1. Для диагностики внимания была использована методика «Корректурная пробы Бурдона» (Приложение № 3). Данная методика используется для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям.
Для выполнения задания испытуемому дается 10 минут, в этот период необходимо вычеркнуть из предложенных цифр только тройки и семерки, отмечая при этом минутные интервалы.
Ирина справилась с заданием за 7 минут 20 секунд. Это говорит о том, что она способна к быстрому выполнению заданий, к тому же количество ошибок не превышает норму (9 ошибок), поэтому Ирине можно доверить работу, требующую быстрого и качественного выполнения.
Анализ полученных результатов показал, что Ирина сразу включилась в работу, в 1-ую минуту она проверила наибольшее число знаков (296), но допустила 2 ошибки. К третьей минуте общее число, проверенных знаков снизилось до 242 и количество ошибок увеличилось до 3-х.
На 4-ой и 7-ой минутах создавались определенные помехи, которые положительно отразились на выполнении работы. В этот период Ирина проверила большое количество знаков и допустила всего одну ошибку. Это говорит о том, что она может сконцентрировать свое внимание на выполнении задания, не отвлекаясь на посторонние звуки, а если они возникают, то ни сколько не мешают ее работе.
На основе полученных данных можно сказать, что Ирина выполняет порученные ей задания быстро и качественно, производительность труда в процессе работы не снижается и не зависит от посторонних шумов.
Ирина – будущий педагог, поэтому ей предстоит работа по развитию внимания у своих учеников. В связи с этим ей можно дать следующие рекомендации:
|
· На уроке необходимо предлагать ученикам задания, выполнение которых будет происходить в разных условиях;
· Повышать ответственность за результат задания;
· Предлагать трудные, интересные, но посильные задания;
· Проводить различные мероприятия по развитию внимания;
· Повысить интерес в выполнении задания;
· На уроках следует исключить влияние отвлекающих факторов;
· Необходимо организовать благоприятные условия для выполнения заданий и делать перерывы, давая возможность ученикам отдохнуть.
Но также не следует забывать и о развитии собственного внимания. Для этого необходимо:
· Стараться распределять свои силы на весь рабочий день;
· Развивать навыки работы в разнообразных условиях;
· Не поддаваться влиянию отвлекающих факторов;
· Формировать волевые качества, заинтересованность, ответственность;
· Использовать свободное время для отдыха;
· Стараться сосредотачиваться на задании;
· Развивать способности выполнять несколько видов заданий одновременно.
Если Ирина будет соблюдать все вышеизложенные рекомендации, она сможет сформировать у себя и в своих учеников внимательность при выполнении задания, а, следовательно, и хорошую успеваемость.
2. Для изучения особенностей памяти были использованы такие методики, как «Десять слов» и методика «Опосредованное запоминание» (Приложение № 4).
Методика «Десять слов» (Приложение № 5). Целью данной методики является установление индивидуальных особенностей процесса запоминания. Испытуемому предлагается на запоминание десять слов, слова повторяются через определенный промежуток времени, пока испытуемый правильно не воспроизведет все слова. Эти же слова испытуемый должен воспроизвести через час и на следующий день уже без повторения. По полученным результатам строиться график (Приложение № 6).
|
В результате проведения данной методики Ирине удалось воспроизвести все слова уже со второй попытки (после первой она запомнила 8 слов). При воспроизведении данных слов через час ей удалось вспомнить также 10 слов, такой же результат был получен и на следующий день. Это говорит о том, что Ирина способна быстро запоминать информацию в нужных объемах и также легко воспроизводить ее через длительные промежутки времени. Это свойство ее памяти оказывает большую помощь в учебной деятельности, т.к. студентам приходиться запоминать и воспроизводить большие объемы информации.
Методика «Опосредованное запоминание» предназначена для определения того, насколько память, опирающаяся на использование системы вспомогательных смысловых связей, эффективнее непосредственного запоминания и установить может ли испытуемый использовать созданные им для запоминания связи и, опираясь на них, вспомнить заученный таким образом материал.
Данная методика проводиться в два этапа. В серии «А» испытуемому было предложено для запоминания 20 различных слов. После их воспроизведения необходимо было написать запомнившиеся слова. В серии «Б» каждое слово испытуемый должен был графически изобразить, и при воспроизведении опираться на сделанные им рисунки.
|
В серии «А» Ирине удалось запомнить только 7 слов из 20, когда при опосредованном запоминании она смогла воспроизвести 19 слов (Приложение № 7). Это значит, что опосредованное запоминание более эффективно. Также из полученных результатов можно сделать вывод, что Ирина вполне легко может создавать связи между словом и его графическим изображением и, опираясь на него, вспомнить заученный материал. Поэтому Ирине можно дать рекомендацию тезисно записывать или зарисовывать трудно запоминающийся материал.
В связи с этим, в будущей профессиональной деятельности при развитии памяти у своих учеников, Ирине необходимо:
· Сложные задания объяснять несколько раз;
· Формулировку задания излагать четко, последовательно, чтобы прослеживалась логическая связь;
· Объяснять материал с использованием различных наглядных материалов (схем, таблиц, рисунков);
· Делать акцент на особенно важных моментах;
· Предлагать интересные поручения;
· Приводить личный пример, для чего необходимо позаботиться и о развитии собственной памяти.
Рекомендации по развитию памяти:
· Записывать важную информацию в записную книжку;
· Внимательно и сосредоточенно слушать собеседника;
· Особое внимание необходимо уделять важным моментам;
· Со временем повторять необходимую информацию для лучшего запоминания и последующего воспроизведения.
На запоминание информации влияют посторонние факторы (шум, свет), также личная сосредоточенность человека. Важно, чтобы человек проявлял интерес к информации, осознавал важность того, что необходимо запомнить. Очень важны способы, с помощью которых он запоминает материал (повторное прочтение, зарисовка некоторых моментов, поиск ассоциаций и т.д.), также на запоминание информации оказывают влияние индивидуальные особенности человека: сосредоточенность, внимательность, усидчивость и терпение. В профессиональной и учебной деятельности важно учитывать все эти факторы для более эффективного запоминания и последующего воспроизведения.
3. Для исследования мышления использовались методики на определение его быстроты и гибкости.
Методика «Быстрота мышления» позволяет определить темп выполнения операционных компонентов мышления. Испытуемому было предложено 40 слов, в которых были пропущены определенные буквы (Приложение № 8). За определенный промежуток времени надо определить как можно больше слов. Ирина из 40 слов смогла определить 26. Это говорит о том, что у нее средняя быстрота мышления. Поэтому Ирине необходимо развивать скорость мыслительных процессов путем выполнения заданий, требующих быстрого и оригинального решения.
Для определения гибкости мышления Ирине было предложено написать предложение различными способами (Приложение № 9).
Обработка:
1) =152;
2)
3) Коэффициент креативной гибкости:
В результате проведения данной методики получилось, что коэффициент креативной гибкости равен 0,7. Это обозначает, что Ирина обладает пластичным мышлением. Она легко и быстро переключается от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на различные изменения. Данное свойство поможет ей в профессиональной деятельности, т.к. педагогу приходится решать множество разнообразных задач, находить общий язык с множеством совершенно разных учеников и коллег по работе.
4. Тест-опросник Г. Айзенка (Приложение № 10) позволяет определить тип темперамента испытуемого, наиболее характерные свойства поведения и общения. Позволяет выявить наиболее типичное эмоциональное состояние, сильные и слабые стороны испытуемого.
В результате проведения методики Г. Айзенка на определение типа темперамента было выявлено, что у Ирины наиболее выражен тип темперамента «меланхолик» (Приложение № 11, 12). Это значит, что ей свойственны такие черты, как чувствительность, обидчивость, настороженность, неуверенность. Ирина обладает усердием, аккуратностью у нее ярко выражено чувство справедливости.
Одногруппники характеризуют Ирину, как эмоционального, общительного, энергичного в учебной деятельности человека, но только тогда, когда это действительно необходимо. В учебе она проявляет самостоятельность, все проблемы привыкла разрешать сама, за помощью к другим обращается редко.
При общении с друзьями Ирина проявляет сдержанность, тактичность, поэтому ссоры возникают редко, а если конфликт и возник, то он быстро разрешается, т.к. Ирина предпочитает принимать компромиссное решение или пойти на уступки, чем долго и с эмоциями выяснять отношения.
Ирина не любит критику в свой адрес, поэтому с детства привыкла все задания и поручения выполнять качественно, что еще раз подтверждают ее успехи в учебной деятельности. Несправедливое отношение к ней со стороны преподавателей и одногруппников переживает тяжело и всеми силами стремиться доказать свою правоту.
Что касается наиболее характерного эмоционального состояния Ирины, то по графику, представленному в приложении № 12, видно, что испытуемому наиболее типична эмоциональная нестабильность, что еще раз подтверждает полученные результаты.
Ирине свойственно такая характеристика темперамента, как интроверсия. Это значит, что Ирина внутренне сосредоточенный, замкнутый, обращённый в себя человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У нее мало друзей, но все они настоящие, в которых она полностью уверена. Она не привыкла менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности, он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе.
В профессиональной деятельности для педагога важно знать типы темперамента своих учеников, т.к. ему необходимо привить ученикам определенные знания и умения, а для этого необходимо знать какому ученику лучше поручит данное задание, как именно следует объяснить ему поручение и как сообщить ему требования.
Ирине также можно посоветовать:
· Сдерживать свои чувства;
· Воспитывать в себе уверенность, проявлять инициативу в учебной деятельности;
· Легче относиться к критике;
· При общении со сверстниками в некоторых ситуациях необходимо отстаивать свою точку зрения, а не замыкаться в себе;
· Необходимо более эффективно организовывать свое рабочее время для снижения утомляемости;
· Не думать о своих недостатках, чаще обращать внимание на достоинства и сильные стороны.
5. Для определения характера использовался опросник Леонгарда (Приложение № 13), позволяющий определить особенности поведения и общения в зависимости от типа акцентуации характера, выявить черты, привлекательные для собеседника и отталкивающие черты, способствующие возникновению конфликта.
С помощью опросника Леонгарда (Приложение № 14, 15), для диагностики характера, было выявлено, что для Ирины характерны такие типы акцентуации, как возбудимый и экзальтированный (они находятся в поле скрытой акцентуации, ярко выраженной нет).
Это говорит о том, что Ирине характерна повышенная раздражительность, несдержанность, иногда молчаливость и угрюмость. К учебе она относится добросовестно и аккуратно. Также Ирине свойственно очень изменчивое настроение. В периоды подъема настроения она общительна, эмоциональна и дружелюбна; проявляет активность в профессиональной деятельности, готова оказать помощь любому, дать совет и поддержать. Но в основном ей характерно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Отличительными чертами характера Ирины являются высокая нравственность, добросовестность и справедливость. К близким и друзьям проявляет привязанность и сострадание. Некоторая пассивность, пессимизм, паникерство и чрезмерная впечатлительность может оттолкнуть окружающих. Неудачи и горестные события воспринимаются трагично.
Остальные типы личности у Ирины проявляются в норме, в тех условиях, в которых именно они и должны проявляться.
В связи с этим Ирине можно посоветовать сдерживать свои эмоции, легче относиться к неудачам, проявлять активность в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Учителю также необходимо изучать свойства характера своих учеников, их отрицательные и положительные черты, особенности общения и поведения в конкретных ситуациях. Знание характера поможет педагогу найти к каждому ученику индивидуальный подход, составить план урока так, чтобы весь материал был понятен каждому.
Ирине в будущей педагогической деятельность окажут большую помощь такие черты ее характера, как добросовестность, ответственность, аккуратность, стремление добиться результатов, проявление высоких требований к себе и т.д.
6. С помощью шкалы «Уровень самооценки» (Приложение № 16) было выявлено, что у Ирины низкий уровень самооценки (Приложение № 17), что еще раз подтверждает полученные результаты по типу темперамента и другим тестам. Это значит, что Ирина болезненно переносит критические замечания, не уверена в себе.
Поэтому Ирине, прежде всего, необходимо уяснить для себя, что в отличие от других качеств личности самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.
7. «Методика рисуночной фрустрации» Д. С. Розенцвейга. Данная методика основывается на предоставлении испытуемому схематичного контурного рисунка, на котором изображены два человека или более, занятые еще не оконченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрирующей ситуации. С помощью данной методики можно прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению его потребностей, к достижению цели.
Испытуемому было предложено 24 рисунка (Приложение № 18) с изображением людей в конкретной ситуации при разговоре. Испытуемый должен предложить свой вариант продолжения разговора.
После анализа ответов можно сказать, что Ирина при возникновении фрустрирующей ситуации в большинстве случаев принимает позицию, с точки зрения которой данная ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать.
Также в некоторых случаях возникает реакция, в которой подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу.
И в меньшей степени Ирине свойственно, при возникновении фрустрирующей ситуации, принимать ее как благополучную и брать всю вину и ответственность за разрешение данной ситуации на себя.
В большинстве случаев Ирина воспринимает ситуацию как препятствие, которое не имеет большого значения и разрешиться со временем. Также присутствуют реакции, направленные на самозащиту и удовлетворение потребностей. В таких ситуациях Ирина отстаивала свою правоту, или отмечала, что ответственность в данной ситуации никому не может быть приписана. Некоторые ответы также направлены на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению.
В связи с полученными результатами можно сказать, что Ирине не свойственна конфликтность, она адаптирована к своему социальному окружению и если она чувствует свою вину, то обязательно признает ошибку и попросит прощения.
Ирина не предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком низкой самооценки. Она принимает ситуацию такой, какая она есть и пытается разрешить ее мирным способом, не упрекая окружающих и не указывая на их вину.
Заключение
Таким образом, выполнив данную работу, можно сказать, что все поставленные перед началом работы задачи были достигнуты. Я научилась подбирать необходимую литературу, систематизировать собранный материал, наработать методики для исследования, проводить необходимые исследования обрабатывать результаты, проводить анализ и нарабатывать рекомендации по развитию личности. В ходе выполнения этих задач были изучены теоретические основы комплексного анализа личности и практическое их применение.
Цель данной работы также была достигнута. В данной курсовой работе я раскрыла общее представление о личности, провела анализ когнитивных и психологических особенностей конкретного человека, показала, какое значение они оказывают на учебную деятельность, и какое влияние окажут на будущую профессиональную деятельность.
В заключение анализа хотелось бы сказать, что Семакова Ирина Валерьевна обладает всеми качествами для успешной учебной и профессиональной деятельности. Ей свойственна организованность аккуратность, усердие, добросовестность. Ирина обладает отличной памятью, достаточно гибким мышлением, задания способна выполнять быстро и качественно. В учебной деятельности проявляет самостоятельность, активность, но не достаточно инициативна. При общении со сверстниками тактична, не склонна к конфликтам, спорные ситуации предпочитает разрешать принятием компромиссного решения.
Все вышеизложенные качества оказывают большую помощь в учебе и в общении с одногруппниками и друзьями. Выбранная Ириной профессия требует терпения, ответственности, большого эмоционального и физического напряжения. Поэтому необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием и развивать свои индивидуальные психологические способности.
Список литературы
1. Общая психология/ Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.
2. Общие основы психологии. – М.: Просвящение: Владос, 1994. – 576 с.-ISBM 5-09-005103-8.
3. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и коп. («Учебник, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс 2002.- 672 с.
4. Лучшие псих. тесты/пер. с англ. Е.А. Дружининой. – Харьков. 1994. – 320с.
5. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2кн. Кн.
6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.
7. Чередниченко И.П., Тельних Н.В. Психология управления/Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.
Список приложений
1. Приложение № 1 «Иерархическая структура личности»;
2. Приложение № 2 «Типы темперамента»;
3. Приложение № 3 «Корректурная проба, обработка результатов, график»;
4. Приложение № 4 «Методики для исследования памяти»;
5. Приложение № 5 «Бланк ответов к методике «Десять слов»;
6. Приложение № 6 «График к методике «Десять слов»;
7. Приложение № 7 «Бланк ответов к методике «Опосредованное запоминание»;
8. Приложение № 8 «Бланк к методике «Исследование быстроты мышления»;
9. Приложение № 9 «Ответы испытуемого к методике «Гибкость мышления»;
10. Приложение № 10 «Тест-опросник Г. Айзенка»;
11. Приложение № 11 «Бланк ответов испытуемого по опроснику Г. Айзенка»;
12. Приложение № 12 «Координатная ось по методике Г. Айзенка»;
13. Приложение № 13 «Опросник Леонгарда»;
14. Приложение № 14 «Бланк ответов испытуемого по методике Леонгарда»;
15. Приложение № 15 «График по методике Леонгарда»;
16. Приложение №16 «Шкала «Уровень самооценки»;
17. Приложение № «Бланк ответов испытуемого к тесту «Уровень самооценки»;
18. Приложение № 18 «Методика рисуночной фрустрации» Д. С. Розенцвейга».
ПРИЛОЖЕНИЯ