III. Дополнительные методические материалы




Лабораторное занятие №1

Тема: Методика как теория обучения иностранным языкам

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «методика».

2. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам.

3. Основные методические понятия. Методы исследования процесса обучения иностранному языку.

4. Основные методические категории.

5. Связь методики со смежными науками.

 

Рекомендуемая литература

1. Галъскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным язы­кам: Пособие для учителя. – М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. – 165 с.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М., Просвещение, 2002. – 238 с.

3. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Курс лекций. – М.: УРАО, 2002. – 286 с.

 

 

Лабораторное занятие №2

Тема: Лингвистические и социокультурные основы обучения иностранному языку

Вопросы:

I. Ответьте на вопросы:

1. В чем сущность языкового образования?

2.Каковы функции иностранного языка в современном обществе?

3. Каким образом решается проблема языкового многообразия в Российской системе образования?

4. Чем обусловлена необходимость обучения межкультурной коммуникации?

5. Что выдвигается в качестве конечной цели обучения ИЯ в современных программах?

6. Перечислите компоненты коммуникативной компетенции.

7. Что включает в себя владение неродным языком?

8.Различия между процессами овладения ИЯ в естественной и искусственной среде.

9.Назовите особенности процесса овладения учащимися ИЯ в учебной среде.

10. Какие уровни языковой личности выделяются исследователями?

11. В чем различия языковой модели и речевого образца?

II. Дайте определение следующих понятий:

Язык Межкультурная коммуникация

Речь Межкультурная компетенция

Речевая деятельность Дискурс

Монологическая речь Вторичная языковая личность

Диалогическая речь Межкультурный конфликт

Речевой образец Профильное обучение

 

III. Практические задания

1. Проанализируйте Программы для общеобразовательных учреждений.

2. Определите цели обучения, модели обучения и основные ступени развития школьников средствами иностранного языка, представленные в программах.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Галъскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. – 165 с.

2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5– 11 классы. – М.: Просвещение, 2000. – 174 с.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002 – 238 с.

4. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Курс лекций. – М.: УРАО, 2002. – 286 с.

Дополнительная литература

1. Настольная книга учителя иностранного языка (под ред. В.В. Копыловой). - М.: «Астрель», 2004.

2. Программа по иностранным языкам для 5-9 классов общеобразовательной школы. Первая модель обучения. Сост. А.А. Миролюбов, И.Л. Бим и др. - М.: РТ - Пресс, 2000.

3. Ариян М.А., Оберемко О.Г., Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004.

4. Программа по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков (2-11 кл.). Сост. В.В. Сафонова. - М.: Просвещение, 2005.

5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Академия, 2004.

 

Лабораторное занятие №3

Тема «Цели и содержание обучения иностранным языкам»

Вопросы:

I. Ответьте на вопросы:

1. Считаете ли вы, что от определения цели обучения ИЯ во многом зависит отбор содержания и используемых методов обучения ИЯ на современном этапе? Сравните свой опыт изучения ИЯ в школе и в университете и обоснуйте свой ответ.

2. Как определяется комплекс целей обучения ИЯ в отечественной и зарубежной методиках?

3. Что входит в общеевропейское понимание коммуникативной компетенции?

4. Какие уровни коммуникативной компетенции можно выделить и какой из них является минимально допустимым для выпускников российских школ сегодня?

5. В каких документах и программах отражено понимание целей и содержания обучения ИЯ в современной российской школе?

6. Из каких компонентов складывается содержание обучения ИЯ? Можем ли мы говорить о содержании обучения отдельным аспектам языка или видам речевой деятельности? Приведите примеры.

7. Какие компоненты содержания обучения определяются учебными программами и планированием в книгах для учителя?

8. Существуют ли компоненты содержания обучения, которые определяются учителем? Как они могут изменяться и почему?

II. Сформулируйте специфику целей и содержания обучения ИЯ:

– в начальной школе;

– в средней школе;

– в неязыковом вузе;

– на гуманитарных факультетах университетов;

– на языковых факультетах университетов.

III. Дайте определение следующих понятий:

Сфера общения Цель обучения

Язык Содержание обучения

Речь Навык

Речевая деятельность Умение

IV. Практическое задание:

1. Просмотрите перечисленные программы по обучению ИЯ в средней школе: Сафонова В.В. Программы по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков. – М: Просвещение, 2000 и Бим И.Л., Миролюбов А.А. и др. Программы основного общего образования по ИЯ. – М: Просвещение, 2001 и сравните их по следующим параметрам:

– Структура программы / компоненты программы;

– Выделяемая тематика учебного общения;

– Выделение языкового / речевого / социокультурного материала, обязательного для усвоения;

– Требования к формированию языковых навыков и речевых умений.

– Определите критерии, по которым усложняются программные требования к языковому материалу и видам речевой деятельности от класса к классу.

 

Рекомендуемая литература

1. Галъскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным язы­кам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. – 165 с.

2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязыч­ного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5– 11 классы. – М.: Просвещение, 2000. – 174 с.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002 – 238 с.

4. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Курс лек­ций. – М.: УРАО, 2002. – 286 с.

Дополнительная литература:

1.Сафонова В.В. Программы по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков. – М: Просвещение, 2000.

2. Бим И.Л., Миролюбов А.А. и др. Программы основного общего образования по ИЯ. – М: Просвещение, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: