Вопрос 10.Основные проблемы философии Средних веков: вера и разум, душа и тело, воля и разум , доказательства бытия Бога , природа универсалий.




К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.

Основной проблемой средневековой мысли была проблема соотношения веры и разума.Она может быть сформулирована как вопрос о путях познания: должны ли мы обладать верой для того, чтобы с помощью разума познать мир и Творца? Или же именно рациональное освоение мира приводит нас к вере? При всем разнообразии взглядов можно выделить несколько основных подходов, в той или иной степени разделявшихся различными мыслителями:

 

1) вера самодостаточна и не нуждается в обоснованиях

2)Вера и разум дополняют друг друга (между естественным и Бого-откровенным знанием существуют принципиальное согласие, но если мы не уверуем,мы не поймем)

3)У веры и разума собственные истины.Истины науки выше истин религии, но поскольку истины науки способны понять немногие, то для всех остальных религиозные идеи имеют право на существование.

 

 

Доказательство бытия Бога

 

Вторая главная проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.

 

Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства.

 

Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.

 

Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.

 

Душа и тело

 

Согласно христианскому вероучению, сын божий Иисус Христос воплотился в человека, чтобы своей мучительной смертью на кресте искупить человеческие грехи и подарить людям спасение. Первым из философов, попытавшихся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (III век). Ориген считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа же составляет как бы наше собственное "Я", она является началом индивидуальности, именно душа, по Оригену, и выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело - душе. Но в силу двойственности души, очень часто низшая ее часть берет превосходство над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям.

Другим догматом, определившим христианскую антропологию, был догмат воскресения во плоти. В отличие от прежних, языческих верований в бессмертие человеческой души, которая после смерти тела переселяется в другие тела (как у Платона), средневековое сознание убеждено в том, что человек – когда исполнятся времена – воскреснет целиком, в своем телесном облике, ибо, согласно христианскому учению, душа не может существовать вне тела. Догматы Боговоплощения и воскресения во плоти тесно между собой связаны. Именно эти догматы легли в основу средневекового понимания проблемы души и тела.

В XIII в., когда Аристотель оказался весьма модным и привлекательным мыслителем, произошло переосмысление этой темы. Аристотель полагает, что душа и тело вообще не субстанции, одна из которых бестелесная и вечная, а другая – составная и разрушимая. Некоторые толкователи данной проблемы пришли к выводу, что хотя душа и не зависит от тела полностью, она в то же время и не свободна от него. Так начались поиски средней линии между истолкованием мыслительной души как духовной субстанции и пониманием души как формы тела.

 

Воля и разум

Проблема соотношения свободы воли и разума является традиционной для средневекового мировоззрения и приобретает этическую направленность. Христианские мыслители пытаются согласовать наличие зла на земле с представлениями о Боге как абсолютном совершенстве. Если Бог всеблаг и всемогущ, то откуда в мире зло?

Отвечая на этот вопрос, богословы считают, что возможной причиной греха, зла выступает свобода человека. В результате первородного греха, совершенного Адамом и Евой, человек нарушил свое богоподобие и отдалился от Бога. Но порочность плоти сама по себе не есть еще ни добро, ни зло. Поскольку свобода воли есть согласие воли на поступок, а разум способен различать высшее и низшее, то зло рождается как «неправильное решение свободного духа» и укореняется в человеческой природе. Отсюда следует, что з ло - это неизбежное следствие существования человека, обусловленное особенностями его бытия. Зло есть не что иное, как отсутствие, отрицание добра. Оно не имеет самостоятельной сущности и выражает несовершенство человеческого бытия.

Человек способен преодолеть зло, развивая в себе божественное начало. Свободная воля лишь тогда свободна, когда она не допускает зла. В связи с этим, особое значение приобретает христианская мораль, основные положения которой изложены в Библии.

 

Проблема Универсалий

 

Еще одной важной проблемой была проблема универсалий(общих понятий).Тут решался вопрос, обладают ли общие понятия собственным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? Связи с этим определились три направления: номинализм, реализм и концептуализм.

Номинализм- видел в общих понятиях лишь «манеру речи», имена, которые применяются не к классу вещей как «целому», а порознь к каждой отдельной вещи из какой-либо совокупности; в этом смысле тот или иной класс вещей — не более чем мысленный образ, абстракция. Номиналисты учили, что в действительности существует лишь индивидуальные вещи, а роды и виды — не более чем субъективные обобщения сходного, делаемые при посредстве равных понятий и одинаковых слов.

Реализм полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Концептуализм- истолковывал общие понятия как обобщения, основанные на сходстве предметов. В этом смысле он представлял собой нечто среднее между реализмом номинализмом. Так универсалии существуют до сотворенной природы в божественном разуме в качестве мыслей Бога и прообразов единичных вещей; они существуют также в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу; наконец универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: