Введение
Психологическое изучение личности началось давно, можно сказать с появлением самого человека. Ведь уже тогда, в своей деятельности, люди, взаимодействуя друг с другом, замечали склонности, мотивы и особенности поведения других людей.
Каждый человек по-своему индивидуален. И это обусловлено тем, что человек имеет свои взгляды на жизнь, у всех разные интересы, способности и особенности характера. Это определяется индивидуально-психологическими особенностями личности. Длительное время психологи занимались изучением человека, как личности. И сделанные открытия позволили руководителям предприятий улучшить свои взаимоотношения с подчиненными, т. к. зная психологические особенности каждого сотрудника, он мог при общении и делегировании полномочий индивидуально подходить к каждому, учитывая его характер, темперамент и способности. Ведь невозможно управлять организацией без учета психологических особенностей людей.
Поэтому я считаю, что тема моей курсовой работы всегда была и будет актуальной, ведь личность имеет еще множество скрытых особенностей, которые еще предстоит выявить и исследовать.
Цель работы – провести комплексный анализ личности.
Задачи:
1. Подобрать необходимую литературу;
2. Систематизировать собранный материал;
3. Наработать методики исследования;
4. Провести необходимые исследования;
5. Обработать результаты, провести анализ;
6. Наработать рекомендации.
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности личности.
В качестве объекта выбрана Семакова Ирина Валерьевна студентка 4 курса исторического факультета Вологодского государственного педагогического университета.
|
В данной курсовой работе я постараюсь дать общее представление о личности, выявить когнитивные и психологические особенности конкретного человека, показать, какое значение они оказывают на учебную деятельность, и какое влияние окажут на будущую профессиональную деятельность. Так же я хочу показать, как коллектив влияет на отдельную личность, ведь человек становится личностью только в обществе, и именно коллектив оказывает самое сильное влияние на формирование личности.
Теоретическая часть
Общее представление о личности
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социальнообусловлены, проявляется в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Факторы, влияющие на формирование личности:
1. Биологический (биологически заданные характеристики);
2. Социальный (социальная среда, социальные институты, культура);
3. Собственная активность человека.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. В приложении №1 представлена иерархическая структура личности по Платонову К.К.
1. Подструктура направленности личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.
2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки, которые также формируются прижизненно, преимущественно с помощью обучения.
|
3. Подструктура форм отражения. Она включает психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения. В значительной мере эта подструктура является врожденной, но преимущественно развивается прижизненно.
4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности, а также ее патологические изменения. Она тоже претерпевает изменения в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жизнедеятельности.
Также структуру личности можно представить, как совокупность способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации и социальных установок.
Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от которых зависит реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества охватывают несколько личностных социальных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.
Наряду с понятием «личность» в науке не редко употребляют термины «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в том, что понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие биологические и психологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека. Набор его уникальных свойств (внешний облик, интеллект, темперамент, воля и т.д.).
Важную роль при изучении личности играет анализ когнитивных особенностей личности, ее психических процессов.