К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание, речь. Именно они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться, работать человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные компоненты деятельности, представлять, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Из всего этого можно сделать вывод, что без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.
Функции психических процессов заключаются в том, что они выступают в качестве регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психические явления – ответ мозга на внешнее и внутреннее состояние, это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас и были когда-то в прошлом опыте.
Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.
Рассмотрим основные психические процессы:
Внимание – направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Виды внимания:
1. Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием;
2. Непроизвольное – это внимание, которое возникает независимо цели деятельности, оно связано с особенностью предметов и явлений и отношением человека к тем или иным фактам и явления.
Основные свойства внимания:
· Сосредоточенность – умение ради основного отключиться от пробочных раздражителей;
|
· Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте;
· Колебание внимания – кратковременные, непрерывные изменения степени его интенсивности, напряженности;
· Переключаемость внимания – быстрый переход от одной деятельности к другой в переносе внимания с объекта на объект;
· Распределение внимания – способность одновременно выполнять несколько видов деятельности.
· Объем внимание измеряется количеством объектов, которые человек может воспринять при одновременном предъявлении.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
В профессиональной деятельности внимание имеет большое значение, а для поддержания продолжительного интенсивного внимания от организма требуется большое нервное напряжение, поэтому во время работы необходимо создавать обстановку, исключающую отвлечение внимания (исключить такие вредные факторы, как шум, вибрация, недостаток освещения). Большое значение имеет также рациональный режим труда и отдыха.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
|
Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Процессы памяти:
1. Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспроизводящейся информации;
2. Сохранение;
3. Воспроизведение – воссоздание образа предмета в памяти, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент;
4. Забывание.
Мгновенная память- способность удерживать на короткое время точную и полную картину мира, воспринимающую органами чувств, что обеспечивает слитное восприятие мира.
Кратковременная память- материал храниться ограниченный промежуток времени, в ограниченных объемах; в нее попадает только та информация, на которую направлено внимание в данный момент.
Долговременная память – в ней храниться весь жизненный опыт человека. Она не ограничена по объемам и не ограничена по времени хранения информации.
Память обеспечивает сохранение профессионально значимой информации в управленческой деятельности. Поэтому менеджер должен иметь необходимую структуру памяти, соответствующую требованиям, предъявляемым к ней управленческой деятельностью.
Мышление – обобщение, опосредованное отражение существенных свойств, связей, отношений объективной реальности.
Мышление представляет собой порождение нового знания активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить.
|
Основные операции мышления:
1. Анализ – мысленное разложение целого на части;
2. Синтез – мысленное объединение частиц в целое;
3. Абстракция – вычленяя свойства отдельного предмета, мы отвлекаемся от остальных свойств;
4. Сравнение – установление сходства, различия между предметами и явлениями;
5. Конкретизация – возвращение мысли от общего к конкретному с целью раскрытия содержания;
6. Обобщение – Мысленное объединение предметов по их общим признакам.
Особенности мышления:
1. Самостоятельность мышления – умение увидеть новую проблему, поставить новые вопросы и затем решить задачу своими силами;
2. Глубина – проявляется в степени проникновения в сущность явления и процесса;
3. Широта мышления – способность человека держать под своим мысленным контролем большое количество отношений между предметами и явлениями;
4. Гибкость – умение изменять намеченный план действий, если он неудовлетворен условиями;
5. Критичность – способность правильно оценить как объект условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
6. Быстрота – способность находить правильные обоснованные решения и реализовать их в условиях дефицита времени.
Также большое значение имеют и психологические особенности личности – темперамент и характер. Изучению которых также посвящается много времени, ведь данные особенности оказывают сильное влияние на поведение человека, его учебную и профессиональную деятельность.