Одним из важнейших компонентов стратегии и тактики социальной практики являются мониторинговые исследования, дающие возможности принимать действительно продуманные решения на основании анализа изученных и проверенных данных.
Одним из источников получения объективной информации о положении, проблемах и чаяниях граждан старшего поколения стали материалы социологического исследования, проведенного Кировским региональным центром Института социологии РАН совместно департаментом социальной защиты населения Администрации области.
Использовался метод личного формализованного интервью по месту жительства респондентов. Изучались различные аспекты жизнедеятельности граждан старшего поколения.
Анализ материалов социологического исследования позволил сделать вывод о том, что пожилое население является социально-дискриминируемой возрастной группой. Отсюда вытекает необходимость функционирования и развития различных видов и форм экстренной и действенной государственной (альтернативной) помощи пожилым гражданам, попавшим в сложные жизненные ситуации по независящим от них обстоятельствам. Становится очевидной необходимость разработки мероприятий, способствующих эффективному решению проблем старшего поколения.
Далее, данные социологического исследования показали, что граждане пожилого возраста очень часто нуждаются в услугах, не входящих в перечень гарантированных государством, к примеру, механизированная обработка приусадебного участка; ручная обработка, посадка и уборка картофеля; пошив одежды и ремонт обуви и др.
Востребованность перечисленных выше услуг доказывает необходимость развития в учреждениях и службах системы данного направления работы, повышающего эффективность их деятельности по оказанию адресной помощи пожилым людям. Это подтвердилось данными социологического исследования и убедило Департамент социальной защиты населения в развитии дополнительных видов услуг, а также помогло лучше увидеть слабые позиции, на которые необходимо обратить внимание.
|
Исследование также показало, что потребность в сохранении и поддержании здоровья является приоритетной ценностью для абсолютного большинства опрошенных.
Данные по состоянию здоровья были использованы при разработке блока. «Здоровье пожилых людей «проекта Концепции социальной политики и конкретных мероприятий по организации медицинской специализированной помощи на территории области для граждан старшего поколения. Данные социологического исследования по блоку «Здоровье» послужили толчком для принятия решения властных структур по улучшению медицинского обслуживания пожилых людей.[12]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что роль методов социологических исследований в организации социального обслуживания достаточно значима. Информация, получаемая в результате мониторинговых оценок, позволит не только оценить степень эффективности социальной политики в регионе, но и прогнозировать ситуацию, разрабатывать стратегию и тактику принимаемых органами управления решений на опережение, то есть принимать превентивные меры по снижению социальной напряженности, а также находить варианты оптимальных затрат на реализацию социальных программ.
|
Заключение
Социальная работа во всех своих ипостасях – один из наиболее тщательно подготовленных, научно и методически оснащенных социальных феноменов. Процесс усиления научных, теоретических и практических основ социальной работы постоянно набирает силу. И очень важно, чтобы социологические исследования как средства научного обеспечения деятельности социальных учреждений и служб использовались грамотно и, как говорится, к месту, давали в руки их организаторам действительно нужную, достоверную и всестороннюю информацию для того, чтобы принимать продуманные решения на основании анализа полученных данных, устранять недочеты, искать правильные и нужные пути решения нуждающимся. [13]
Высокая отдача от социологических исследований наблюдается лишь там и тогда, когда они проводятся не ради любопытства и созерцания полученных результатов, а в целях познания проблем социальной работы и устранения этих проблем на практике.
Список литературы
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований.-М.,1995
2. Девятко И.В. Методы социологического исследования. - М, 2002,
3. Как провести социологическое исследование/ Под ред.
М.К. Горшков,Ф.Э. Шереги. – М., 1990
4. Коробанов В.В., Плюсина Г.Н. Использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания//Работник социальной службы, 2002 №2, с 19-25
5. Луков В.А. Социальное проектирование, М, 2003
6. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004
|
7. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России/ Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова М, 2002
8. Социальная работа/ Под ред. В.И. Курбатова – Ростов/Д., 2004
9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М, 1999
10. Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк, М, 1981
11. Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование., М, 2001
12. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программы, методы. – Самар. ун-т, 1995
13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 2001
14. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 86-95
15. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. – Казань, 2004
Вопросы к зачету:
1. В чем состоит различие между социальными обследованиями и социологическими исследованиями?
2. В чем стоит цель прикладного социального исследования?
3. Зачем нужны исследования в социальной работе? Функции исследований в социальной работе?
4. В чем особенности различных типов исследований в социальной работе?
5. Расскажите, что вы знаете о различиях между качественными и количественными полевыми исследованиями, качественными и количественными методами. Триангуляция
6. Расскажите о методе эксперимента.
7. Расскажите об особенностях метода интервью.
8. Расскажите о методе наблюдения. В чем состоят особенности метода участвующего наблюдения?
9. Расскажите о методе анализа текста. Как можно применять этот метод в исследованиях в социальной работе?
10. Расскажите суть исследовательской стратегии кейс-стади. В чем состоят особенности этнографической полевой работы? Как понимается контекст и что такое «случай» в исследовательской стратегии кейс-стади?
11. Что такое потребности и как проводится оценка потребности (нуждаемости) клиентов социальной работы?
12. Расскажите об оценке проектов и программ. Для чего необходимо осуществлять оценку деятельности организаций и проектов, которые нацелены на работу с различными группами клиентов?
13. Как вы понимаете выражение «оценка эффективности»? Где применяется такая оценка? Какие формы оценочных исследований вам известны?
14. Раскройте понятия «социальная экспертиза» и приведите примеры подобных исследований.
[1] Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М, 1999, с 47
[2] Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований.-М.,1995, с 96
[3] Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004 с 15
[4] Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004 с 17
[5] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 2001, с 62
[6] Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. –М,1995 с 113
[7] Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк, М, 1981, с 169
[8] Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 88
[9] Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004 с 200
[10] Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк, М, 1981, с 173
[11] Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование., М, 2001 с 145
[12] Коробанов В.В., Плюсина Г.Н. Использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания//Работник социальной службы, 2002 №2, с 19-25
[13] Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 94