделанного из соломы крошечного, а иногда и большого бога - Купалу, одетого в женскую сорочку и плахту, с монисточкой на шее и венком на голове. Тут же расставлены столы с закускою и неизбежною горилкою. воду упав. Купало на Ивана!

 

 

ПРИДАНОЕ Каждая украинская девушка готовила себе приданое, в частности ту его часть, которая составляла так называемую скрыню (сундук). Ведь приданое состояло из двух частей: скота и скрыни. Относительно первой части, то ее выделял отец. Это скот, определенная сумма денег, участок земли. Но то, что входило в скрыню, девушка должна была готовить себе сама или же вместе с матерью. Скрыня включала постель, рушники, одежду, а также ленты и платки, которыми девушка должна была одаривать гостей на свадьбе. Так вот, к свадьбе девушке необходимо было много работать. Хотя этот труд не был для нее обременительным. Она выполняла ее по большей части на вечерницах и оденьках (дневные посиделки), где и работали, и развлекались. Случалось, девушка не успевала приготовить себе приданое. В таком случае народные обычаи предусматривали специальные предсвадебные действия — торочины, на которые приходили подруги невесты. Завершали готовить приданое в предпоследний день свадьбы. После обряда связывания молодых скрыню торжественно везли к жениху. Скрыню сопровождали братья и свахи, которые дорогой показывали приданое гостям и односельчанам — вынимали из сундука красивые вещи. Однако приданое должно было продемонстрировать не столько достаток молодой и ее родных, сколько ее трудолюбие. Если приданое характеризовало девушку как умелую мастерицу, ее свиту встречали хлебом-солью, пели величальные песни. Парни также принимали участие в создании материальной основы будущей семьи — они, как правило, работали в хозяйстве. Причем в этот труд их вовлекали достаточно рано — с 12—13 лет. Ведь молодой, вступая в брак, должен был оплатить невесте вено — своеобразный выкуп, стоимость которого либо равнялась приданому, либо даже превышала его. Хотя со временем размер приданого и стоимость вена менялись, сам принцип подготовки молодых к материальному обеспечению семьи считался одним из важнейших. Еще один предмет часто встречается в украинской обрядности. Это полотенца-рушники.

 

 

Украинские рушники

РУШНИКИ — обязательное украшение украинского дома. Рушник— это декоративная ткань, покрытая вышитым или вытканным орнаментом. Для украинцев рушник — это не только украшение дома, необходимый атрибут народных и семейных обрядов, но и оберег. Рушниками украшали иконы в красном углу хаты, стены хаты, вешали их на окна. Когда к девушке приходили свататься от парня, в случае согласия она давала сватам рушники. Сваты завязывали рушники через правое плечо под левой рукой. Рушники входили в приданое девушки. Лишь только девушка научилась вышивать, она начинала заготавливать рушники к своей свадьбе. Рушники связывали руки невесты и жениха при обручении. Рушниками выстелали дорогу от порога к столу, хлебом-солью на вышитом рушнике встречали молодых, поздравляли родильницу, приглашали кумовьев на крестины, встречали гостей. Во время свадьбы невеста одаривала всех родственников рушниками. При возведении жилья рушниками поднимали сволоки. Рушником скрепляли куплю и продажу домашних животных. С рушниками провожали покойника, рушник вешали на крест, который несли впереди процессии захоронения. Когда крест ставили на могилу, то рушник завязывали на этом кресте. Орнаменты, которыми украшали рушники, имели символическое значение. Чаще всего на свадебных рушниках и рушниках, которыми украшали дом, вышивали “ Дерево жизни” — своеобразную модель Вселенной. На этом дереве, которое росло на сказочном острове Вирии, обитали небесные светила, звезды, души прадедов. На нем жили птицы, которые приносили на землю весну и души умерших. Все дерево обильно украшалось цветами. Иногда рушники украшали символами движения солнца (ломаные кресты), бесконечности (спирали), дубовыми листьями. Похоронные полотенца имели другую символику: чаще это были кресты — символы страдания и веры.

Дияпазон использования украинских рушников был очень широким, хотя они крайне редко использовались по прямому назначению – в качестве полотенец. Служили они обереговыми знаками в украинской обрядовости, были важнейшим компонентом интерера хаты (ими украшали углы, окна, двери), одежды и обрядов. Нередко рушник служил праздничным или обрядовым поясом, что особенно было распространено в Среднем Поднепровье до самого XX столетия. При етом рушник использовался только богато и мастерски орнаментированный традиционными обереговыми знаками, что соответствовало его главному назначению.

 

В украинской одежде пояс считался не просто одним из его компонентов, он был показателем устойчивых етических норм. Считалось крайне предосудительным появиться на людях без пояса: ето мог позволить себе лишь человек, полностью утративший человеческое достоинство, так появилось слово «распоясаться». В то же время, пояс был своеобразным талисманом, магическая сила которого увеличивалась, если он был сделан из рушника, да еще и богато орнаментированного. Такие пояса особенно охотно использовали в обрядовой одежде, когда возникала насущная необходимость в обеспечении счастливой судьбы. Как обрядовый атрибут украинские рушники присутствовали во всех семейных обрядах и ритуялах (родинах, обручениях, свадьбах, похоронах).

 

Обряд родин (чествование матери с новорожденным) особо насыщен обереговыми атрибутами, поскольку они должны были обеспечить жизнь и здоровье незащищенным перед вражьими силами – младенцу и матери. Среди атрибутов огромное значение имели и рушники, которые применялись в соединении с другими атрибутами – кожухом, на который клали новорожденного, меховой шапкой – при обряде «бабьей каши», очищенной водой – при принятии родов, отрезании пуповины, обмывании, первой купели. Разнообразие рушников и обрядового хлеба составляло также етническую особенность украинской свадьбы. На всех ее етапах рушник выступал как один из главных етнических атрибутов: в обряде сватовства, обручения, коровайных обрядах, благославянии молодых, одарении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: