Государственная инновационная политика




 

К основным направлениям государственной инно­вационной политики можно отнести:

1) Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразова­ний, защиты интеллектуальной собственности в инноваци­онной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.

2) Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необхо­димо участие не только органов государственного управле­ния, коммерческих структур, финансово-кредитных учреж­дений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3) Развитие инфраструктуры инновационного процесса, вклю­чая систему информационного обеспечения, систему экспер­тизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподго­товки кадров. Накопившееся в течение многих лет отстава­ние имеет в своей основе не низкий потенциал отечествен­ных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаро­производителей к реализации новшеств как способа конку­рентной борьбы. Это приводит к невостребованности потен­циала отечественной прикладной науки и техники.

4) Развитие малого инновационного предпринимательства пу­тем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5) Совершенствование конкурсной системы отбора инно­вационных проектов и программ. Реализация в отраслях эко­номики относительно небольших и быстро окупаемых инно­вационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перс­пективные производства и организации, усилить приток и частных инвестиций.

6) Реализацию критических технологий и приоритетных на­правлений, способных преобразовывать соответствующие от­расли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики явля­ется выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности про­дукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

7) Использование технологий двойного назначения. Такие тех­нологии будут применяться как для производства вооруже­ний и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное ос­воение отечественных и зарубежных научно-технических и техно­логических достижений мирового уровня, воспроизводство при­родных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

Особое значение имеют экологические приоритеты инно­вационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды.

Для реализации инновационной политики будет совер­шенствоваться система возвратного финансирования ин­новационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).

В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ог­раниченности государственной поддержки отечественные органи­зации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование текущих нужд действующего производства и в редких случаях — на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала.

Для проведения активной инновационной политики требуется принятие неординарных мер, включающих в себя совершенство­вание системы государственных инвестиций, кредитной и налого­вой политики, внебюджетного финансирования.

Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры госу­дарственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта.

К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо отнести:

1) финансирование на безвозвратной основе только иннова­ционных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности стра­ны;

2) расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представ­ляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на паритетных началах;

3) совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего это касается внебюджетных фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, часть средств которых будет исполь­зоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, ис­пользуемых в инновационных проектах. Будет развиваться система конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содей­ствия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе.

В условиях хронической нехватки капитальных вложений на воспроизводство основных фондов в финансировании этого про­цесса ускоренная амортизация является способом быстрого накоп­ления амортизационных отчислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что бу­дет стимулировать вложение средств в инновации.

Важная роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации, будет отведена страхованию финансовых рисков. Будет расширен перечень страховых рисков с включени­ем в него, в частности, технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков ча­стных инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.

Методы реализации инновационной политики в целом по России:

— формирование институциональных и законодательных усло­вий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и про­изводств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматривать­ся меры по разработке правовых актов, в первую очередь: фе­дерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Фе­дерации, указа Президента Российской Федерации о го­сударственной политике по развитию рынка интеллекту­альной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вов­лечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и др.;

— государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собст­венности (в период освоения ими инноваций) за счет введе­ния определенных налоговых льгот, государственных гаран­тий и кредитов;

— совершенствование налоговой системы с целью создания вы­годных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения организациям возможности увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации;

— внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая со­здание условий для формирования совместных с ино­странными партнерами организаций по выпуску отечествен­ной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной дея­тельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

— обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для раз­вития инновационной инфраструктуры, закупки оборудова­ния в целях реализации высокоэффективных инновацион­ных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

— консолидация усилий органов государственной власти и ча­стных инвесторов, направленных на организацию взаи­модействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими го­сударствами;

— развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

— участие инновационно-активных организаций в международ­ных конкурсах;

— выделение прямых государственных инвестиций для реа­лизации инновационных программ и проектов, имеющих об­щенациональный характер, но не привлекательных для ча­стных инвесторов.

Перечисленные методы необходимо применять с учетом из­менения рыночной конъюнктуры и конкретного содержания ин­новационных проектов и программ.

Мировая практика показывает, что в современных экономичес­ких структурах наукоемкий бизнес является генератором всего эко­номического развития. На это указывает опыт США, Японии, Гер­мании.

Специфика сегодняшней ситуации во многих регионах России состоит в наличии значительных фундаментальных и технологичес­ких заделов, высококвалифицированных кадров, уникальной на­учно-производственной базы и в то же время крайне слабой ори­ентации экономики на реализацию конкретных инноваций. Это обусловлено отсутствием региональной инновационной политики и механизмов ее реализации, способных создать благоприятные правовые и финансовые условия для широкого внедрения новых технологий.

Формирование комплексной инновационной политики в реги­онах и создание конкретных механизмов ее реализации позволит создать условия не только для ускорения экономического развития, но и для целенаправленного управления процессом коммерческо­го использования достижений науки и техники.

Дальнейшее развитие и совершенствование региональной ин­новационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить исполь­зование новых технологий и производство конкурентоспособных товаров и услуг при активной поддержке органов власти и управ­ления, представляется важной задачей развития промышленности в регионах России. Для этого целесообразна реализация следующих мер:

1. Создание условий и механизмов оживления экономики ре­гионов, ее приоритетных направлений посредством продви­жения новейших достижений науки и техники во все сферы промышленности, конверсионное производство.

2. Формирование системы государственно-общественной под­держки инновационного предпринимательства в приоритет­ных секторах экономики, обеспечивающей осуществление полноценного инновационного цикла от идеи до реализации продукции на внутреннем и международном рынках.

3. Изучение инновационного потенциала российских регионов и создание эффективного механизма его использования.

4. Реализация инвестиционных программ, способствующих продвижению на рынок новых технологий и созданию новых производств, содействие созданию новых инновационных фирм.

5. Разработка и совершенствование экономико-правового обес­печения инновационной деятельности, системы институци­онных преобразований, защиты интеллектуальной собствен­ности в инновационной сфере.

6. Вовлечение в инновационную сферу экономически активной части населения посредством создания новых рабочих мест, благоприятных социально-экономических условий.

Для повышения инновационного потенциала российской про­мышленности в регионах необходимо:

— создание инновационно-технологических центров и регио­нальных инновационных фондов, обеспечивающих благо­приятную организационную, финансово-экономическую среду для развития инновационных процессов;

— создание сети технологических центров, парков, бизнес-инкубаторов и других инновационных фирм в регионах Рос­сии, где для этого есть соответствующие условия;

— развитие системы информационного обеспечения инноваци­онного предпринимательства;

— развитие механизмов защиты интеллектуальной собственности;

— увеличение числа новых наукоемких производств и предприятий-инноваторов.

Инновационной деятельности в регионах способствует фонд со­действия развитию малых форм предприятий в научно-техничес­кой сфере, который существует с 1994 г. и имеет представительства в более чем 50 регионах. Финансовой основой деятельности этого фонда являются госбюджетные средства, выделяемые на науки и научное обслуживание, в размере 1% от общей суммы.

Основными принципами региональной научно-технической по­литики РФ являются:

— ориентация научно-технической сферы на разрешение узло­вых проблем преодоления кризиса в экономике, инноваци­онной деятельности и обоснование гарантийной устойчиво­сти в ближайшие десятилетия; причем, как отмечают специалисты, на разрешение приоритетных задач может быть использовано до одной трети всех затраченных ресурсов, предназначенных на цели НТП;

— децентрализация и диверсификация организационных, кре­дитно-финансовых, материально-технических, информаци­онных и иных систем, гарантирующих реальный прогресс науки и техники; важно, чтобы при этом конечные резуль­таты опережали темпы роста затрат, а доля вложений феде­рального центра не превышала 10—20%;

— интеграция академической, вузовской и отраслевой науки, независимо от форм собственности;

— координация деятельности научно-технических комплексов регионов и экономических районов;

— эффективность, взаимовыгодность внешнеэкономических связей научно-технических структур регионов с учетом дол­госрочных региональных и национальных интересов;

— объективная включенность в систему регулирования научно-технического прогресса структур муниципальных образова­ний;

— приоритетность интересов отечественной науки и россий­ских ученых и специалистов;

— упреждающая подготовка кадров исследователей, специали­стов по управлению научной сферой;

— маркетинг науки, прогнозирование и оценка новых этапов НТР, ее социальных и экономических последствий;

— ориентация на создание узлов стабилизации, развитие «тех­нопарков», «технополисов», научных «инкубаторов», «мозго­вых центров», «наукоградов» и т. д.

Среди всего многообразия используемых форм и методов интен­сификации регионального научно-технического развития особое место в последнее десятилетие занимает практическая деятельность по формированию так называемых научных (инновационных) пар­ков.

Научно-технологические парки, встраивающиеся в цикл «на­ука — производство — рынок», следует классифицировать, преж­де всего, по их месту и роли в указанном цикле. Подобная класси­фикация может оказаться полезной при определении меры поддержки этих структур государством или бизнесом.

Исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как пра­вило, фундаментально-прикладной научный трансферт, действует со стадии завершения фундаментальных исследований; его основ­ным объектом являются новейшие авангардные научные идеи и вы­текающие из них проекты и разработки, могущие иметь или име­ющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Компании парка «производят» авангардные про­екты и разработки. Поэтому государственная поддержка здесь дол­жна быть определяющей.

Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно со стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии ново­го продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Компании парка тиражируют техни­ческую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производство (выпуск первой промышленной партии). Здесь сле­дует говорить о паритетной поддержке его государством и бизне­сом.

Технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспери­ментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гаран­тированный спрос на рынке. Компании технопарка реализуют го­товую техническую документацию (ноу-хау), производят новый продукт малыми партиями или участвуют в его серийном произ­водстве на предприятиях. Здесь очевидна главная роль бизнес-под­держки.

Промышленный технологический парк осуществляет прибыль­ную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Что касается французского термина «технополис», то он объ­единяет научно-производственные центры различного типа и поэто­му тяготеет к термину «научный парк» в широком его смысле.

Несмотря на отмеченные различия для всех структур, которые можно называть технополисами, характерен ряд общих черт, по­зволяющих говорить об их особом феномене.

Во-первых, это — наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка. В его задачи входит: генерация новых перспективных идей для ком­мерческого использования, подготовка специалистов, которые представляют интерес для промышленных фирм или способны начать свое собственное дело, предоставление квалифицированных консультаций или проведение НИОКР по заказам заинтересован­ных компаний;

во-вторых — наличие инкубатора малого бизнеса, позволяющего избегать на первых порах больших материальных затрат; апроби­ровать новые идеи ученых, инженеров, начинающих предприни­мателей и получать квалифицированную помощь в оценке их пер­спективности;

в-третьих — наличие венчурных фирм или возможности льгот­ного финансирования для поддержки перспективных предприни­мательских проектов;

в-четвертых — наличие всех необходимых экономических ус­ловий для успешной деятельности малого и среднего бизнеса, а в отдельных случаях и исследовательских подразделений крупных промышленных компаний, включая возможности приобретения или аренды земельных участков, строительства или аренды зданий, лизинга оборудования, налаживания сотрудничества с универси­тетом, получение местных налоговых льгот или иных финансовых стимулов, предоставление необходимых финансовых услуг и услуг в области связи;

в-пятых — выгодное географическое положение, близость к ма­гистральным автомобильным, железнодорожным, воздушным трассам в сочетании с благоприятным климатом и экологически­ми условиями, что делает проживание в научном парке привлека­тельным.

Первые научные парки появились еще в 50-х гг., но резкое уве­личение их численности приходится на 80-е гг. Так, во Франции численность научных парков возросла с 3 в 1980 г. до 20 в 1989 г., в Великобритании за те же примерно годы — с 3 до 36. В ФРГ до 1980 г. подобного рода парков не было вообще, а в середине 80-х их было уже 18. В это же время началась реализация программы «Технополис», предусматривающей создание в различных префек­турах Японии 19 научных парков японского типа.

В России активное создание научно-технологических зон и тех­нопарков отмечается с середины 90-х гг. 21 июня 1994 г. был при­нят Указ Президента Российской Федерации (№ 1308) «О создании территориального научно-производственного комплекса «Технопо­лис Заречный», а 12 декабря 1995 г. принимается Постановление Правительства России. В Постановлении отмечается, что «Техно­полис Заречный» создан в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций. Предложение о создании научно-производственного комплекса внесло правительство Свердловской области (на ее территории и создан технополис), оно было поддержано министерствами Рос­сийской Федерации по атомной энергии, экономики, финансов, комитетами по управлению государственным имуществом и по драгоценным металлам и драгоценным камням.

16 марта 1996 г. принято постановление Правительства России «О создании научно-технологического парка «Новоси­бирск». Этот технологический парк создан в целях обеспечения ус­ловий для рационального и эффективного использования научно-образовательного и технологического комплекса в Новосибирской области, развития малого бизнеса в научно-технической сфере, ос­воения новых конкурентоспособных наукоемких технологий и раз­вития на этой основе промышленного региона.

В ноябре 1997 г., учитывая большую значимость для развития экономики РФ и ее регионов научно-технического потенциала, накопленного в муниципальных образованиях с градообразующи­ми научно-производственными комплексами, в целях активного использования этого потенциала, Президент РФ подписал Указ «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких тех­нологий». Речь идет о государственной поддержке наукоградов, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки и подготовку кадров по приоритетным для государства направлениям развития науки и техники. Поставлена задача сохранить научно-технический потен­циал тех муниципальных образований, которые получили статус наукограда, обеспечить реструктуризацию и повышение эффектив­ности использования научно-производственных комплексов, ус­тойчивое бездотационное развитие наукоградов.

Реализация инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики России.

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятий «инновация», «инновационный потенциал», «инновационная инфраструктура».

2. Что такое «продукт-инновация» и «процесс-инновация»?

3. Что такое венчурный капитал? Какую роль он играет в расширении инновационной деятельности?

4. Как оценить риск инновационной деятельности?

5. В чем причина серьезных недостатков в инновационной деятельности РФ?

 

Литература

1. О формировании федеральных центров науки и высоких технологий. Постановление Правительства РФ от 18.06. 1999 г. – Рос. газета, 05.07.1999.

2. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учеб. Пособие. – М.: «Тесса», Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2000.

3. Основы региональной экономики: Учеб. пособие / под ред. В. И. Бутова. – М., Ростов н/Д, 2000.

4. Уткин Э., Морозов Г. И., Морозов Н. И. Инновационный менеджмент. – М., 1996.

5. Хрусталев Е. Ю. Экономические проблемы развития наукоемких производств в современной России. – Вестник МГУ, серия Экономика, 1999, №4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: