Методика проведения занятий по служебной подготовке




Характерным для процесса обучения в подразделениях ВО является активное целенаправленное взаимодействие между обучающим (руководителем занятия) и обучаемыми (личным составом учебной группы), в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Особо отметим, что знания, умения и навыки - не физические предметы, их просто передать или получить нельзя. Они могут возникнуть у обучаемых только в результате собственной активности.

Движущей силой обучения являются противоречия, в первую очередь, между возникающими о обучающихся под влиянием обучающего потребностями в усвоении недостающих и необходимых знаний по вопросам оперативно-служебной деятельности и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. На основе разрешения этого противоречия путем умелого подбора обучающим методов, средств и организационных форм обучения осуществляется развитие обучаемых, привитие им необходимых умений и навыков.

Методы обучения - это способы совместной деятельности обучающего и обучаемых, направленные на решение задач обучения.

В современной дидактике нет единой точки зрения по вопросу классификации методов обучения. Наиболее распространенной является классификация методов по источнику получения знаний (табл. 4).

Таблица 4

Классификация методов обучения по источнику получения знаний

Методы обучения Источник знаний Основное назначение Виды методов обучения
Словесные Устное или печатное слово Сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов Рассказ Объяснение Беседа Дискуссия Лекция Работа с печатными источниками
Наглядные Наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия Сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения Иллюстрация (плакатов, карт и т. д.) Демонстрация (приборов, устройств, видеофильмов и др.)
Практические Выполнение практических действий Получение информации на основании практических действий, выполненных обучаемым при выполнении практических работ Упражнение (воспроизводящее, тренировочное) Решение оперативно-тактических задач Игра

Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который «помещен» между обучающим и обучаемыми и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.

К материальным средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия; плакаты, карты, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические средства; материально-технические ресурсы (автотранспорт, радиостанции, средства бронезащиты, вооружение и пр.); помещения, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют обучающий и обучаемые для усвоения новых знаний.

Между сферами влияния материальных и идеальных средства обучения нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности обучаемых.

Под организационной формой обучения принято понимать конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании с управляющей деятельности обучающего и управляемой деятельности обучаемых по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Основной формой организации обучения в системе общественно-государственной, служебной, боевой и физической подготовки сотрудников ВО является занятие. Причем, одна и та же форма обучения - занятие - может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и методов обучения, применяемых обучающим.

Хорошо подготовленные и методически правильно проведенные занятия позволяют совершенствовать профессиональную подготовку сотрудников, повышать служебно-боевую готовность подразделений ВО, обеспечить качественное выполнение повседневных и внезапно возникающих задач. Примечательно, что в Наставлении по организации профессиональной подготовки личного состава ОВД отсутствуют методические рекомендации по проведению конкретных видов занятий. И это - правильно, т.к. каждое занятие по своему содержанию уникально, требует специфической подготовки и методики проведения. Известно лишь одно нормативное требование - лица, проводящие занятия по служебной и боевой подготовке, должны иметь план-конспект по изучаемой теме.

В этой связи сформулируем лишь общие черты методики проведения занятий, памятуя о том, что в ее основу положены рекомендации, заимствованные из специальных наук - педагогики, психологии и ораторского искусства.

Лекция составляет основу теоретической подготовки обучаемых. Ее цель - дать систематизированные основы научных знаний по теме, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.

Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной учебы. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задачи и т.п.).

Практическое занятие проводится с целью приобретения, отработки и закрепления практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения служебных задач. Оно может проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого обучаемого.

Успех проведения любого занятия обеспечивается тщательностью его подготовки. В общем случае при подготовке к занятию необходимо:

1) уяснить тему занятия, определенную тематическим планом, ее место среди тематики данного вида подготовки;

2) определить или уточнить учебные или воспитательные цели данного занятия;

3) иметь глубокое понимание учебного материала, знание которого предусмотрено по этой теме и «соприкасающимся» с ней темами;

4) осуществить отбор соответствующего учебного материала, выносимого на занятие;

5) составить и уточнить план проведения занятия, как тот, который будет сообщен обучаемым в начале занятия, так и тот, который будет использоваться лично обучающим, т.е. более подробный, с подвопросами, пунктами и подпунктами;

6) расположить отобранный материал в логически стройную систему в соответствии с планом;

7) отобрать и продумать иллюстрации к изучаемому материалу (учебно-материальное обеспечение занятия), применяемые при этом методические приемы;

8) продумать и сформировать контрольные вопросы для обучаемых (для лекций - при необходимости).

Конечным итогом данной работы является разработка плана-конспекта занятия, утверждаемого начальником подразделения. Примерная структура плана-конспекта проведения занятия приведена на рис. 1.

Во вступительной части отмечаются: тема, цель и план проведения занятия, важность изучаемой темы для деятельности подразделения вневедомственной охране. Контролируется присутствие обучаемых. На выполнение перечисленных действий, как правило, отводится 3-5 минут из общего бюджета времени, отводимого на занятие.


Утверждаю

_________________________________

(должность, специальное звание)

_________________________________

(подпись, инициалы, фамилия начальника)

«_____» ________________ 20___ г.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

проведения ____________занятия по ___________ подготовке

вид занятия вид подготовки

Тема: «____________________________________________________________»

Цели занятия (учебная и воспитательная): ________________________________________

______________________________________________________________________________

Категория обучаемых: ____________________________________________

Время: ___ мин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: