Статус депутата местного Совета депутатов




 

Результаты деятельности представительного органа, да и местного самоуправления в целом в решающей мере зависят от того, создает ли законодательство необходимые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий депутатами местных Советов.

Согласно ст. 7 Европейской Хартии правовое положение выборных представителей должно гарантировать свободное исполнение ими своих должностных обязанностей. Оно должно обеспечивать надлежащее возмещение расходов, возникающих при исполнении должностных обязанностей, компенсацию уменьшения заработка или вознаграждение за выполненную работу, социальное обеспечение [4].

Полномочия депутата начинаются со дня их признания (надо бы со дня избрания) и прекращаются с момента начала работы Совета нового состава. Если депутат избран на должность в органы самоуправления, то его полномочия начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица либо в день вступления в силу решения об упразднении данной должности.

Эффективность функционирования представительного органа во многом зависит от возможности осуществления депутатами своих полномочий на постоянной основе. Время работы на постоянной основе засчитывается в трудовой стаж для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. В зарубежных странах местные советы устанавливают дополнительные социальные гарантии таким лицам.

В Республике Беларусь мажоритарная избирательная система предполагает тесную связь депутата с избирательным округом: он ведет прием избирателей, регулярно, но не реже одного раза в год отчитывается перед избирателями о своей работе и деятельности Совета, обеспечивает рассмотрение и принятие правовых актов управления.

Депутатам местных Советов на конституционном уровне гарантируется право на сохранение и осуществление в течение четырех лет очередного созыва депутатского мандата, сердцевину статуса которого составляет право на участие в сессиях Совета [3].

Согласно законодательству и регламентам депутатам предварительно сообщается о времени и месте заседания Совета или его органа, заблаговременно предоставляются необходимые материалы и проекты решений. Во время заседаний депутат вправе обращаться с заявлениями и запросами, вносить предложения, при обсуждениях требовать слова, в том числе по порядку ведения сессии, ему гарантируется право на участие в голосовании. Регламент может содержать ограничения относительно продолжительности выступлений (известны случаи, когда члены представительных органов выступают без перерыва по нескольку суток), права председательствующего по ведению заседания и поддержанию порядка в зале.

Депутату не только предоставляются права, но на него также возлагаются обязанности. Депутат обязан принимать участие в заседаниях Совета и его органов, если возникают препятствия, то о них необходимо незамедлительно сообщать председателю Совета. Неявка депутатов может привести к срыву заседания из-за отсутствия кворума. Гражданам надо проявлять осмотрительность при голосовании во время выборов. В Беларуси получили распространение случаи, когда находящимся в служебной зависимости депутатам различных уровней поступали указания не являться на сессии, вследствие чего была парализована работа представительных органов. Это еще раз подтверждает актуальность надлежащего проведения в жизнь принципа разделения властей [3].

Опыт показывает, что практически во всех без исключения странах Европы члены местных представительных органов получают за свою работу адекватные денежные вознаграждения, что повышает ее результативность и имеет чрезвычайно высокую отдачу. Инвестиции в местное самоуправление, в местную демократию являются одними из наиболее рентабельных, они - важное средство профессионализации местной власти.

Новое законодательство предусматривает возможность создания в Советах депутатских групп, которые могут рассматриваться в качестве первых попыток перехода в будущем к фракционной работе местных представительных органов. Можно предположить, что местная демократия и самоуправление приобретут реальные черты народовластия параллельно со становлением многопартийной системы.

Президиум местного Совета депутатов. Всоответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст. 19) в областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах для организации их работы создаются президиумы. В других Советах эти функции выполняет председатель.

В состав президиума Совета входят:

- председатель Совета;

- заместитель (заместители) председателя;

- председатели постоянных комиссий Совета.

По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета [3].

Позиции президиума, как и представительного органа, в целом ослаблены тем положением, что все депутаты, в том числе и председатели постоянных комиссий, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью. В то же время в первых актах о местном самоуправлении президиум рассматривался как постоянно действующий рабочий органа Совета. Для этого предусматривался переход, по решению Совета, отдельных депутатов на работу в президиум на постоянной основе. Через расширение властных полномочий президиумов предполагалось реформирование Советов в реально действующие органы власти [4].




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: