Инновационная деятельность в России переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники.
Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства почти во всех отраслях промышленности, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.
Дефицит средств является главным, но не единственным фактором спада инновационной активности. Страна встала на путь рыночных реформ, а научно-техническая сфера оказалась не готовой к работе в новых условиях. Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции.
|
Научными исследованиями и разработками в 2010 г. в России было занято около 3,5 тыс. организаций.
Инновационная активность в России, особенно в промышленности, характеризуется пока еще низкими показателями.
Таблица 1. Сравнительная инновационная активность российской экономики
Показатель | Россия | Германия | Швеция | Италия | Финляндия |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций (промышленность и сфера услуг) | 9,7 | 60,9 | 36,3 | 44,8 | 46,8 |
Удельный вес новой для рынка промышленной продукции в общем объеме промышленной продукции | 0,5 | 7,1 | 18,7 | 27,2 | - |
Сокращение численности инновационно-активных предприятий отмечается в большинстве отраслей промышленности. Исключение составили пищевая, микробиологическая, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность.
По данным статистики, совокупные затраты на технологические инновации в масштабах российской промышленности оцениваются в 9 млрд. руб., в том числе на долю машиностроения и металлообработки приходится свыше 42 % всех этих затрат, химической и нефтехимической – около 16, топливной – 15 %.
Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.
Россия традиционно отстает по объему затрат на инновационную деятельность и в области вузовской науки (988 млн дол.), находясь сегодня на уровне Дании и ЮАР, уступая даже таким странам, как Турция (2,5 млрд дол.), Тайвань (1,7 млрд дол.) и Мексика (1,6 млрд дол.). Так, США на развитие образования выделяют 7,5% ВВП, в то время как в России в 2006 г. этот показатель (включая государственные и частные расходы на образование) находился на уровне 4,6%. Сравнительная характеристика выделяемых на НИОКР средств в различных странах представлена в таблице 2.
|
Таблица 2. Расходы на НИОКР
Страна | Отчисления на НИОКР в % от ВВП (2006 г.) |
США | 2,7% |
Япония | 3,2% |
Финляндия | 3,5% |
Швеция | 4% |
Россия | 1% 1,6% – прогноз на 2011 г. 4% - прогноз на 2020 г. |
Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). России принадлежит только 0,3% мирового рынка наукоемкой продукции.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.
Инновационная активность России за последние 15 лет не испытывала ни взлетов, ни падений: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, колеблется в пределах 9—11%. Устойчиво треть предприятий, осуществляющих инновации, занимается исследованиями и разработками, что дает некие перспективы для повышения конкурентоспособности инновационной продукции.
|
Между тем по уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия – 70%; Канада – 65%; Бельгия – 60%; Ирландия, Дания и Финляндия – 55–57%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20–40%. Кроме того, Россия заметно проигрывает на международном рынке по экспорту высокотехнологичных продуктов. Доля России на этом рынке — всего четверть процента.
Эксперты отмечают интересную особенность инновационности России: существует прямая зависимость инновационной активности от размера предприятий. Так, среди организаций с численностью работников до 49 человек доля технологических инноваторов составила 1.2%, в группе от 50 до 99 человек – 4.6%, от 5000 до 9999 человек – до 70.1% и свыше 10 тыс. человек – 76.6%.