Васильева Марина Сергеевна,




МБОУ «СОШ №29»

учитель начальных классов

 

Использование заданий с региональным содержанием в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира

В настоящее время перед всей нашей системой образования, в том числе и перед школой остро стоит проблема повышения качества знаний. В связи с этим в педагогической науке и практике повысилось внимание к проблеме формирования познавательных интересов младших школьников.

Одним из средств повышения познавательного интереса младших школьников выступает использование на уроках окружающего мира заданий с региональным компонентом.

Для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира мною подобраны и составлены задания с региональным содержанием.

Задания с региональным содержанием применяются на разных этапах урока:

- при актуализации знаний;

- при изучении нового материала;

- в домашнем задании;

- при закреплении.

При отборе и подготовке заданий с краеведческим содержанием для урока придерживаюсь следующих правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для Республики Хакасия, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими и эмоциональными;

- давать учащимся возможность делать маленькие «открытия», привлекать их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например, улице, где находится их дом или школа;

- формировать умения наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом; воспитывать бережное отношение к увиденному и найденному;

- вызывать интерес к родным местам, содействовать формированию патриотических чувств.

Задания составлялись с учетом тем учебника «Окружающий мир» А.А. Плешакова за 3 класс. Например, темы: «Берегите воду!», «Разнообразие растений», «Охрана растений», «Разнообразие животных», «Охрана животных», «Природа и наша безопасность», «Полезные ископаемые», «Растениеводство», «Животноводство», «Путешествие по городам и странам».

Примеры заданий с региональным содержанием представлены ниже.

Задание 1. Ответь на вопросы карточки.

1. Как называется природный заповедник нашей республики?

2. Какие растения охраняются нашим заповедником? Назови пять видов.

3. Какие птицы охраняются нашим заповедником? Назови пять видов.

4. Какие млекопитающие охраняются нашим заповедником? Назови четыре вида.

Задание 2. Распределите озера Хакасии по 2 группам, минеральные и пресные

МИНЕРАЛЬНЫЕ     ПРЕСНЫЕ

озеро Шира, озеро Шунет, Утичьи озера, озеро Иткуль, озеро Учум, озеро Тагарское, озеро Алтайское, озеро Улуг-Коль, озеро Беле, озеро Ханкуль, озеро Черное, озеро Тус, Кызыкульские озера, озеро Инголь, озеро Большое, озеро Дикое, озеро Буланкуль, озера Саян, озеро Плахино, озеро Плотбищенское, озеро Дешенбинское

Задание 3. Ответьте на вопросы и отметьте на карте значками природные ископаемые Хакасии.

1.Что называют чёрным золотом в городе Черногорске?

2. Где добывают в Хакасии железную руду?

(в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе)

3. Где добывают молибден? (Недалеко от г.Сорска)

4. Что добывают в г.Саяногорске? (мрамор)

Задание 4. Ответьте на вопросы карточки.

1. Какие деревья растут в Хакасии? (ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз..)

2. Какие животные обитают в Хакасии?

3. Что выращивают на полях нашей республики?

4. Каких животных разводят фермеры нашей республики?

Задание 5. Представь, что к нам приехали гости из другой страны. Ответь на вопросы, правильные ответы подчеркни.

1.Гости из разных стран любят сплавляются по рекам:

Чулым, Биджа, Белый Июс, Чёрный Июс, Бюря, Кокса, Абакан, Енисей.

2.Туристы часто купаются и загорают на озерах:

Шира, Плахино, Иткуль, Плотбищенское, Белё. Дешенбинское

Задание 6. На карточке 4 столбика с названиями улиц г. Абакана

Некрасова Пушкина Тараса Шевченко Лермонтова Чертыгашева Вяткина Маршала Жукова Кати Перекрещенко Суворова Цукановой Павших коммунаров Садовая Тополёвая Заводская Игарская Заречная

Ответь на вопросы:

1. В честь кого названы улицы?

Улицы, названные в честь писателей: Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Т.Г. Шевченко, М.Ю. Лермонтова.

Улицы, названные в честь знаменитых людей республики и города: Чертыгашева В.П., Г. А.Вяткина.

Улицы, названные в честь защитников Родины: К. Г.Жукова, К. Перекрещенко, Г. Суворова, М. Цукановой, Павших коммунаров.

Улицы, носящие звучные и лирические названия: Садовая, Тополёвая, Заводская, Игарская, Заречная.

2. Какие улицы ты еще знаешь?

3. На какой улице живёшь ты? Чем она тебе нравится?

Задание 7. Ответь на вопросы карточки

1. На какой улице находится наша школа?

2. Как называется главная улица нашего города?

3. Что находится на этой улице?

4. Какие памятники есть в нашем городе?

Задание 8. Установи соответствие и соедини стрелкой правильные ответы.

 

Деревья   Кустарники   травы Берёза ромашка Боярышник Лиственница Клевер Сирень Шиповник Подорожник

Задание 9. Ответь на вопросы карточки.

1. Какие достопримечательности города ты знаешь?

2. Назовите парки г. Абакана. (парк «Орлёнок», Преображенский парк, Пушкинский сквер, парк Победы, парк топиарного искусства «Сады мечты», ЦПКИО»)

3. Какие средства массовой информации есть в нашем городе? (телевидение, радио, газета «Абакан»)

Задание 10. Ответь на вопросы.

1. Какое дерево считается символом нашей Родины и растет в наших лесах? (Береза)

2. Трава, к которой лучше не прикасаться. (Крапива)

3. Какая ягода бывает черной, белой и красной? (Смородина)

4. Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)

5. Из плодов каких растений можно заварить целебный, витаминный чай? (Из плодов шиповника, боярышника, малины)

6. Дерево, листья которого дрожат от малейшего дуновения ветра. (Осина)

7. Листья какого растения можно прикладывать к ранкам? (Подорожника)

8. Какой удивительный оранжевый цветок, занесенный в Красную книгу, можно увидеть в лесах нашей республики? (жарки)

Задание 11. Выберите правильный ответ.

1. Какое животное изображено на гербе Республики Хакасия?

А) барс Б) медведь в) тигр г) лось

2. Какое дерево не произрастает на нашей территории?

А) ель Б) осина в) сосна г) дуб

3. Какая рыба не водится в Енисее?

А) ауха Б) ерш в) корюшка г) лещ

4. Какая из рек протекает по территории Республики Хакасия?

А) Биджан Б) Зея в) Ташеба г) Ока

5. Какое из этих животных занесено в Красную книгу Республики Хакасия?

А) белая цапля Б) трионикс в) касатка г) беркут

Задание 12. Продолжи ответ или выбери правильный.

1. Абакан, если перевести дословно с хакасского, означает __________.

2. Название газеты, которая печатается в г. Абакан:

а) «Абакан» б) «Усть-Абаканские известия» в) «Черногорский курьер»

3. Считается, что Абакан был основан в:

а) 1925 году б) 1931 годув) 1928 году

4. В национальный состав республики входят: ______________.

5.Самое крупное минеральное озеро на территории нашей республики – _.

6. Крупными реками Республики Хакасия считаются _______________.

Также я использовала творческие задания с региональным компонентом, которые должны были выполнить дети:

- найти информацию про заповедники Хакасии и составить доклад;

- нарисовать понравившееся растение, животное, птицу, рыбу из Красной книги и составить краткий рассказ;

- сделать панно «Абакан-мой родной город», «Береги природу своего региона»;

- найти сказки, стихи, пословицы местных поэтов о природе, городе, людях.

Таким образом, при использовании регионального компонента на уроке окружающего мира учащиеся с удовольствием выполняют задания, проявляют любознательность к различным темам, на уроке повышается активность, дети начинают проявлять инициативность в добыче знаний. Познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: