Согласие на обработку персональных данных, основные требования к оформлению




Реферат

 

по дисциплине Информационное право
 

 

на тему Экстремистские материалы:
понятие и порядок признания информации экстремистскими материалами.
 

 

 

«К ЗАЩИТЕ»   ВЫПОЛНИЛ:  
    Студент группы ЮР-17-04
      (номер группы)
  Доцент, к.ю.н., Саранчук Ю.М.   Адамия Милана Гиоргиевна
(должность, ученая степень; фамилия, и.о.)   (фамилия, имя, отчество)
     
(подпись)   (подпись)
     
(дата)   (дата)

 

  Москва, 20    

 

Оглавление

Введение. 2

Согласие на обработку персональных данных, основные требования к оформлению 3

Заключение. 14

Список использованной литературы.. 16

 

Введение

 

Современное российское законодательство о защите персональных данных предусматривает, что для их обработки оператору необходимо получить соответствующее согласие от субъекта персональных данных. Одной из основных целей регулирования порядка дачи субъектом согласия на обработку персональных данных является устранение информационной асимметрии в отношениях между оператором и субъектом персональных данных и обеспечение автономии воли последнего[1]. Согласие субъекта персональных данных на их обработку является единственным законным основанием для любого вида обработки персональных данных. Все случаи обработки персональных данных при отсутствии согласия субъекта на их обработку можно отнести к специальным: речь идет либо о специальных целях обработки, либо о специальном субъекте на стороне оператора, либо об обоих указанных случаях в совокупности.

 

Согласие на обработку персональных данных, основные требования к оформлению

В статье 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"[2] (далее - Федеральный закон "О персональных данных", Закон N 152-ФЗ) к согласию на обработку персональных данных предъявляется ряд общих требований. Указанный Закон содержит несколько условий принятия решения о предоставлении согласия на обработку персональных данных: такое решение принимается свободно, своей волей и в своем интересе. Кроме того, согласие должно отвечать следующим требованиям:

- быть точным, определенным и неабстрактным. Факт дачи согласия должен быть следствием действий субъекта персональных данных, а не вытекать из характера отношений между оператором их обработки и субъектом персональных данных. Молчание или бездействие субъекта персональных данных, даже если такое поведение в соответствии с политикой конфиденциальности оператора будет признаваться согласием, не будет удовлетворять указанному требованию. Так же и в случае использования интернет-ресурсов с применением настроек конфиденциальности по умолчанию при отсутствии их изменения пользователем согласие на обработку персональных данных не будет считаться данным в надлежащей форме;

- быть информированным, то есть осведомленным о последствиях дачи такого согласия. Это требование означает, что перед дачей согласия субъекту предоставляется вся необходимая и достоверная информация о целях обработки, обрабатываемых данных, операторе и иных лицах, которые будут осуществлять обработку его персональных данных, сроки обработки, иная значимая информация, касающаяся обработки персональных данных. При этом из материалов сложившейся судебной практики следует, что желательно также и разъяснить субъекту персональных данных значение используемых терминов для полного соответствия согласия требованиям закона, поскольку без такого разъяснения информированность данного согласия может быть оспорена. Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2016 г. по делу N А44-9647/2015 указано: "Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным и предполагает как минимум письменное разъяснение субъекту персональных данных значения понятия "обработка персональных данных";

- быть сознательным. Такое условие к даче согласия предполагает осмысленное принятие решения. Вынужденный характер дачи согласия ставит под сомнение его соответствие требованиям закона.

Статья 9 Закона N 152-ФЗ также содержит требования к форме согласия на обработку персональных данных: оно может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено Федеральным законом. При этом помимо собственноручной подписи субъекта персональных данных на бумажном носителе признается и согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с Федеральным законом электронной подписью. Таким образом, Закон предусматривает широкую вариативность в вопросе оформления такого согласия.

В настоящее время согласие на обработку персональных данных может быть дано в различных формах.

Получение согласия на обработку персональных данных в письменной форме является обязательным в следующих случаях, прямо предусмотренных Законом N 152-ФЗ:

- если в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных (ст. 8);

- если речь идет об обработке специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10);

- если речь идет о сведениях, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных (ст. 11);

- если в процессе обработки предполагается трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных. При этом, если речь идет о защите жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц, а получение согласия в письменной форме субъекта персональных данных невозможно, то такая передача может быть осуществлена (ст. 12);

- если решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных (ст. 16).

В остальных случаях соблюдение письменной формы не является обязательным.

В Законе N 152-ФЗ предусмотрен также конкретный перечень сведений, которые должны содержаться в согласии в письменной форме:

1) фамилия, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилия, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилия, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Как отмечалось, «разветвленность» самих персональных данных и сфер их применения является основой для значительной внутренней дифференциации рассматриваемого института, проявляющейся в том числе в наличии в его составе подинститутов. В качестве такового, например, можно выделить нормативный массив в сфере биометрических персональных данных. Биометрическая информация, по общему признанию, относится к категории персональных данных с повышенной правовой защитой, и на ее правовой режим существенное влияние оказывает политический режим. И это не случайно, поскольку это такая информация, на основании которой можно установить личность человека (ст. 11 ФЗ «О персональных данных»). Указанное обстоятельство, как верно отмечается в доктрине, предопределяет влияние правового режима государства на установление того или иного уровня защиты прав носителей названных данных. В частности, М. С. Кривогин констатирует, что те страны, которые определенное время в своей истории находились под влиянием тоталитарных или авторитарных режимов, а затем отвергли их, перейдя к демократическому, в большей мере стремятся предоставить дополнительные гарантии субъектам персональных данных.

В свою очередь, подинститут биометрических персональных данных также имеет сложную структуру. Например, важнейшим его структурным элементом является совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих режим геномной информации. Базовым документом на международно-правовом уровне здесь является Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (принята 11 ноября 1997 г. на 29-й сессии Генеральной конференции ООН по образованию, науке и культуре - ЮНЕСКО), которая провозглашает, что геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия, и объявляет его достоянием человечества. В аспекте правового регулирования особую актуальность, помимо прочего, приобретает положение Декларации, устанавливающее, что геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов. Вместе с тем этим документом подтверждается важность и необходимость проведения научных исследований в этой сфере и закрепляется принцип, согласно которому никакие исследования, касающиеся генома человека, равно как и никакие прикладные исследования в этой области, особенно в сферах биологии, генетики и медицины, не должны превалировать над уважением прав человека, основных свобод и человеческого достоинства отдельных людей или, в соответствующих случаях, групп людей. Сказанное свидетельствует о необходимости специальной правовой регламентации порядка, условий и последствий проведения соответствующих доктринальных разработок. В связи с этим в литературе набирает активность научная дискуссия о месте генов и иных образований в ряду объектов права интеллектуальной собственности[3].

Если говорить о нормативном массиве относительно геномной информации как о структурном элементе подинститута биометрических персональных данных, то следует сказать, что внутри него можно выделить два основных блока актов, закрепляющих: во-первых, собственно права человека и его основные свободы в этой сфере и, во-вторых, порядок, условия и последствия проведения научных исследований, связанных с геномом человека.

Сказанное позволяет сделать вывод, что институт персональных данных представляет собой сложно-структурный элемент информационного законодательства, обладающий институциональным единством в силу неразрывной связи с человеком, но имеющий в качестве вектора своего развития усиление внутренней дифференциации, отражающей многообразие этой информации.

Современный человек, существуя в потоках информации, может обнаружить, что используется, распространяется недостоверная информация. Особенно болезненно и эмоционально воспринимаются случаи, когда человек обнаруживает, что такая информация касается его личных данных и иных сведений о нем. Право на забвение предоставляет возможность гражданину защитить себя путем требования прекращения выдачи недостоверных данных, касающихся его личности. Рассматриваемая тема вызывает интерес специалистов, в частности в работе Леденцовой И. А. исследуются истоки формирования права на забвение[4].

Недостоверная информация, зафиксированная на бумажном носителе, в электронной форме, аудио, видеозаписях, в том числе размещенная в сети Интернет, может сформироваться по различным причинам. Так, фактор времени объективно приводит к устареванию сведений о человеке и к потере их актуальности. Кроме того данные могут быть отражены с ошибками, неполнотой и неточностью.

Нормативно урегулирован способ решения проблемы путем изменения или уничтожения неполных, неточных или неактуальных персональных данных оператором персональных данных по обращению субъекта персональных данных.

Субъект персональных данных в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» имеет право:

1) ознакомиться с относящимися к нему персональными данными;

2) представить оператору персональных данных сведения, подтверждающие, что его персональные данные, имеющиеся у оператора персональных данных, являются неполными, неточными или неактуальными.

Оператор персональных данных обязан:

1) в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня предоставления субъектом персональных данных сведений, подтверждающих, что персональные данные являются неполными, неточными или неактуальными, внести в них необходимые изменения;

2) в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня представления субъектом персональных данных сведений, подтверждающих, что такие персональные данные являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, оператор обязан уничтожить такие персональные данные.

Также оператор персональных данных обязан не только уведомить субъекта персональных данных о внесенных изменениях, но и принять меры для уведомления третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

В связи с развитием информационных технологий и размещением большого массива данных в сети Интернет возникла необходимость возложения аналогичных обязанностей на оператора поисковой системы. В частности такие обязанности, закреплены в статье 10.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[5].

Субъектами регулируемых правоотношений являются с одной стороны – оператор поисковой системы, с другой стороны гражданин РФ, информацию о котором можно получить через оператора поисковой системы.

Объектом правоотношений является информация о гражданине, которая должна обладать определенными признаками: распространяться с нарушением законодательства Российской Федерации, являться недостоверной, неактуальной, утратившей значение для гражданина-заявителя.

Гражданин РФ (заявитель) в случае обнаружения в сети Интернет информации о себе с вышеуказанными признаками имеет право (право на забвение):

1) подать требование, которое должно содержать:

а) его анкетные и контактные данные,

б) указание на недостоверную, неактуальную, утратившую значение информацию, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;

в) указание страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена такая информация;

г) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;

д) согласие заявителя на обработку его персональных данных;

1) потребовать у оператора поисковой системы удаления ссылок, которые содержат противозаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе;

2) принять меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок;

3) направить оператору поисковой системы уточненные сведения;

4) обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.

Оператор поисковой системы обязан:

1) прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет;

2) прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя;

3) уведомить о прекращении выдачи ссылок заявителя или направить заявителю мотивированный отказ;

4) направить заявителю уведомление об удовлетворении требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении;

5) не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием.

Проведенное исследование выявило сходства и отличия анализируемых отношений. Во-первых, инициатором удаления, изменения информации или ссылок на информацию является либо субъект персональных данных, либо гражданин РФ (заявитель), к сведениям о котором имеется доступ у оператора персональных данных или у оператора поисковой системы. Во-вторых, совпадает цель, которую пытается достичь вышеуказанный субъект, – это прекращение доступа любых лиц к информации о нем, которую он считает неполной, неточной, недостоверной, неактуальной.

Отличия связаны с формой предоставления информации.

Оператор персональных данных использует информацию в основном отраженную в документах, а оператор поисковой системы имеет дело с информацией, размещенной в сети Интернет.

Объем и содержание информации также могут отличаться. Информация в Интернет-ресурсе не ограничена только персональными данными, она охватывает более широкий спектр сведений о гражданине. Так, нормы о забвении не применяются к информации о преступлениях, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и к информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Отличия можно проследить и по правовому регулированию рассматриваемых общественных отношений. По мнению Сматова К.М. институт персональных данных регулирует общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, т.е. находящиеся на стыке отраслей[6]. С изложенной позицией можно согласиться, так как связь персональных данных с различными отраслями права доказана практикой. Персональные данные истребуются и обрабатываются оператором персональных данных (работодателем, кредитной организацией, лечебным учреждением) в связи с первоначальными трудовыми, гражданско-правовыми и иными конкретными правоотношениями, поэтому производные отношения, связанные с изменением и удалением неполных, неточных или неактуальных сведений охватываются их компетенцией.

Оператор поисковой системы, деятельность которого регулируется нормами информационного права, не получал и не обрабатывал информацию о заявителе, не контактировал с ним, до момента получения от него требования прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет с недостоверной, неактуальной информацией. Поэтому для оператора поисковой системы правоотношения характеризуются как первоначальные.

В соответствии с законом доказательства недостоверности, неактуальности информации должен представить гражданин-заявитель. Вопрос проверки недостоверности, неактуальности информации является сложным. Предполагается, что эта информация не является общественно значимой. Следовательно, обязанность проверять информацию, установленная для владельцев новостных агрегаторов, на рассматриваемые случаи не распространяется. Также на практике оператор поисковой системы не может использовать рекомендации о способах выявления фейковых новостей, которые предлагают авторы ряда публикаций[7].

Права оператора поисковой системы по установлению истины ограничены возможностью направить заявителю уведомление об уточнении представленных сведений, что не позволяет в полной мере разобраться в каждой конкретной ситуации. С одной стороны оператор поисковой системы не обязан осуществлять проверку и оценку доказательств, представленных заявителем. С другой стороны действия оператора поисковой системы по удалению из результатов поиска ссылок на недостоверную, неактуальную информацию или отказ в удалении должны быть обоснованы и законны, так как такие действия оператора поисковой системы могут быть обжаловать в суде.

В связи с планированием на государственном уровне сконцентрировать сведения о каждом гражданине в цифровом профиле гражданина рассмотренные вопросы представляют интерес и требуют дальнейшего теоретического исследования.

 

Заключение

 

Законодательство в области персональных данных является составной частью так называемого информационного законодательства, представляющего собой комплексную отрасль. Как справедливо подчеркивается в литературе, в настоящее время объективной реальностью является необходимость обеспечения безопасности персональных данных, поскольку информация о человеке превратилась в дорогой товар.

Комплексные нормативные правовые акты, как известно, регламентируют тесно связанные общественные отношения в отдельных сферах, используя при этом разноотраслевые нормы. Следует отметить, что практически в любом нормативном правовом акте присутствуют нормы различных отраслей права, поэтому предлагаем проводить деление актов на отраслевые и комплексные на основе такого количественно-качественного критерия? как содержание (направленность) правового регулирования, заключающееся в регулировании либо однородных общественных отношений, либо тесно связанных общественных отношений в отдельных сферах. Таким образом, «комплексность» акта определяется не простым наличием в нем норм различных отраслей права, а фактом регламентации им отдельных сфер деятельности. Можно говорить о различных уровнях комплексности, состоящих в существовании в системе законодательства, как отдельных актах, так и их совокупностей, которые, в свою очередь, могут представлять собой отрасль, подотрасль и институт. Именно такую комплексную совокупность, представляющую собой институт, являет законодательство в сфере персональных данных.

Сегодня информационное законодательство, центральным звеном которого является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», представляет собой разветвленную систему подотраслей, институтов и подинститутов. Одним из таких институтов и является законодательство в области персональных данных. В пункте 9 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ прямо закреплено, что порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных. Можно сказать, ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации» определяет основы правового режима персональных данных как специального вида информации. Так, п. 8 указанной статьи устанавливает принципиальное положение о том, что запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О персональных данных"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451,

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448,

3. Кошаров А. В., Саенко Н. С., Талутова Н. А. Роль больших данных и искусственного интеллекта в выявлении недостоверных новостей [Текст] // А. В. Кошаров, Н. С. Саенко, Н. А. Талутова Актуальные вопросы использования технологий анализа данных и искусственного интеллекта: сб. материалов I Международной научнотехнической конференции. – Астрахань, 2018. – С. 67-70

4. Леденцова И. А. Право на забвение: можно ли затеряться в виртуальной толпе? [Текст] / И. А. Леденцова // Электронное приложение к российскому юридическому журналу. –2017. – № 3 (41). С. 161-164

5. Мохов А. А., Яворский А. Н. Гены и иные образования на основе генов как объекты права интеллектуальной собственности // Гражданское право. 2018. № 4. С. 28-32

6. Савельев А.И. Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных". М., 2017. С. 71.

7. Сматов К. М. Персональные данные как институт права [Текст] / К. М. Сматов // Новые вопросы в современной науке: сб. материалов Международной (заочной) научно-технической конференции. – Нефтекамск, 2017. – С. 296-301.

 


[1] Савельев А.И. Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных". М., 2017. С. 71.

[2]

[3] Мохов А. А., Яворский А. Н. Гены и иные образования на основе генов как объекты права интеллектуальной собственности // Гражданское право. 2018. № 4. С. 28-32

[4] Леденцова И. А. Право на забвение: можно ли затеряться в виртуальной толпе? [Текст] / И. А. Леденцова // Электронное приложение к российскому юридическому журналу. –2017. – № 3 (41). С. 161-164

[5] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448,

[6] Сматов К. М. Персональные данные как институт права [Текст] / К. М. Сматов // Новые вопросы в современной науке: сб. материалов Международной (заочной) научно-технической конференции. – Нефтекамск, 2017. – С. 296-301.

[7] Кошаров А. В., Саенко Н. С., Талутова Н. А. Роль больших данных и искусственного интеллекта в выявлении недостоверных новостей [Текст] // А. В. Кошаров, Н. С. Саенко, Н. А. Талутова Актуальные вопросы использования технологий анализа данных и искусственного интеллекта: сб. материалов I Международной научнотехнической конференции. – Астрахань, 2018. – С. 67-70



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: