Цель, этапы и методы исследования
С целью выявления уровня сформированности половой воспитанности старшеклассников, нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование проходило на базе Частного образовательного учреждения «Школа будущего». В эксперименте приняли участие учащиеся 10 «А» класса в составе 20 человек в возрасте 16-17 лет.
Эмпирическое исследование было проведено в течение 4х месяцев: сентябрь-декабрь 2021 года.
Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов:
1) на первом этапе был отобран и проанализирован теоретический материал по теме исследования;
2) на втором этапе была отобрана выборка и подобраны методики для диагностики уровня сформированности половой воспитанности учеников старшего школьного возраста;
3) на третьем этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности половой воспитанности учеников старшего школьного возраста;
4) на четвёртом этапе был разработан и апробирован комплекс мероприятий по половому воспитанию старшеклассников;
5) на пятом этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности половой воспитанности учеников старшего школьного возраста, было проведено сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования, сделаны выводы об эффективности разработанного комплекса мероприятий по половому воспитанию старшеклассников.
Для диагностики уровня половой воспитанности старшеклассников, нами были использованы следующие методики:
1) Методика «Нарисуй человека» К.Маховер, Ф.Гудинаф. Цель проведения данной методики заключалась в том, чтобы выявить уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола;
|
2) опросник «Половые отношения».
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эмпирического исследования, представим в следующем параграфе.
Изучение уровня половой воспитанности старшеклассников на констатирующем этапе исследования
Для диагностики уровня половой воспитанности старшеклассников, нами были использованы две методики.
Первой методикой, которую мы провели, была методика «Нарисуй человека» К.Маховер, Ф.Гудинаф. Цель проведения данной методики заключалась в том, чтобы выявить уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола.
Исходя из рисунков, которые нарисовали старшеклассники, мы оценивали насколько точно рисунок соответствует полу, соответствует ли нарисованная одежда тому или иному полу, соответствует ли причёска полу, изобразил ли старшеклассник на своём рисунке вторичные половые признаки, присутствуют ли на рисунке признаки половой идентификации. Результаты уровня сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола оценивались исходя из выполненных критериев. Так, если старшеклассник изобразил на своём рисунке:
5 признаков – высокий уровень сформированности представлений;
4 признака – средний уровень сформированности представлений;
3 и менее признака – низкий уровень сформированности представлений.
Результаты представим на рисунке ниже (рисунок 1).
Рисунок 1 - Уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола на констатирующем этапе
|
Как видно из рисунка 1, почти все старшеклассники справились с заданием. Так, у 18 учеников (90%) показали высокий уровень сформированности представлений о человеке мужского или женского пола. Данные ученики изобразили на своих рисунках все 5 признаков половой разницы между мужчиной и женщиной. 2 ученика (10%) по результатам проведения данной методики показали средний уровень сформированности представлений старшеклассников о человеке мужского или женского пола. Один из учеников изобразил мужчину с длинными волосами. На рисунке второго ученика отсутствовали изображения вторичных половых признаков.
Таким образом, подводя итог данной методики, можно сделать вывод о том, что у большинства старшеклассников хорошо сформированны представления о человеке мужского или женского пола.
Вторым этапов констатирующего этапа эмпирического исследования было проведение опроса «Половые отношения». Цель данной анкеты заключалась в том, чтобы получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений. Так, респондентам необходимо было ответить на 8 вопросов анкеты. Данные вопросы представлены в приложении 1. Результаты оценивались по следующим уровням:
высокий уровень - 64% балла и выше;
средний уровень - 34 - 63%;
низкий уровень - 0 - 33%.
Результаты данной методики представим на рисунке ниже (рисунок 2).
Рисунок 2 - Уровень сформированности полового поведения старшеклассников на констатирующем этапе
|
Данные, представленные на рисунке 2, позволяют сделать вывод о том, что у половины подростков, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании был выявлен низкий уровень сформированности полового поведения. Таких старшеклассников 10 (50%). Это свидетельствует о том, что подростки не следят за своим здоровьем, они не способны адекватно осознавать свои физические и психологические особенности. Средний уровень сформированности полового поведения по результатам данной методики был выявлен у 8 (40%) старшеклассников. Высокий уровень сформированности полового поведения по результатам первичной диагностики был выявлен у 2 (10%) старшеклассников.
Словосочетание «половые отношения» у подростков ассоциируется со словом «секс» - так ответили 25% респондентов. Следует отметь, что о половых отношениях молодежь узнает в первую очередь из разговора со сверстниками - 40% испытуемых, потом из телепередач - 25% респондентов и чтения специальной литературы - 20% детей, 10% старшеклассников отметили, что они могут побеседовать на эту тему с родителями и только 5% подростков узнают об этом от педагогов. Ребята считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь, чтобы казаться взрослее, из любопытства, под воздействием алкогольных, наркотических и токсических средств, а это является ложной мотивацией.
40% подростков считают, что ранняя половая жизнь может причинить вред. К причинам вреда они относят: нежелательную беременность, последствия аборта, дальнейшее бесплодие, заражение венерическими заболеваниями и СПИДом, физическая, психологическая и духовная неподготовленность, нехватка опыта, суицид. Но если молодые люди во время предохраняются и в их отношениях доминирует любовь, то это не принесет никакого вреда, а наоборот пользу для организма. Встречаются, и такие ответы как необходимость социальной зрелости и возможность принять ответственность за себя и другого человека.
20% старшеклассников считают, что следует начинать половую жизнь с 16 - 17 лет. Из средств контрацепции дети в основном знают о презервативах - 60% детей.
15% респондентов считают, что специальные курсы по половому воспитанию должны быть в школе постоянно, а не единично, одновременно 10% ребят утверждают, что такие занятия вообще не нужны. Из вопроса о том, имеете ли Вы сексуальный опыт, 15% детей ответили, что да, а 85% испытуемых - нет.
Вообще, можно сделать вывод, что в школах и дома должна вестись такая работа, которая была бы направлена на воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Это должно способствовать развитию полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Если молодежь во время не получит те или иные знания, то: желание самоутвердиться, стремление к взрослости может привести к антисоциальным поступкам. Проведенный опросник позволил сделать вывод, что проблема полового воспитания среди школьников стоит очень остро и нуждается в ее решении.
Таким образом, проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что у большинства старшеклассников уровень сформированности полового воспитания находится на низком уровне. В школах и дома должна вестись такая работа, которая была бы направлена на воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Это должно способствовать развитию полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Если молодежь во время не получит те или иные знания, то: желание самоутвердиться, стремление к взрослости может привести к антисоциальным поступкам. Результаты констатирующего эксперимента позволили определить конкретные задачи формирующего эксперимента и спланировать методику его проведения.