Сущностная характеристика понятий «инновация», инновационный процесс», их особенности Краткая оценка состояния социально-экономического развития страны. Проблема преодоления технологической отсталости в сложившихся социально-экономических условиях. Понятия: «инновация», «инновационной процесс», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент». О роли государства и рынка в формировании и функционировании
новой модели экономики Мировой опыт инновационно-ориентированного развития экономики (привести примеры). Программа Евросоюза, рассчитанная на динамичное развитие образования и науки как основы сохранения достигнутого рубежа и построения «самой конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях».Россия и масштабные задачи по формированию экономики, основанных на знаниях. Показатель по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), его сущность. Проблема диверсификации производства и его технологического обновления. Концепция Минэкономразвития РФ социально-экономического развития страны до 2020г., ее сущность. Мировой финансово-экономический кризис и усиление регулирующей роли государства. Объективные и субъективные факторы инновационного
развития, их содержание. Прямые и косвенные методы воздействия государства на экономику, их соотношение в разные периоды экономической ситуации, особенно в периоды кризисов. Государственная инновационная политика как форма обеспечения использования объективных факторов развития экономики. Взаимосвязь инновативности и эффективности производства. Взаимодействие государства и рынка как основа инновационной экономики. Инновационное развитие и основные направления обеспечения конкурентоспособности экономики. Зависимость эффективности современных экономических систем стран от состояния национальной инновационной деятельности. Национальные инновационные системы стран Европы, этапы их развития. Основные направления обеспечения конкурентоспособности экономики России.
|
5.2.Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Аудиторная работа (час) | СРС (час) | Итого (час) | Формы текущего контроля и аттестации | |
Л | С (интерактив) | |||||
1. | Предмет, методы и функции государственного регулирования национальной экономики | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
2. | Политика государства в области инвестиций, их регулирование | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
3. | Планирование -важное направление государственного регулирования экономики | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
4. | Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
5. | Антимонопольная политика государства | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
6. | Предпринимательство. Необходимость в государственной поддержке. | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
7. | Государственное регулирование в области охраны окружающей среды | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
8. | Государственное регулирование региональной экономики | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
9. | Мировое хозяйство и регулирующая роль государства в интеграции | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
10. | Институциональная теория – важный инструмент совершенствования экономических реформ. | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
11. | Роль государства в формировании инновационной конкурентоспособной экономики | Устный опрос. Беседа по темам. Доклады с презентацией по основным разделам курса | ||||
Итого |
|
Содержание практических и семинарских (в т.ч. интерактивных)
Занятий
№ темы | Тематика | Технология проведения |
1 | Предмет, методы и функции государственного регулирования национальной экономики | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
2 | Политика государства в области инвестиций, их регулирование | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
3 | Планирование -важное направление государственного регулирования экономики | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
4 | Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
5 | Антимонопольная политика государства | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
6 | Предпринимательство. Необходимость в государственной поддержке. | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
7 | Государственное регулирование в области охраны окружающей среды | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
8 | Государственное регулирование региональной экономики | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
9 | Мировое хозяйство и регулирующая роль государства в интеграции | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
10 | Институциональная теория – важный инструмент совершенствования экономических реформ. | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
11 | Роль государства в формировании инновационной конкурентоспособной экономики | Подготовить доклад и презентацию по вопросу. Составить краткий конспект для ответа на вопрос. |
|
6. Учебно-методическое обеспечение
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1 Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование тем | Содержание самостоятельной работы |
Предмет, методы и функции государственного регулирования национальной экономики | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада |
Политика государства в области инвестиций, их регулирование | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор источников по темам докладов |
Планирование -важное направление государственного регулирования экономики | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада |
Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор источников по темам докладов |
Антимонопольная политика государства | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, подбор материалов по теме доклада |
Предпринимательство. Необходимость в государственной поддержке. | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, подбор материалов по теме доклада |
Государственное регулирование в области охраны окружающей среды | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, подготовка рецензий по альбому наглядных пособий |
Государственное регулирование региональной экономики | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, подготовка рецензий по альбому наглядных пособий |
Мировое хозяйство и регулирующая роль государства в интеграции | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, подготовка рецензий по альбому наглядных пособий |
Институциональная теория – важный инструмент совершенствования экономических реформ. | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, подготовка рецензий по альбому наглядных пособий |
Роль государства в формировании инновационной конкурентоспособной экономики | Доработка лекции. Подготовка к вопросам семинарского занятия, подготовка рецензий по альбому наглядных пособий |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебной деятельности студентов. Она выполняет важные функции:
- способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции;
- формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
- формирует навыки планирования и организации рабочего времени, расширяет кругозор.
Целью самостоятельной работы студентов является формирование у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать нормативную, правовую документацию и специальную литературу.
Задачи самостоятельной работы:
- увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий;
- повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине включает следующие виды самостоятельной деятельности:
- подготовка к текущим занятиям,
- подбор и изучение нормативно-правовых актов, разработка и подготовка презентаций по теме изучаемого учебного материала, вынесенного на самостоятельноеобучение.
Темы рефератов
1.О неразрывном единстве государства, общества и экономики; необходимость госрегулирования национальной экономики.
2. Особенности государственного регулирования экономики в условиях кризисных явлений.
3. Основные воззрения (концепции) на предмет государственного вмешательства в рыночную экономику на этапах ее становления, развития.
4. Прямые и косвенные методы регулирования экономики, их особенности.
5. Вопросы теории и практики стабилизационной политики.
6. Проблемы обеспечения социальной справедливости в условиях экономик рыночного типа.
7. Различные типы государственного регулирования экономики, их особенности.
8. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности.
9. Инвестиционная деятельность и структурная политика.
10. Иностранные инвестиции, регулирование, формы их привлечения.
11. Политика государства в области инвестиций.
12. Реальные инвестиции, их функционирование.
13. Капитальные вложения в аграрный сектор, повышение их эффективности.
14. Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику России, проблемы и перспективы.
15. Роль ТНК в инвестировании реального сектора экономики России.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплине
7.1 Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины
Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины содержится в разделе 2 «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения общеобразовательной программы».