Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
_________
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Стихотворение «Генералам двенадцатого года» написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой.
Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь.
Идея стихотворения. Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Одним словом, данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.
Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой, торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы. Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, самой поэтессы.
Юные генералы той войны – идеальные, благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу». К чувству восхищения примешивается горечь, ведь они обречены на гибель:
Вы побеждали и любили
любовь и сабли острие –
и весело переходили в небытие.
Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину.
Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи (т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях). Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.
Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.
Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.
Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
Свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперболы. Таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.
Цари на каждом бранном поле…
Вам все вершины были малы…
Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Вы побеждали и любили…
Особенность композиции этого стихотворения. Оно представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика.
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.
И весело переходили
В небытие.
Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»).
Вывод:
1. Тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;
2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;
3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов.