Виды невербальных средств общения




 

В процессе общения люди передают намного больше информации, чем могут себе представить. Информацию несут не только слова, но и интонация, тембр, мимика, жесты, позы, взгляд и даже расстояние между собеседниками. Все эти компоненты способны передавать малейшие оттенки эмоций и отношений. Являясь неотъемлемой частью каждой культуры, невербальная коммуникация выступает одним из важнейших компонентов коммуникации.

По мнению специалистов в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации, речь – основной, присущий только человеку, способ коммуникации, но при этом мы используем множество невербальных средств для передачи информации, например, жесты, мимику, позы и даже предметы, окружающие нас [8].

К функциям невербальных средств передачи информации относят такие функции, как дополнение вербальных сообщений (включая дублирование и усиление); опровержение вербальных сообщений; замещение вербальных сообщений; регулирование разговора [7].

Как поясняет В.Н. Куницина, невербальные сообщения в функции дополнения делают речь более выразительной, точной и поясняют ее содержание. Речь можно запомнить лучше и понятнее, если она дублируется жестами. Например, приветствуя друг друга, люди пожимают друг другу руки. Невербальные знаки также могут усиливать наиболее значимые моменты речи. Например, привлечь внимание слушателя можно повысив громкость голоса, делая паузы или жестикулируя определенным образом. Функция опровержения означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному.

Невербальное поведение достаточно спонтанно и меньше контролируется сознанием, и, как следствие, может не соответствовать и даже противоречить сказанному. Если свою первую реакцию человек может контролировать, подлинное эмоциональное состояние обнаруживается через 4-5 секунд. Улыбка или удивление, длящиеся дольше этого времени, могут выдать неудавшийся обман. Наиболее показательными в этом плане являются кивание и махание головой, сопровождающие речь говорящего. Эти жесты служат надежным индикатором честности оппонента. Например, если на вопрос «Вам понятен материал?» следует ответ «Конечно!», сопровождаемый кивком головы, то можно не сомневаться в правдивости слов собеседника. Если же ответу сопутствует мотание головой, то несоответствие слов и движений выдает неискренний ответ.

Функция замещения указывает на использование невербальных сообщений вместо вербальных. Например, при помощи жестов можно сообщить находящемуся вдали приятелю, что нужно выйти поговорить или во время дискуссии ведущий может, с помощью взгляда или поворота головы, предложить выступить кому-то из участников. Регулирование, как функция невербального общения, используется для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше замещающие знаки, ‒ поворот головы, указывающий на того, кто должен выступать; прикосновение, выражающее желание о чем-то спросить, и т.д. Эти и многие другие знаки регулируют процесс коммуникации.

Говоря о семантике невербального общения и знаковых жестов как о своеобразном языке общения, можно выделить несколько критериев. Как правило, психологически выразительные движения никогда не исчезают по отношению к конкретным эмоциональным состояниям. По отношению к выразительным жестовым знакам используются такие понятия как семантическое поле и поле смыслового характера движений выразительности. Следовательно, сам процесс использования выразительных движений, как и процесс их восприятия в акте общения, мы рассматриваем как достаточно сложный процесс выбора нужного значения из всего поля семантики [6, С. 102].

Когда выразительные жесты функционируют в процессе коммуникации, они не только ссылаются на психическое состояние человека, но и приводят к некоторым дополнительным знаниям по отношению к субъекту, ссылаясь на конкретную ситуацию или определенный опыт [6, С. 103].

Значение и смысл выразительных жестов – это, как правило, обобщенная система, выделения индивидуальных значений, которые можно рассматривать как привнесение субъективных аспектов, или, другими словами смысла аспектов. Коммуникативное значение, или смысл и является той единицей, которую нужно рассматривать, исследуя семантику выразительных движений в общении [5, С. 156]. Исследователи семантики выразительных движений, исходят из представлений, что выразительное поведение человека динамично, структура его изменчива и одновременно имеет константные признаки. Изучение строится с учетом того факта, что выразительные движения представляют «ансамбль». Изменение какого-либо компонента ансамбля следует рассматривать как изменение смысла всей структуры. Расчленение отдельных компонентов ансамбля и изучение их индикативно-коммуникативной ценности возможно только в рамках конкретного исследования.

Проведенные учеными изыскания показывают принцип соответствия употребляемых категорий определенным психологическим, социально – психологическим явлениям, которые актуализировались в момент восприятия изображений выразительных движений. Чаще всего выделяют группу этикетных жестов, которые используют в деловом общении, например, в классе или аудитории – преподаватель и студент, и группу жестов, которыми пользуются сверстники во время общения в процессе обучения[3, С. 223]. Наиболее интересна, на наш взгляд, вторая группа. Именно ее семантические коды составляют основу невербального языка. Такая группа характеризуется, прежде всего, маркированием. В символических знаках, которые выделяют среди молодежи, значительно проявляется так называемое игровое начало [4, С. 224].Так, знаки используются для скрытия посылаемого сообщения от посторонних и являются неким паролем. Другие знаковые системы употребляются для экономии речевых ресурсов.

Самым распространенным знаком невербального общения является жест своеобразного приветствия. Яркой формой такого знака является объятие или поцелуй. Распространение данного вида связано с появлением на телевидении фильмов и сериалов о подростках проживающих за пределами нашей страны. Молодежь начинает подражать своим сверстникам и копировать их манеры, слова, одежду, невербальные навыки, а также точку зрения на тот или иной предмет [2, С. 115].

Второй вид приветствия – это приветствие с элементами армрестлинга. Мужчины, в отличие от женщин, для приветствия используют традиционное рукопожатие, которое может скрывать в себе игривый элемент. Так, пожатие вытянутой правой руки может сопровождаться легким хлопком или ударом, что делает приветствие своеобразным [2, С. 118].

Существует и жест прощания. Это тоже своеобразная знаковая система, когда плотно прижимают средние и указательные пальцы друг к другу, затем подносят к виску и от виска направляют вправо, разъединяя пальцы так, чтобы образовалась заглавная буква «V». Подобный знаковый жест используют при прощании, подразумевая при этом, что все будет хорошо. Жест просьбы выглядит так, будто человек молится, при этом ладони сведены вместе, а руки согнуты в локтях, а жест поддержки - ладони сжимаются в кулак, а большие пальцы поднимаются вверх. Интересен жест победы, где пальцы сжаты в кулак, а мизинец указывает на противника или проигравшего, что говорит о том, что команда не собирается сдаваться. Считается, что если во время общения человек слукавил и выразился образно, он поднимает две руки до уровня головы и жестикулирует указательными и средними пальцами, так называемые кавычки. Такой вид знаковой системы чаще всего употребляется школьниками и представляет собой жест обмана.

Жест – просьба подвезти является очень распространенным знаком у молодежи. Чаще всего он используется только девушками, но в последнее время стало распространено и среди мужчин. Стоя на остановке, человек протягивает руку в сторону дороги, тем самым жестикулируя проезжающему транспорту о просьбе довезти [2, С. 258].

Помимо знаковых жестов существуют и эмоциональные невербальные системы знаков. Например, жест, показывающий скуку выражается в символическом похлопывании ладонью по открытому рту, делая вид будто зеваешь. Он используется молодежью также когда собеседник не представляет никакого интереса и с ним скучно [2, С. 261].

Движения восторга и радости – представляет собой активное движение руками, согнутыми в локтевом суставе, а кисти сжаты в кулачки. Большинствожестов могут одновременно обозначать и символы, и эмоции, и изображения в целом. Примером может служить жест молчания, где указательный палец, поднятый вертикально вверх подносится к губам и обозначает «я молчу», «я ничего не знаю», жест звонка – представляет собой поднесенный к уху телефон и заменяют слово «позвони», жест убийцы – поднесенные два пальца – указательный и средний – к виску символизируют пистолет, при этом после изображаемого выстрела часто голова отводится в сторону.

Выделяют, так называемые, клубные жесты, которые пользуются большой популярностью у молодежи, как на территории нашей страны, так и за рубежом [5, С. 87]. Так, например, очень популярным является жест знакомства – танцующий парень, который хочет познакомиться с девушкой на вечеринке, обвивает ее руками за талию и, если девушку устраивает такой расклад, она начинает двигаться с ним в одном ритме. Жест поддержки или одобрения – представляет собой вытянутые, раскачивающиеся влево и вправо руки, чаще всего в которых находится зажигалка или фонарик. Используется этот жест, чаще всего, в знак поддержки известного певца или танцора. Жесты обереги также представляют большой интерес. Например, такой знак, как «чур меня, чур» говорит о том, что человек не желает, чтобы его трогали или что-то говорили за него. Он представляет из себя два скрещенных вместе пальца - указательный и средний.

Держать кулачки «на счастье» символизирует волнение и поддержку. Стоит отметить, что в качестве оберегов, молодежь использует не только жесты, но и целые ритуалы. Считается, что они могут принести удачу, например, в экзаменационный период у студентов. Задача данного ритуала заключается в том, чтобы поймать «халяву» в зачетную книжку. При этом два студента становятся друг напротив друга, у одного в руках раскрытая «зачетка», у другого метла или швабра, на которой он сидит. С криками «Халява, ловись» ученик бежит к зачетке, пытаясь загнать ту самую удачу [5, С. 93].

Второй способ ритуала состоит в том, что ровно в двенадцать часов ночи студенты вытягивают руку с зачетной книжкой в окно и кричат «Ловись, халява, ловись». После чего рекомендуется обернуть зачетную книжку в красную ленту и спрятать в морозильную камеру, чтобы удача примерзла к ней [5, С. 105].

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: