I Модуль Введение в педагогическую профессию. Общие основы педагогики.
| | | | | | | | | | № п/п
| Тема
| Общ.
| Лекции
| Практ.
| Лабор.
| Конс.
| Спец. сам. раб.
| СРС
| | 1.1.
| Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Предмет педагогики.
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.2
| Педагогическая теория и практика. Структура педагогики. Отрасли педагогики, их характеристика
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.3.
| Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.4.
| Развитие, социализация и воспитание личности в педагогической теории и практике
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.5.
| Проблема педагогических целей и содержания образования в педагогической теории и практике
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.6.
| Педагогическая деятельность и личность учителя
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.7
| Профессиональная компетентность учителя: сущность понятия, структура и содержание. Контрольная работа №1.
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.8.
| Методология науки и педагогической деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
| | 1.9.
| Логика и методы педагогических исследований.
|
|
|
|
|
|
|
| | 2.0.
| Участие педагога в исследовательской деятельности. Виды и формы исследовательской деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
| | 2.1.
| Целостный педагогический процесс. Обучение и воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
|
|
|
|
|
|
|
| | 2.2.
| Взаимодействие субъектов педагогического процесса.
|
|
|
|
|
|
|
| | 2.3
| Современная система отечественного образования. Инновации в отечественном образовании. Контрольная работа №2
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Творческая работа.
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Часов
|
|
|
|
|
|
|
| | Итого за модуль
| | |
|
| -
|
| |
| | |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
| | | | | | | | | Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· Общекультурные компетенции (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
· Профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7).
-
Самостоятельная работа студента.
Самостоятельная деятельность является важнейшим фактором профессионального становления будущего педагога. На ее организацию в системе подготовки бакалавра отводится приблизительно 50 % учебного времени.
Это время расходуется на подготовку к занятиям по изучаемому учебному курсу, на выполнение письменных заданий по отдельным темам и собственной творческой работы исследовательского и практического характера.
К заданиям для самостоятельной работы студентов по педагогике относятся:
· работа с научно-педагогическими текстами (на основе реферирования, аннотирования, рецензирования; технологий развития умений критического мышления).
· сравнение педагогических концепций, теорий;
· сравнительный анализ трактовок сущности методологических подходов в различных источниках;
· подготовка к участию в теоретических дискуссиях, дебатах и др.
· анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента);
· выполнение рефератов проблемного или аналитико-оценочного характера.
· анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания конкретного опыта.
Примерные темы творческой работы (согласовываются с преподавателем).
1. Инновации в современной школе (федеральный и региональный аспект).
- Современные подходы к определению целей и содержания образования.
- Индивидуальная образовательная траектория ученика.
- Педагогическая диагностика развития ребенка как личности и ученика,
- Педагогические аспекты различных видов профессиональной (непедагогической) деятельности.
- Диагностика индивидуального опыта ученика (для освоения образовательной программы).
- Особенности деятельности педагога в условиях модернизации образования.
- Образы педагогов различных периодов развития общества.
9. Репродуктивные и творческие аспекты в педагогической деятельности.
- Самоопределение школьников на разных этапах возрастного развития.
- Спектр педагогических профессий в современном мире. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества).
- Модели различных профессионально-педагогических ролей
- Безопасность и комфортность образовательной среды школы
- Социальное творчество детей на разных возрастных ступенях
- Этика и эстетика педагогической деятельности.
- Системы взаимоотношений ребенка в классе, динамика изменения этих взаимоотношений.
- Мастерство и техника в профессии педагога.
- Противоречия и кризисы профессионального становления педагога.
- Внешние и внутренние условия саморазвития учителя..
- Источники и пути самообразования педагога.
- Понятие личностной и профессиональной перспективы.
- Карьерапедагога.
- Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.
- Педагогические способности, авторитет и такт педагога.
- Академические способности педагога.
- Образ мастера в педагогике.
- Профессиональное самовоспитание.
- Затруднения в осуществлении профессиональной деятельности и определение способов их решения.
- Сообщества детей и взрослых для овладения ребенком опытом взаимодействия при решении им определенных задач.
- Возможности образовательной среды образовательной организации для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение самооцениванию и взаимооцениванию, развитие творческой, поисковой активности).
Письменные задания для самостоятельной работы
Тема 1-2
Составление словаря основных педагогических терминов (педагогический процесс, воспитание, образование, обучение) с использованием разных источников (учебники, энциклопедии, словари, сайты, образовательные порталы и т.д.).
Составьте схемы, включающие разделы педагогики как науки и учебной дисциплины и отрасли.
Тема 3.
Проанализируйте направленность, проблематику, структуру двух-трех научно-методических журналов, адресованных педагогам и одной из профессиональных педагогических газет. Соотнесите проблемы с основными задачами педагогики как науки. Переформулируйте практические педагогические задачи в задачи науки.
Тема 4 (дополнительная работа).
Проанализируйте статьи (не менее 5) в педагогических изданиях, в которых рассматривается проблема необходимости учёта разных факторов (наследственности, социальной среды, целенаправленного взаимодействия и самовоспитания) в педагогическом процессе. Выпишите основные идеи, проблемы статей, обоснуйте свою позицию.
Тема 5 (дополнительная работа)
Сравнить различные подходы к конструированию целей и содержания образования.
Темы 6 -7 (одно задание на выбор).
1. Написать отзыв о произведении художественной литературы (фильме, спектакле), описывающем труд учителя, его становление, проявления профессионализма, взаимоотношения с учениками и т.д.
2. Составьте проект своей личной библиотеки современного педагога (учителя-воспитателя). Представьте его сокурсникам.
3. Познакомьтесь с рекомендованной литературой о технике работы с научными педагогическими текстами. Составить памятку для читателя, описывающую один из способов работы. Опишите этот способ однокурсникам.
4. По каталогу в библиотеке проанализируйте, спектр педагогической литературы по проблемам воспитания (самовоспитания), адресованный педагогу, учащимся, их родителям.
5. Примите участие в микроисследовании, выявляющем круг чтения педагогов-воспитателей.
6. Сформулируйте тему и запишите интервью с педагогом-воспитателем как читателем.
7. Разработать рекламный проект по книге, фильму, статье, касающихся современных проблем профессионализма педагога.
8. Подготовить проекты: педагогический журнал, хрестоматия “Идеал педагога”, «Имидж педагога».
9. Проведите мини-исследование по изучению проблем, возникающих в карьере начинающего педагога: какие факторы ей мешают, а какие помогают в профессиональном развитии?
10. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите и выпишитеотрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость у педагога того или иного блока профессионально-значимых качеств личности и умений. Укажите выходные данные подобранных Вами литературных источников.
Темы 8 - 10.
1.этап. В соответствие с выбранной Вами темой сформулируйте проблему, цель, объект, предмет исследования, его задачи. Определите список источников, в которых тема раскрыта. Определите систему методик
2 этап. Презентация выполненной работы.
Темы 11-12 (одна тема на выбор (дополнительно)
1.Познакомьтесь со статьями в педагогических изданиях, в которых рассматривается проблема взаимодействия (общения, совместной деятельности, отношений) педагогов и школьников. Проведите мини-исследование по изучению проблемы.
2. Проанализируйте не менее 5 различных источников информации (книги, периодические издания, сайты, теле-, радиопередачи, кинофильмы и др.), посвященные проблемам взаимодействия педагогов и школьников. Составьте список данных проблем. Вычлените предлагаемые в источнике информации способы решения указанной проблемы. Сформулируйте собственные выводы по наиболее актуальным проблемам взаимодействия педагогов и школьников. Результаты оформите в виде таблицы.
3.Подготовьте материалы для организации дискуссии по проблеме взаимодействия педагогов и школьников и организуйте её на занятии.
Тема 13.
Проанализируйте педагогические источники, в которых рассматривается проблема инноваций в общем среднем образовании. Изучите опыт одной из современных авторских школ и составе малых групп (4-6чел.) подготовьте презентацию школы.
Логика выполнения письменной творческой работы
· Выбрать из предложенного перечня или сформулировать самостоятельно проблему, на решение которой будет направлено исследование.
· Сформулировать противоречия, которые обусловливают проблему исследования.
· Предложите параметры, по которым необходимо доказать актуальность исследуемой проблемы.
· Определить теоретические концепции, лежащие в основе исследования и выбрать из них основную, на которой выстраивается исследование.
· Сформулировать ведущую идею и замысел исследования.
· Обосновать выбор методологического подхода для осуществления исследования.
· Выбрать объект и предмет исследования.
· Продумать логику исследования
· Сформулировать цель исследования.
· Сформулировать задачи исследования.
· Определить ведущие понятия исследования.
· Сформулировать гипотезу исследования.
· Используя эмпирические методы исследования, разработать методику микроисследования на предложенную тему.
· Предложить способы обработки собранного эмпирического материала.
· Используя количественные методы обработки результатов в педагогических исследованиях, разработать методику представления результатов исследования.
| | | | | | | | | | | | | | | |
Технологическая карта
Работа на лекциях, семинарах(аудиторная и внеаудиторная)
|
| Темы1-2
| Тема 3
| Тема4
| Тема5
| Темы6 -7
Контрольная работа №1
| Темы
8-10
Этап 1
Этап 2
| Тема 11-12
| Тема 13
| Контрольная работа№2
| Творческая работа
| Итог
| Сроки
|
15.02
|
22.05
|
1.03
|
15.03
| По расписанию семинара
| По расписанию семинара
| По расписанию семинара
| По расписанию семинара
|
| 31.О5.
|
| Письменная
работа
(мин
баллов).
|
|
|
|
|
| 1д
|
| 1д
|
|
|
|
|
| 1 д
|
|
|
|
| 8-10
| Устная работа
(мин.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1д
|
|
| 1д
|
|
|
|
|
|
| 5-7
| Письменная работа
мах
|
|
| |
| | 2д
| | |
|
| |
| | | | |
|
|
| Устная
мах
|
|
|
| |
| |
| | | | | | | 2д
| |
| | |
|
Литература (для самостоятельной работы).
|
Поиск по сайту:
|