Введение
В методических рекомендациях рассмотрены основные требования, предъявляемые к курсовым сочинениям, методика сбора материалов, даны советы по написанию курсовой работы и определены критерии ее оценки. Рекомендации не учитывают особенностей изучения отдельно взятых дисциплин. Это обязывает преподавателей к проведению дополнительных консультаций со студентами по специфике каждой юридической дисциплины.
Роль курсовой работы в самостоятельной работе студента. Основные требования к письменной работе.
Место и роль курсовой работы в самостоятельной работе студента.
Существует несколько форм и этапов становления самостоятельной работы студентов: составление библиографии по избранной теме, конспектирование документов и книг по истории, написание кратких рецензий-рефератов по прочитанной статье или книге, подготовка и чтение докладов, написание курсовых работ, участие с ними на научных студенческих конференциях, подготовка дипломов и т.п. Первоначальный опыт работы с источниками и литературой первокурсники приобретают на семинарских занятиях по курсу истории государства и права, а закрепить этот опыт и применить его самостоятельно к анализу других документов и материалов они могут именно в курсовой работе.
Написание курсовой работы - одна из самых сложных и синтетических форм самостоятельной научной работы, такое предметное выражение приобетенных навыков исторического анализа, без наличия которых нельзя считать, что студент овладел данным курсом. Письменная работа помогает самостоятельно разобраться в сложных проблемах юридической практики, теоретических вопросах, а также способствует формированию у студентов умений и навыков научной работы. Включаясь в исследовательскую деятельность, студент приобретает умение работать с литературой (отбирать необходимый материал и конспектировать научные статьи и книги), собирать, обрабатывать и анализировать документы, учится критически оценивать и обобщать изучаемые исторические явления, связывать абстрактные научные истины с конкретными юридическими фактами, событиями, явлениями, структурами. На основе изучения правовых актов и специальной литературы студент должен дать самостоятельное решение проблем в рамках избранной темы, показать свое видение тех или иных рассматриваемых вопросов.
|
Учебными планами предусматривается выполнение нескольких курсовых работ в течении всего периода обучения. Одна из курсовых работ должна выполняться по одной из общепрофессиональной дисциплине; остальные – по специальным дисциплинам.
Написание курсовой работы выполняет несколько функций.
Познавательная функция проявляется в знакомстве с широким кругом источников и литературы по юриспруденции, с более глубокой картиной, чем та, которая создана в учебниках. Студент получает возможность выяснить роль государства и общества, отдельных социальных групп и учреждений, правовых институтов.
Методологическая функция проявляется в умении выделить предмет исследования, поставить задачи и цели изучения, описать и проанализировать круг необходимых источников, выделить различные точки зрения на то или иное событие и явление, существующее в исторической научной литературе, в корректом использовании терминов и понятий, в умении выбрать необходимые методы анализа материала и формы изложения своих мыслей.
|
Теоретическая функция заключается в том, что самостоятельная научная работа студентов в области юридической науки призвана вооружить их более глубоким пониманием причинно-следственных связей, характера действия законов правового развития.
Практическая функция реферата проявляется в том, что овладение навыками исторического мышления может привести студентов к экономичному и целесообразному решению конкретных юридических проблем в области государственного управления. Естественно, это может произойти только в том случае, если студентом уже отработаны навыки самостоятельного анализа различных сюжетов из истории общественных и государственных организаций, проанализированы биографии великих государственных деятелей, юристов, реформаторов. Навыки самостоятельного подбора необходимого фактического материала, его анализа и обобщения помогут студентам не только расширить и углубить знания по курсу юриспруденции, но и приобрести такой опыт научной работы, который позволит им решать учебные и научные проблемы на старших курсах и повышать свой профессиональный уровень на практической работе.
Идеологическая (мировоззренческая) функция написания курсовой работы заключается не только в углублении и развитии общего представления об истории права России, а в формировании целостной системы идей и понятий, которые оказываются существенными для последующей деятельности юриста.