К основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
1) Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.
2) Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
3) Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.
4) Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
|
5) Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток и частных инвестиций.
6) Реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.
7) Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).
Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды.
|
Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).
В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование текущих нужд действующего производства и в редких случаях — на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала.
Для проведения активной инновационной политики требуется принятие неординарных мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования.
Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта.
|
К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо отнести:
1) финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны;
2) расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на паритетных началах;
3) совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего это касается внебюджетных фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, часть средств которых будет использоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектах. Будет развиваться система конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе.
В условиях хронической нехватки капитальных вложений на воспроизводство основных фондов в финансировании этого процесса ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных отчислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что будет стимулировать вложение средств в инновации.
Важная роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации, будет отведена страхованию финансовых рисков. Будет расширен перечень страховых рисков с включением в него, в частности, технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.
Методы реализации инновационной политики в целом по России:
— формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь: федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и др.;
— государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
— совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения организациям возможности увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации;
— внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
— обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;
— консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими государствами;
— развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
— участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
— выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Перечисленные методы необходимо применять с учетом изменения рыночной конъюнктуры и конкретного содержания инновационных проектов и программ.
Мировая практика показывает, что в современных экономических структурах наукоемкий бизнес является генератором всего экономического развития. На это указывает опыт США, Японии, Германии.
Специфика сегодняшней ситуации во многих регионах России состоит в наличии значительных фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров, уникальной научно-производственной базы и в то же время крайне слабой ориентации экономики на реализацию конкретных инноваций. Это обусловлено отсутствием региональной инновационной политики и механизмов ее реализации, способных создать благоприятные правовые и финансовые условия для широкого внедрения новых технологий.
Формирование комплексной инновационной политики в регионах и создание конкретных механизмов ее реализации позволит создать условия не только для ускорения экономического развития, но и для целенаправленного управления процессом коммерческого использования достижений науки и техники.
Дальнейшее развитие и совершенствование региональной инновационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить использование новых технологий и производство конкурентоспособных товаров и услуг при активной поддержке органов власти и управления, представляется важной задачей развития промышленности в регионах России. Для этого целесообразна реализация следующих мер:
1. Создание условий и механизмов оживления экономики регионов, ее приоритетных направлений посредством продвижения новейших достижений науки и техники во все сферы промышленности, конверсионное производство.
2. Формирование системы государственно-общественной поддержки инновационного предпринимательства в приоритетных секторах экономики, обеспечивающей осуществление полноценного инновационного цикла от идеи до реализации продукции на внутреннем и международном рынках.
3. Изучение инновационного потенциала российских регионов и создание эффективного механизма его использования.
4. Реализация инвестиционных программ, способствующих продвижению на рынок новых технологий и созданию новых производств, содействие созданию новых инновационных фирм.
5. Разработка и совершенствование экономико-правового обеспечения инновационной деятельности, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере.
6. Вовлечение в инновационную сферу экономически активной части населения посредством создания новых рабочих мест, благоприятных социально-экономических условий.
Для повышения инновационного потенциала российской промышленности в регионах необходимо:
— создание инновационно-технологических центров и региональных инновационных фондов, обеспечивающих благоприятную организационную, финансово-экономическую среду для развития инновационных процессов;
— создание сети технологических центров, парков, бизнес-инкубаторов и других инновационных фирм в регионах России, где для этого есть соответствующие условия;
— развитие системы информационного обеспечения инновационного предпринимательства;
— развитие механизмов защиты интеллектуальной собственности;
— увеличение числа новых наукоемких производств и предприятий-инноваторов.
Инновационной деятельности в регионах способствует фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который существует с 1994 г. и имеет представительства в более чем 50 регионах. Финансовой основой деятельности этого фонда являются госбюджетные средства, выделяемые на науки и научное обслуживание, в размере 1% от общей суммы.
Основными принципами региональной научно-технической политики РФ являются:
— ориентация научно-технической сферы на разрешение узловых проблем преодоления кризиса в экономике, инновационной деятельности и обоснование гарантийной устойчивости в ближайшие десятилетия; причем, как отмечают специалисты, на разрешение приоритетных задач может быть использовано до одной трети всех затраченных ресурсов, предназначенных на цели НТП;
— децентрализация и диверсификация организационных, кредитно-финансовых, материально-технических, информационных и иных систем, гарантирующих реальный прогресс науки и техники; важно, чтобы при этом конечные результаты опережали темпы роста затрат, а доля вложений федерального центра не превышала 10—20%;
— интеграция академической, вузовской и отраслевой науки, независимо от форм собственности;
— координация деятельности научно-технических комплексов регионов и экономических районов;
— эффективность, взаимовыгодность внешнеэкономических связей научно-технических структур регионов с учетом долгосрочных региональных и национальных интересов;
— объективная включенность в систему регулирования научно-технического прогресса структур муниципальных образований;
— приоритетность интересов отечественной науки и российских ученых и специалистов;
— упреждающая подготовка кадров исследователей, специалистов по управлению научной сферой;
— маркетинг науки, прогнозирование и оценка новых этапов НТР, ее социальных и экономических последствий;
— ориентация на создание узлов стабилизации, развитие «технопарков», «технополисов», научных «инкубаторов», «мозговых центров», «наукоградов» и т. д.
Среди всего многообразия используемых форм и методов интенсификации регионального научно-технического развития особое место в последнее десятилетие занимает практическая деятельность по формированию так называемых научных (инновационных) парков.
Научно-технологические парки, встраивающиеся в цикл «наука — производство — рынок», следует классифицировать, прежде всего, по их месту и роли в указанном цикле. Подобная классификация может оказаться полезной при определении меры поддержки этих структур государством или бизнесом.
Исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментально-прикладной научный трансферт, действует со стадии завершения фундаментальных исследований; его основным объектом являются новейшие авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Компании парка «производят» авангардные проекты и разработки. Поэтому государственная поддержка здесь должна быть определяющей.
Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно со стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Компании парка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производство (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержке его государством и бизнесом.
Технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Компании технопарка реализуют готовую техническую документацию (ноу-хау), производят новый продукт малыми партиями или участвуют в его серийном производстве на предприятиях. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки.
Промышленный технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.
Что касается французского термина «технополис», то он объединяет научно-производственные центры различного типа и поэтому тяготеет к термину «научный парк» в широком его смысле.
Несмотря на отмеченные различия для всех структур, которые можно называть технополисами, характерен ряд общих черт, позволяющих говорить об их особом феномене.
Во-первых, это — наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка. В его задачи входит: генерация новых перспективных идей для коммерческого использования, подготовка специалистов, которые представляют интерес для промышленных фирм или способны начать свое собственное дело, предоставление квалифицированных консультаций или проведение НИОКР по заказам заинтересованных компаний;
во-вторых — наличие инкубатора малого бизнеса, позволяющего избегать на первых порах больших материальных затрат; апробировать новые идеи ученых, инженеров, начинающих предпринимателей и получать квалифицированную помощь в оценке их перспективности;
в-третьих — наличие венчурных фирм или возможности льготного финансирования для поддержки перспективных предпринимательских проектов;
в-четвертых — наличие всех необходимых экономических условий для успешной деятельности малого и среднего бизнеса, а в отдельных случаях и исследовательских подразделений крупных промышленных компаний, включая возможности приобретения или аренды земельных участков, строительства или аренды зданий, лизинга оборудования, налаживания сотрудничества с университетом, получение местных налоговых льгот или иных финансовых стимулов, предоставление необходимых финансовых услуг и услуг в области связи;
в-пятых — выгодное географическое положение, близость к магистральным автомобильным, железнодорожным, воздушным трассам в сочетании с благоприятным климатом и экологическими условиями, что делает проживание в научном парке привлекательным.
Первые научные парки появились еще в 50-х гг., но резкое увеличение их численности приходится на 80-е гг. Так, во Франции численность научных парков возросла с 3 в 1980 г. до 20 в 1989 г., в Великобритании за те же примерно годы — с 3 до 36. В ФРГ до 1980 г. подобного рода парков не было вообще, а в середине 80-х их было уже 18. В это же время началась реализация программы «Технополис», предусматривающей создание в различных префектурах Японии 19 научных парков японского типа.
В России активное создание научно-технологических зон и технопарков отмечается с середины 90-х гг. 21 июня 1994 г. был принят Указ Президента Российской Федерации (№ 1308) «О создании территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный», а 12 декабря 1995 г. принимается Постановление Правительства России. В Постановлении отмечается, что «Технополис Заречный» создан в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций. Предложение о создании научно-производственного комплекса внесло правительство Свердловской области (на ее территории и создан технополис), оно было поддержано министерствами Российской Федерации по атомной энергии, экономики, финансов, комитетами по управлению государственным имуществом и по драгоценным металлам и драгоценным камням.
16 марта 1996 г. принято постановление Правительства России «О создании научно-технологического парка «Новосибирск». Этот технологический парк создан в целях обеспечения условий для рационального и эффективного использования научно-образовательного и технологического комплекса в Новосибирской области, развития малого бизнеса в научно-технической сфере, освоения новых конкурентоспособных наукоемких технологий и развития на этой основе промышленного региона.
В ноябре 1997 г., учитывая большую значимость для развития экономики РФ и ее регионов научно-технического потенциала, накопленного в муниципальных образованиях с градообразующими научно-производственными комплексами, в целях активного использования этого потенциала, Президент РФ подписал Указ «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий». Речь идет о государственной поддержке наукоградов, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки и подготовку кадров по приоритетным для государства направлениям развития науки и техники. Поставлена задача сохранить научно-технический потенциал тех муниципальных образований, которые получили статус наукограда, обеспечить реструктуризацию и повышение эффективности использования научно-производственных комплексов, устойчивое бездотационное развитие наукоградов.
Реализация инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики России.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятий «инновация», «инновационный потенциал», «инновационная инфраструктура».
2. Что такое «продукт-инновация» и «процесс-инновация»?
3. Что такое венчурный капитал? Какую роль он играет в расширении инновационной деятельности?
4. Как оценить риск инновационной деятельности?
5. В чем причина серьезных недостатков в инновационной деятельности РФ?
Литература
1. О формировании федеральных центров науки и высоких технологий. Постановление Правительства РФ от 18.06. 1999 г. – Рос. газета, 05.07.1999.
2. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учеб. Пособие. – М.: «Тесса», Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2000.
3. Основы региональной экономики: Учеб. пособие / под ред. В. И. Бутова. – М., Ростов н/Д, 2000.
4. Уткин Э., Морозов Г. И., Морозов Н. И. Инновационный менеджмент. – М., 1996.
5. Хрусталев Е. Ю. Экономические проблемы развития наукоемких производств в современной России. – Вестник МГУ, серия Экономика, 1999, №4.