Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении




 

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ)[1]. Несмотря на то, что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступления, ее положения в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются на все случаи совершения правонарушений. В частности, согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело[2].

Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Правам и обязанностям лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посвящена ст. 25.1 КоАП РФ[3].

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. В частности, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не владеющему языком, на котором ведется производство, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность лицу, в отношении которого ведется производство по делу, активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым он доверяет, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители[4].

К числу указанных в ст. 25.1 КоАП РФ «иных процессуальных прав» лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует также отнести гарантируемые ему права при составлении протокола об административном правонарушении и осуществлении мер обеспечения производства по делу. Так, согласно ст. 28.2 Кодекса в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, при составлении протокола этим лицам разъясняются их права и обязанности[5].

Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставлено, право давать объяснения. Такое право следует понимать, как право данного лица давать объяснения по собственной инициативе, а не как обязанность давать такие объяснения. Действительно, хотя в ст. 25.1 КоАП РФ формально ничего не говорится о праве лица, в отношении которого ведется производство по делу, не свидетельствовать против себя, однако с учетом соответствующих положений ст. 51 Конституции РФ очевидна возможность отказа данного лица от дачи объяснений. В этой связи за отказ или уклонение от дачи объяснений ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не предусматривается.

Важной гарантией защиты прав и свобод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является возможность пользоваться юридической помощью защитника. В качестве защитника, к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, но и любое иное лицо.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Разрешение дела в присутствии этого лица, заинтересованного в исходе дела, обеспечивает возможность более полного и обстоятельного исследования всех обстоятельств дела, состязательность процесса, его гласность. Присутствие данного лица при рассмотрении дела, безусловно, имеет и определенный воспитательный эффект, способствует предупреждению правонарушений. Поэтому рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, допускается лишь тогда, когда это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо, когда такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Если нет достоверных сведений о вручении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещения о месте и времени рассмотрения дела, оно должно быть отложено и назначен новый срок рассмотрения дела.

Однако рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, не допускается ни при каких обстоятельствах, если это правонарушение может повлечь административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства[6].

 

Потерпевший

 

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечивать потерпевшим возможность получать компенсацию за причиненный ущерб. По смыслу этой статьи Конституции РФ законом также охраняются права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред вследствие совершения административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

Таким образом, в деле об административном правонарушении потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям.

Легкий вред здоровью потерпевшего связывается с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Кратковременным расстройством здоровья признается заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью не менее шести дней, но не более трех недель. Незначительная утрата трудоспособности заключается в стойкой утрате общей трудоспособности (в результате нанесенного повреждения) до 10%[7].

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения (например, повреждение автомобиля вследствие нарушения Правил дорожного движения), в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (когда, например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью).

Лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Об этом свидетельствуют положение ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающее отражение в протоколе об административном правонарушении сведений о потерпевших (если они имеются), а также положение ст. 29.10 Кодекса о том, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения[8].

Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, его совершившим), одновременно с назначением административного наказания вправе судья в процессе рассмотрения дела об этом правонарушении. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом, решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения, он разрешается только судом в порядке гражданского судопроизводства. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства[9].

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Крайне важно, например, что законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ)[10].

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с положениями КоАП РФ защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители. Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители[11].

Среди указанных выше прав потерпевшего одним из важнейших является право заявлять ходатайства. Проиллюстрируем полезность реализации этого права на следующем примере.

Потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Потерпевшему предоставлено право, давать объяснения. Такое право следует понимать, как право потерпевшего давать объяснения по собственной инициативе. Формально в ст. 25.2 КоАП РФ ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля ст. 25.6 КоАП РФ.

В этом случае потерпевший, как и свидетель, обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.

Однако в возможности опроса потерпевшего в качестве свидетеля видится серьезное противоречие. Дело в том, что с учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. Кроме того, использование свидетельских показаний потерпевшего обусловливает обвинительный уклон производства по делу об административном правонарушении[12].

В принципе в своих показаниях потерпевший вправе затрагивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела. Он может, в частности, сообщить данные об отягчающих обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Показания потерпевшего могут касаться характеристики лица, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т. д.

Статьей 25.2 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Это способствует активному участию потерпевшего в рассмотрении дела, защите своих прав и законных интересов, полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств совершения административного правонарушения[13].

 

Законные представители

 

Законный представитель - лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности, а также в защиту прав и законных интересов юридического лица.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители[14].

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ законные представители граждан могут выступать в интересах всего лишь двух участников производства по делам об административных правонарушениях: лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего. Представляя интересы этих участников производства по делу, их родители, усыновители, опекуны и попечители свои родственные связи или соответствующие полномочия удостоверяют документами, предусмотренными законом. Такими документами являются: паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, решение об установлении опеки или попечительства[15].

Законные представители имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. От имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего их законные представители осуществляют все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.

Присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, лишенных возможности в силу своего физического или психического состояния самостоятельно осуществлять свои права, обязательно. Исключениями являются случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении законных представителей о месте и времени рассмотрения дела и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрении дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Вместе с тем не требуется обязательного присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей несовершеннолетних лиц (если только они ни признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными). Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, в конкретном случае судья, орган, должностное лицо, рассматривающие это дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя данного лица[16].

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица - потерпевшего, также осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Так, согласно ст. 91 ГК РФ в обществе с ограниченной ответственностью создается коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества; исполнительным органом акционерного общества в соответствии со ст. 103 ГК РФ может быть правление, дирекция (коллегиальный орган) и (или) единоличный руководитель — директор, генеральный директор и т. д.

Положения ГК РФ конкретизируются нормами федеральных законов, регулирующих правовое положение, организацию и деятельность отдельных видов юридических лиц.

Законным представителем юридического лица в процессе производства по делам об административных правонарушениях помимо его руководителя может быть только лицо, признаваемое в таком качестве в соответствии с законом или учредительными документами, а несогласно актам органов управления юридического лица[17].

Хотя в ст. 25.4 КоАП РФ и не указывается, что законным представителем юридического лица при производстве по делам об административных правонарушениях может быть только его единоличный орган - физическое лицо, по смыслу статьи понятна невозможность исполнения этих функций коллегиальным органом управления. Это явствует, в частности, из положений ч. 3 и 4 данной статьи относительно присутствия законного представителя юридического лица при рассмотрении дела.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия единоличного руководителя как законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение - служебным удостоверением или соответствующей справкой.

Единоличный руководитель действует от имени юридического лица, в том числе представляет его интересы в процессе производства по делу об административном правонарушении, без доверенности.

Полномочия законного представителя юридического лица, не являющегося его руководителем, также подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, но служебного удостоверения или соответствующей справки в этом случае недостаточно. В ст. 25.4 КоАП РФ не говорится о необходимости удостоверять полномочия законного представителя юридического лица, не являющегося его руководителем, доверенностью. По смыслу данной статьи возможно представление судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, копии учредительного или иного документа, обусловливающего возможность участия данного лица в производстве по делу в качестве законного представителя. Но целесообразно удостоверение полномочий законного представителя соответствующей доверенностью[18].

Законный представитель юридического лица вправе присутствовать при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Статьей 25.4 КоАП РФ не предусмотрена также обязательность присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, достаточно присутствие его защитника. Между тем отсутствие обоих недопустимо. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника[19].

Обязательность присутствия при рассмотрении дела лиц, уполномоченных потерпевшим юридическим лицом, законом тоже не предусмотрена. Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: