Божественный звук, или Мантра, как источник света




Сознание и личность XVII: свет «Бхагаваты»

Божественный свет, божественный звук и свет «Бхагаваты»

 

<Рисунок>
Михаэль Долан, Шрипад Бхакти Видхан Махайоги в Ангкоре

 

Большой взрыв, физика, скорость света

Современным физикам не нравится идея акта творения вселенной. Все мы видели по телевизору передачи, в которых полицейские детективы изучают место происшествия, пытаясь реконструировать последовательность событий. Современным физикам импонирует идея о том, что они способны восстановить цепь событий, произошедших сразу после возникновения вселенной.

<Рисунок>

 

Они могут объяснить, что происходило в первые моменты после Большого взрыва, https://www.physicsoftheuniverse.com/topics_bigbang_timeline.html. Но нашим учёным умам совершенно не интересен вопрос о том, почему произошёл этот Большой взрыв. У них отсутствует интеллектуальное любопытство в отношении тех причин, по которым материя и энергия вселенной оказались сконцентрированы подобным сингулярным образом. Как говорит Хокинг, «Поскольку события до Большого взрыва не имеют наблюдаемых последствий, то мы можем исключить их из теоретического рассмотрения»,

https://www.hawking.org.uk/the-beginning-of-time.html.

 

Математические модели и Метафизика

Иными словами, размышления об истоках вселенной не представляют интеллектуального интереса по причине невозможности сформулировать математическую модель, описывающую это явление. Подобное знание не представляется «полезным», поскольку оно находится за пределами способностей нашего мышления. На санскрите это называется ачинтья, непостижимое. И всё же великие учителя утверждают, что ачинтья доступна познанию, хоть это и невозможно средствами обычной логики.

 

<Рисунок>
Ачинтья непостижима средствами обычной логики

 

Табу науки

Итак, по мнению Хокинга и компании, нет смысла обсуждать истоки так называемого «Большого взрыва», поскольку это не даёт нам никакого полезного знания. Согласно прагматической теории знания, ценность знания определяется его полезностью. Утверждение считается истинным, если оно полезно, иначе говоря, «истинно то, что работает». Научный поиск должен служить прагматическим целям, то есть производить «полезное знание». Любопытно, что слово «работа» переводится на санскрит как карма, поэтому приведенную выше аргументацию можно сформулировать иначе: некое исследование полезно, если оно имеет кармический результат. Значит, любое метафизическое исследование об истоках вселенной «бесполезно» по определению.

 

<Рисунок>
Математические модели

«Ни один вопрос не бесполезен»

Нет также объяснения тому, каким образом такое явление как Большой взрыв смогло развить себя в сложнейшие живые экосистемы без участия некого сознательного организующего начала.

 

Учитывая, что естественной тенденцией вселенной является рост энтропии, то есть рассеяние энергии, ведущее к хаосу, такое развитие событий не имеет логического объяснения. Неубывание энтропии является одним из основополагающих законов природы, управляющих эволюцией вселенной. Все системы имеют тенденцию к дезинтеграции, то есть со временем становятся более хаотичными. Как же тогда столь хаотичный по своей сути процесс, как взрыв, магическим образом привел к столь высокой степени организации? Но, поскольку этот вопрос, по мнению Хокинга, не дает «полезного знания», то его можно просто исключить из рассмотрения.

 

Да будет свет

В Библии говорится: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».

 

Это высказывание может показаться примитивным или чисто мифологическим, но, если, как сказал Гегель, «Абсолют существует Сам по Себе и Сам для Себя», то Он несомненно должен обладать божественным могуществом.

 

Но вся соль в деталях. Каков процесс создания света? В отличие от Стивена Хокинга, мой ум не загружен множеством теоретических формул, и, поскольку «праздный ум — обитель дьявола» у меня достаточно времени на размышления о метафизических вопросах.

 

Поэтому, хотя все это может казаться бесполезным с его точки зрения, осмелюсь, тем не менее, поднять следующие вопросы:

 

«Каким образом был создан свет?»

«Откуда происходит свет?»

и «Какова природа духовного света?»

 

В предыдущих публикациях мы говорили о свете как о духовной силе или энергии. Следует понимать, что свет отличен от того, что мы можем воспринимать нашими глазами. Человеческий глаз способен видеть лишь узкий спектр электромагнитных волн. Так, ультрафиолетовый и инфракрасный диапазоны за рамками видимости для человеческого зрения. И, хотя мы не можем видеть ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, волны соответствующих длин существуют. Также очевидно существует гравитация. Но мы не способны воспринимать гравитационные волны непосредственно. Несомненно, правильное определение гравитационных волн можно считать «священным Граалем» для специалистов, глубоко разбирающихся в тонкостях теории относительности Эйнштейна. Именно гравитация, по-видимому, является тем «клеем», который обеспечивает целостность вселенной. Хотя эта сила слабо поддается нашему восприятию.

Свет и сознание

Поскольку сознание очевидным образом присутствует повсюду, духовный свет, подобно гравитационным волнам, несомненно, должен существовать, однако эта могущественная сила не доступна восприятию наших примитивных органов зрения. Желеобразная субстанция, называемая стекловидным телом, находящаяся в глазном яблоке, не обладает подобной трансцендентной силой. Божественный свет не поддается визуализации и при помощи синапсов зрительного тракта. Темнота, царящая в предлобных долях головного мозга также не способна воспринимать этот свет. Духовный свет представляет собой столь тонкую силу, что она не воспринимается не только невооруженным глазом человека, но и теми грубыми приборами, которые использует эмпирическая наука.

 

Как же тогда можем мы увидеть духовный свет? Как ни странно, это возможно посредством божественного звука, или мантры.

 

Божественный звук, или Мантра, как источник света

 

<Рисунок>

 

В начале времен не существовало письменности. Существовало лишь божественное слово. Как сказано в Библии, «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.»

 

ॐॐ

ॐॐॐ

ॐॐ

Ом.

На санскрите изначальное слово, Логос (λόγος) называется Пранава. Это изначальное слово существовало только как звуковая вибрация, или мантра. В те времена не существовало письменных источников, а был лишь божественный звук. Пранава состоит из одного слога, к которому добавлена анусвара (диакритический знак, обозначающий носовой призвук в конце гласного звука): Ом.ॐ

 

Ом ॐ это утверждение. Оно обозначает «Да». Этот божественный звук утверждает существование Бога, существование души и отношения, связывающие душу и Бога.

 

Обратимся к словам Шридхара Махараджа: «Веды говорят нам: «Ом!» Ом означает большое «Да!»: «То, чего вы ищете, существует! Не отчаивайтесь!» Веды говорят, что то, чего ищет наше сердце, существует. То, к чему стремится сердце каждого из вас, существует, и ваша жажда будет утолена». (Шрила Б. Р. Шридхар Дев Госвами Махарадж. «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Введение.)

 

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.»

 

Изначально существовало слово: ॐ
Ом

 

В те времена не было нужды в письменных источниках. Искажение сознания ещё не зашло так далеко. Согласно Ведам, то был Золотой век человечества.

 

Итак, во времена Золотого века единственная мантра состояла из одного слога Ом.

 

После появления законов Ману стали использоваться и другие слоги, и мантра Ом была расширена.

 

Появилась мантра Ом тат сат.

Гаятри мантра

Затем, во времена правления богов древние мантры были расширены далее. Когда закончился Золотой век, называемый Сатья-югой, согласно ведической традиции люди начали совершать жертвоприношения богам.

 

Именно тогда получила распространение Гаятри мантра. Гаятри мантра это божественный звук, раскрывающий значений пранавы.

 

Вскоре после этого появились также другие мантры и Ведические гимны, вошедшие в устные традиции.

 

Эти божественные звуки, способные открывать божественный свет, в течение долгого времени передавались непосредственно от гуру к ученику.

 

С течением времени деградация усиливалась, и мантры стали более сложными, а ритуалы более изощрёнными; Веды постепенно становились тайным знанием. Хотя мантры, несмотря на различные бедствия, сохранялись на протяжении многих и многих тысяч лет, со временем возникла необходимость записать их.

 

То, что было известно людям как божественное знание, или Веды, постепенно значительно разрослось, поэтому ведическое знание необходимо было соответствующим образом ревизовать, скомпоновать, отредактировать и опубликовать.

 

Исходную единую Веду также нужно было подходящим образом разделить на части.

 

Вьяса

Именно в это время в мир явилась предназначенная для этого душа по имени Вьяса, аватар Господа. Вьяса разделил единую веду на четыре части.

 

Вьяса собрал старые мантры, отредактировал их и скомпоновал в 4 книги, в которые вошли 108 Упанишад в качестве дополнительных философских трактатов. По мнению современных специалистов по ведической традиции, Вьяса жил и работал во время правления царя Юдхиштхиры, сына Панду, правителя Хастинапура, в период сражения на Курукшетре.

 

Вьяса основал школу и обучал своих учеников четырём ведам. Их называли Риши, то есть «адепты истины». Эти мудрецы в дальнейшем разделили четыре веды на различные ветви знаний: медицина, астрология, этика, метафизика, ритуальные практики и другие, для того чтобы люди имели возможность изучать их.

Дополнительное сокращено, содержательное расширено...
Четыре веды из одной

Бхактивинод Тхакур в «Шри Кришна Самхите» замечает, что из всех отраслей ведического знания, наиболее почитаемыми и цитируемыми являются Риг-веда, Сама-веда и Яджур-веда, поскольку в них собраны наиболее древние шлоки и мантры. Но Атхарва-веда также имеет весьма древнее происхождение, поскольку она упоминается в Брихадараньяка-упанишаде (4.5.11): асья махато бхутасья…

 

«Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, и Атхарва-веда, Итихасы, или истории, Пураны, Упанишады, шлоки, или мантры, воспеваемые браманами, сутры, то есть выраженные в концентрированной форме ведические знания, так же, как видья, трансцендентное знание, и объяснения сутр и мантр — всё это эманации дыхания великой Личности Бога».

 

<Рисунок>

Бхактивинод Тхакур

 

Все эти истины относятся к Верховному Господу, поэтому являются вечными. Дата открытия не важна — ценна сама истина. В какое бы время ни была открыта подобная истина, мудрый должен принять её. Те же, кто гонится за установлением точных дат открытия ведических знаний, упускают истинные ценности.

 

Противники ведического мировоззрения пытаются доказать, что оно ограничено временными рамками, что соответствующие источники записаны недавно. Но они упускают суть. Им можно возразить, что, хотя Ньютон открыл закон гравитации в 18-м веке, гравитация — это закон природы, установленный за многие миллионы лет до открытия Ньютона. И мы не отвергаем законы Ньютона по той причине, что они открыты лишь недавно. Наоборот, мы считаем Ньютона гением, который создал математическую модель, описывающую гравитацию как одну из сил природы.

 

Бхактивинод Тхакур так описывает чувства Вьясы после того, как он записал Веды и Махабхарату:

 

«Вьяса остался недоволен тем, что он собрал в Ведах, изложил в Пуранах, о чём рассказал в Махабхарате. Голос совести не одобрил его трудов. Он роптал изнутри:

 

«Нет, Вьяса, ты не можешь удовольствоваться ложной картиной истины, которую неизбежно представили тебе мудрецы прошлых эпох! Стучись сам в двери неистощимой кладовой истины, из которой мудрецы прошлого почерпнули своё богатство. Иди! Иди к истоку истины, где ещё ни одного паломника не постигло разочарование».

 

<Рисунок>
Шукадева рассказывает «Бхагавату»

 

Вьяса внял голосу совести и обрёл то, чего желал. Нам всем советуют сделать то же самое. Следовательно, свобода — самый ценный дар, полученный нами от Бога. Мы не должны допускать, чтобы нас вели те, кот жил и мыслил до нас. Нужно думать самим и стараться добыть новые истины, никем ещё не открытые или еще не приспособленные к нынешним условиям и обстоятельствам, чтобы достичь реализации.»

(https://harekrishna.ru/biblioteka/sridhar/poisk/ch00.php)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: