Методические рекомендации для студентов по дисциплине
«Общая методика / Методика обучения и воспитания (иностранный язык)»
Направление подготовки: 050100.62 – Педагогическое образование
Профиль подготовки: Иностранный язык (английский)
Квалификация (степень): бакалавр
I. Общие методические рекомендации
Уважаемые студенты!
Вы приступаете к изучению курса «Общая методика / Методика обучения и воспитания (иностранный язык)»,целью которого является формирование личности учителя-филолога, владеющего образовательными технологиями, современными методиками и интегративными формами обучения ИЯ.
Профессиональная подготовка преподавателя иностранных языков включает:
- способность осуществлять обучение иностранному языку на основе современных принципов деятельностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и межкультурного подходов;
- умение творчески моделировать учебный процесс в соответствии с конкретными задачами;
- самостоятельно принимать педагогические и методические решения и обеспечивать результат обучения на уровне российских и международных стандартов.
В рамках изучения курса предполагается решение следующих задач:
Основные задачи курса:
· создать концептуальную базу в области Методика обучения и воспитания (иностранный язык);
· ознакомиться с проблемами отбора содержания обучения, приемов, методов и средств его освоения, сформировать способность анализировать зарубежные и отечественные технологии обучения иностранным языкам в различных условиях;
· овладеть различными приемами обучения иностранному языку в современных условиях, а также средствами обучения, включая мультимедийные;
· сформировать умения анализировать обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащихся, планировать учебный процесс, формулировать цели и задачи урока иностранного языка, выбирать методически целесообразные формы, приёмы, упражнения и средства обучения, анализировать и корректировать обучающую деятельность, организовывать внеклассную работу на иностранном языке, осуществлять контроль знаний, умений и навыков.
Трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 з.е.), из них 8 ч. – аудиторная работа (4 часа лекций и 4 часа лабораторных занятий), 60 часов отводится на самостоятельную работу.
Аудиторные занятия ориентированы на формирование профессиональных навыков и компетенций (на базовом уровне).
Большое значение имеет самостоятельная работа: изучение соответствующей литературы, опыта работы высококвалифицированных преподавателей, анализ видеофрагментов уроков и конспектов уроков.
Содержание деятельности на лабораторных занятиях включает:
– обсуждение вопросов по методике обучения и воспитания ИЯ;
– ведение « Портфолио курса» – документация процесса обучения;
– посещение и анализ уроков (фрагментов) и УМК;
Изучение дисциплины предполагает обязательное посещение аудиторных лекционных и лабораторных занятий, выполнение всех видов самостоятельной работы (изучение предложенного лекционного материала, работа с рекомендованной научной и методической литературой, выполнение тренировочных и тестовых заданий, подготовка к лабораторным занятиям и др.), активное участие в обсуждении поставленных вопросов и решении практических задач.
II. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Раздел/Тема | Вид/форма самостоятельной работы | Содержание работы, инструкции по ее выполнению | Форма отчета |
Лекция 1 Методика иностранного языка как наука. Специфика учебного предмета «Иностранный язык» | Подготовка к лекции. | 1.Назовите термины, входящие в терминологический минимум лекции (см. список). 2.Выпишите незнакомые понятия и выясните их значения по словарю. | у (устно) п (письм.) |
Лекция 2 Основы научных исследований в методике. Методы научных исследований. Эксперимент | Подготовка к лекции. | 1.Назовите термины, входящие в терминологический минимум лекции (см. список). 2.Выпишите незнакомые понятия и выясните их значения по словарю. | у (устно) п (письм.) |
Лекция 3 Цели обучения иностранным языкам. Понятие «коммуникативной и лингвистической компетенции». Логика развития речевых механизмов при овладении иностранным языком | Подготовка к лекции. | 1.Назовите термины, входящие в терминологический минимум лекции (см. список). 2.Выпишите незнакомые понятия и выясните их значения по словарю. | у (устно) п (письм.) |
Лекция 4 Содержание обучения иностранным языкам. Принцип его отбора | Подготовка к лекции. | 1. Назовите термины, входящие в терминологический минимум лекции (см. список). 2. Выпишите незнакомые понятия и выясните их значения по словарю. | у (устно) п (письм.) |
Лекция 5 Принципы и методы обучения иностранным языкам | Подготовка к лекции. | 1. Назовите термины, входящие в терминологический минимум лекции (см. список). 2. Выпишите незнакомые понятия и выясните их значения по словарю. | у (устно) п (письм.) |
Лекция 6 Средства обучения иностранным языкам | Подготовка к лекции. | 1. Назовите термины, входящие в терминологический минимум лекции (см. список). 2. Выпишите незнакомые понятия и выясните их значения по словарю. | у (устно) п (письм.) |
Лекция 7 Проблема системы и типологии упражнений | Подготовка к лекции. | 1. Назовите термины, входящие в терминологический минимум лекции (см. список). 2. Выпишите незнакомые понятия и выясните их значения по словарю. | у (устно) п (письм.) |
Лекция 8 Типы и виды уроков. Характеристика современного урока иностранного языка | Подготовка к лекции. | 1. Назовите термины, входящие в терминологический минимум лекции (см. список). 2. Выпишите незнакомые понятия и выясните их значения по словарю. | у (устно) п (письм.) |
Лабораторное занятие 1 Иностранный язык как учебный предмет в средней общеобразовательной школе | Подготовка к лабораторному занятию | 1. Составьте конспект по предложенным вопросам. 2. Подготовьте презентацию по теме «Связь методики со смежными науками» | п (письм.) э (электронная) |
Лабораторное занятие 2 Лингвистические и социокультурные основы обучения иностранному языку | Подготовка к лабораторному занятию | 1. Составьте конспект по предложенным вопросам. 2. Проанализируйте ФГОС и программы по обучению иностранному языку. 3. Изучите терминологию по теме. | п (письм.) у (устно) у (устно) |
Лабораторное занятие 3 Цели и содержание обучения иностранным языкам | Подготовка к лабораторному занятию | 1. Составьте конспект по предложенным вопросам. 2. Изучите терминологию по теме. 3. По вопросам цели и содержания сравнить программы по обучению иностранному языку для средней общеобразовательной школы и для школ с углубленным изучением языка | п (письм.) п (письм.) п (письм.) |
Лабораторное занятие 4 Подходы к обучению языку | Подготовка к лабораторному занятию | 1. Составьте конспект по предложенным вопросам. 2. Подготовьте презентацию по различным видам подходов: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный, компетентностный, социокультурный. | п (письм.) э (электронная |
Лабораторное занятие 5 Принципы и средства обучения иностранному языку | Подготовка к лабораторному занятию | 1. Составьте конспект по предложенным вопросам. 2. Изучите терминологию по теме. 3. Проанализируйте школьный УМК с целью выявлению реализации / не реализации принципов обучения | п (письм.) п (письм.) п (письм.) |
Лабораторное занятие 6 Методы обучения иностранному языку | Подготовка к л/з. Работа с Интернет-ресурсами. | 1. Изучите теоретический материал по теме. 2. Подготовьте подробный анализ одного из методов и представьте его с помощью презентации на занятии. | п (письм.) у (устно) э(электрон-ная) |
Лабораторное занятие 7 Система упражнений на уроках иностранного языка | Подготовка к лабораторному занятию | 1. Изучите теоретический материал по теме. 2. Изучите терминологию по теме. 3. Приведите примеры языковых, условно-речевых (имитационных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных), речевых упражнений из школьных УМК | п (письм.) у (устно) п (письм.) |
Лабораторное занятие 8 Современный урок иностранного языка | Анализ урока учителя иностранного языка на основании конспекта. Разработка фрагмента занятия по ИЯ. Снятие на видео фрагмента занятия. | 1. Ознакомьтесь с конспектом урока учителя английского языка Е.В. Байковой (см. Приложение 1). Проанализируйте данный урок, используя схему анализа урока. Опишите основные принципы и методы обучения, а также образовательные технологии. Обратите внимание на то, как при помощи современной методики обучения ИЯ целенаправленно и эффективно решаются цели урока английского языка, насколько целесообразно и творчески они используются, в какой мере предложенные идеи поощряют личностно- и деятельностно-ориентированное обучение, способствуют интеракции детей. | п (письм.) видео |
Лабораторное занятие 9 Планирование учебно-воспитательного процесса по иностранному языку | Подготовка к лабораторному занятию | 1. Составьте конспект по предложенным вопросам. 2. Разработать основу календарно-тематического планирования по иностранному языку | п (письм.) п (письм.) |
Лабораторное занятие 10 Контроль в обучении языку | Подготовка к лабораторному занятию | 1. Составьте конспект по предложенным вопросам. | п (письм.) |