Вот мультипликатор P/B именно про это.




Пример расчета. Цифры беру из прошлого поста: 5 000 000 / 10 000 000 = 0,5.

P/B <= 1 это очень круто. Значит у компании капитала больше, чем ее текущая стоимость.

Мультипликатор P/B — хороший инструмент для поиска недооцененных компаний.

3. P/S (Price/Sales)

Показывает отношение текущей цены к выручке. Нормальным показателем считается меньше 2, а отличным — меньше 1. Это указывает на недооцененность компании.

4. L/A (Liabilities/Assets)

Этот мультипликатор показывает отношение долга к текущим активам.

Как я говорил, компании развиваются на заемные средства. Так вот мультипликатор L/A показывает в процентах сколько заемных денег у компании, что очень важно для её оценки.

Если значение меньше 50%, значит, компания развивается, преимущественно, на свои деньги, и это хорошо. Но если коэффициент больше 50%, значит, у компании много обязательств и она развивается за чужой счет.

Лучше смотреть на компании с низким мультипликатором L/A, т.к. у них есть поле для маневров. Им охотное выдадут кредит и они могут быстро нарастить свои активы. А когда у компании и так много долгов, брать новые долги ей сложнее.

5. ROS (Return on Sales)

Показывает сколько процентов в выручке составляет чистая прибыль и насколько эффективно компания работает с издержками.

Пример:

Компания сделала выручку 1 000 000 рублей.

Из них чистая прибыль — 500 000 рублей.

Формула: чистая прибыль / выручка х 100%

500 000 / 1 000 000 х 100% = 50%

Чем выше показатель, тем лучше.

 

6. ROE (Return on Equity)

Показывает насколько компания эффективно пользуется собственным капиталом. Чем выше показатель, тем лучше.

Рассмотрим мультипликатор на примере двух магазинов:

Первый на 200 кв. метров. Большой собственный капитал: много товара и торгового оборудования

Второй на 100 кв. метров. Собственный капитал в 2 раза меньше: меньше товара и меньше торгового оборудования

При этом оба магазина показывают одинаковую чистую прибыль.

Эффективность второго магазина в 2 раза выше, т.к. у него меньше собственный капитал и больше прибыль.

Чем выше значение — тем лучше.

7. ROA (Return on Assets)

Похожий показатель с ROE, но только в расчет берутся все активы компании, а не только собственный капитал.

Чем выше значение — тем лучше.

8. EV Enterprise Value

По сути это «Реальная» стоимость компании. Ведь когда вы ее покупаете, получаете с текущими долгами и деньгами на счету, мультипликатор EV позволяет это учесть.

Формула следующая: Цена компании + долги – деньги.

Пример:

Компания стоит на рынке 1 000 000 рублей. У нее долгов на 500 000 рублей и денег на счету на 50 000 рублей.

EV = 1 000 000 + 500 000 – 50 000 = 1 450 000. Таким образом «Реальная» цена компании будет не 1 000 000 рублей, а 1 450 000. Все из-за долгов.

Пример из жизни:

Вы хотите купить машину и решили пойти сложным путем: найти дешевый вариант в аварийном состоянии и вложить денег в ремонт.

· Цена аварийного авто: 3000$

· Цена ремонта: 1000$

После покупки машины вы нашли в бардачке 500$. Везунчик, что тут скажешь:)

Итоговая цена за авто получилась 3000 + 1000 - 500 = 3500$. Это «Реальная» стоимость

9. EV/EBITDA

Можно назвать это «улучшенным» мультипликатором P/E.

EBITDA — это прибыль компании до выплаты налогов, кредитов и амортизации.

Когда мы высчитываем P/E, то в расчет берем чистую прибыль. А это виртуальный показатель. Более честный показатель — EBITDA.

Беря в расчет «справедливую» цену компании и EBITDA, мы получаем и более честную оценку компании.

Более подробно я буду об этом говорить в практической части на следующем занятии.

Главное запомнить — чем ниже этот показатель, тем лучше.

10. NetDebt / EBITDA

NetDebt это чистый долг

Показывает сколько времени необходимо компании, чтобы расплатиться со своими долгами через получение прибыли.

Итог

С основными понятиями разобрались. Теперь главный вопрос — как эту информацию использовать для оценки компании?

Все очень просто: смотрим на мультипликаторы и на их динамику. На следующем бесплатном уроке я покажу на практике, как пользоваться этими мультипликаторами и находить оптимальные объекты для инвестирования.

Я подготовил для вас памятку:

· Чистая прибыль растет — хорошо

· Активы растут — хорошо

· Выручка растет — хорошо

· Долги уменьшаются — хорошо

· Капитал растет — хорошо

· P/E — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 6

· P/B — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 1

· P/S — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 2

· L/A — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 50%

· ROS — чем больше, тем лучше

· ROE — чем больше, тем лучше

· ROА — чем больше, тем лучше

· EV/EBIDTA — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 6

· Долг/EBITDA — чем меньше, тем лучше. Ориентир — 3

Значение мультипликаторов зависят от отрасли, в которой работает компания. Поэтому правильный путь — это сравнивать компании в одной отрасли.

Пример:

Вы хотите купить акции Лукойла.

· Для начала оцените ее мультипликаторы, может, вас что-то смутит.

· Затем возьмите мультипликаторы компаний из отрасли: Башнефть, Газпром, Новатек и сравните их с Лукойлом.

Таким образом у вас будет сформирована картина того, насколько компания эффективно работает.

Выполняя оценку компании по мультипликаторам, вы уже будете подходить к инвестированию на 95% лучше, чем обычный участник рынка, который работает наугад. У вас будет формироваться собственное понимание об активах, которые вы собираетесь купить.

Пошаговый алгоритм оценки компаний:

· Нашли компанию в которую потенциально хотите вложиться;

· Зашли на сайт https://blackterminal.ru;

· Посмотрели на динамику основных показателей компании и ее мультипликаторов;

· Сравнили мультипликаторы с ориентиром;

· Оценили другие компании из сектора, чтобы понимать какие мультипликаторы характерны для этого сектора;

· По ходу сравниваете насколько ваша компания эффективно работает по сравнению с конкурентами;

· У вас есть четкая картинка о компании, которую вы хотите вложиться и вы понимаете хороший/плохой это актив.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: